(Окончание. Начало в № 12 (117) декабрь 2013 г.)
Проблем духовной жизни, относящихся к образованию человека, сегодня, как и всегда, много. Под образованием в данном случае я подразумеваю не школьное обучение, но формирование образа Человека в человеке. И, как мне кажется, одной из самых актуальных проблем для современного человека является понимание свободы.
Наверное, ни одно слово так часто не повторяется в наши дни и не носит столь ярко пропагандистского характера, как «свобода». На первый взгляд, это понятие имеет вполне положительный смысл, однако в действительности это меч обоюдоострый. У святого Исаака Сирина есть такие поразительные слова: «Невежественная свобода есть матерь страстей… неуместной этой свободы конец — жестокое рабство». Насколько это верно, приходится убеждаться едва ли не каждый день. Но о какой свободе идет речь?
Существуют разные ее виды. Для полноты картины представим основные из них.
Первый — метафизическое (метафизический — изначально свойственный, неизменно сущностный) ее измерение, когда под свободой понимается одно из основных свойств человеческой природы — свобода воли, выражающаяся прежде всего в самоопределении личности перед лицом добра и зла. Над этой свободой не властен никто: ни другой человек, ни общество, ни законы, ни какая угодно власть, ни демоны, ни ангелы, ни Сам Бог. Классический афоризм отцов Церкви: «Бог не может спасти человека без самого человека» — прекрасно выражает христианское понимание смысла и значения этого вида свободы.
Второй ее вид — социальный. Это внешние свободы, то есть разрешенные (законом, обычаями, религией, общепринятой моралью) поступки человека в окружающем мире. Иначе сказать, это совокупность определенных прав личности в обществе, государстве. В данной области более всего возникает трудных вопросов, поскольку здесь в соприкосновение приходит множество правоспособных лиц.
И третий вид — духовная свобода. Она, в отличие от первых двух, означает власть человека над своим эгоизмом, своими дурными влечениями, недостойными чувствами, желаниями — одним словом, над самим собой. Эта свобода приобретается лишь при правильной духовной жизни. Относительной духовной свободой обладает каждый «обычный» человек (см. Ин 8:34), но полной свободы достигают немногие — очистившиеся от страстей.
В секулярном (секулярный — безрелигиозный, утративший веру в Бога, живущий лишь земными интересами) мире все внимание обращено на второе измерение свободы. Это свобода слова, печати, религиозных убеждений, свобода
Что царит в современном мире? Кажется, свобода, но очень странная |
выборов, свобода поведения в общественной жизни и т.д. Совокупность подобных свобод рассматривается общественным сознанием большей частью как начало и первичное условие духовной жизни человека, его духовного образования.
Но так ли это? Мы все более четко видим, к чему приводит политика, исходящая из такого убеждения, к чему приходит общественная жизнь, законодательство, личная жизнь каждого человека. Что царит в современном мире? Кажется, свобода, но очень странная. Включите телевизор, войдите в интернет, посмотрите рекламу, журналы, газеты — и всюду такая свобода, что нередко становится страшно. Свобода — это такая вещь, с которой играть небезопасно.
Любое право двусторонне и может быть использовано человеком не только для достойных целей, для блага граждан и общества, но и в целях преступных, корыстных, откровенно порочных (например, не только для информации, но и для откровенной диффамации (диффамация — опубликование сведений (действительных или ложных), позорящих какого-либо человека, организацию, идею и т.д.); не только для созидания мира, воспитания целомудрия, но и для пропаганды насилия, разврата и т.д.). О такой возможности красноречиво говорит катастрофическая моральная деградация в современных так называемых «свободных странах», где в самих христианских церквах можно сказать полностью исчезло то, что именуется духовностью в Православии.
Оказывается, подобная свобода, провозглашенная первичной ценностью, становится убийственной для человека. Такая свобода приводит к самым отрицательным последствиям, и прежде всего к духовной опустошенности и нравственной развращенности всей общественной жизни и личности, к идейному анархизму, материализму, антикультуре и т.д.
Один американский психолог, например, следующим образом охарактеризовал свободное телевидение в своей стране: «Когда вы включаете телевизор, вы автоматически выключаете в себе процесс становления Человека». Это, к сожалению, теперь верно и у нас в России. Ибо если по одному из статистических данных в США человек к 18 годам становится свидетелем 150 тысяч насилий, из которых по крайней мере 25 тысяч — убийства, то о каком духовном его образовании можно говорить? По существу это свобода развития лишь самых темных, демонических инстинктов в человеке.
Подмена идеи духовной свободы человека от господства в его душе всякого зла — идеей свободы страстей, их культом в современной культуре — вот смертельная угроза, нависшая над человечеством, как дамоклов меч.