|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (126) сентябрь |
|
|
История Американской Миссии
В этой статье мы вместе с читателями выйдем за пределы России и отправимся к далеким берегам Америки, чтобы пройти путями миссионеров-просветителей Аляски и Алеутских островов.
Американская миссия в течение долгого времени была наиболее сильной из внешних миссий, хотя начиналась она как внутренняя. Естественным продолжением освоения и заселения Сибири послужило то, что казацкие и военные отряды, а также купеческие обозы шли в разных направлениях по Сибири. За ними появлялись остроги (укрепленные пункты), на базе которых в торговых точках возникали города. Колонизация Сибири шла и на юг, до Амура, и на восток, пока не дошла до Тихого океана. Когда впервые вышли к Тихому океану, неизвестно, но уже в середине XVII века Семен Дежнев обогнул Чукотский полуостров и вышел из Ледовитого океана в Тихий. Осваивалось побережье Тихого океана — город Охотск становился точкой активной торговли и дальнейшего освоения новых земель. Осваивалась Камчатка. Шли научные экспедиции. Примерно в это же время, по-видимому, впервые русские корабли достигли и Алеутских островов.
Освоение Аляски и Алеутских островов. Григорий Шелихов
Первыми из Алеутских островов, находящихся между Аляской и Чукоткой, была группа островов, впоследствии названная именем Беринга — Беринговы острова и Аляска. Мы знаем некоторые исторические факты о том, когда стали поступать в Охотск, Иркутск и далее в Россию предметы торговли — шкуры морских котиков, а также клыки моржей. Дело в том, что острова Беринга славились огромным лежбищем котиков и моржей, что привлекало внимание охотников. Туда направились наиболее смелые и предприимчивые купцы, а может быть, и разбойники. И в конце XVIII века с Алеутских островов потоком пошла пушнина.
Этих предпринимателей в конце XVIII века удалось объединить Григорию Шелихову. Была создана Российско-Американская Компания по освоению Алеутских островов и Аляски. Последняя благодаря энергии и уму Шелихова очень быстро нашла признание и в Иркутске, и в Москве, и в Петербурге. Григорий Шелихов получил права и привилегии для Компании у императрицы Екатерины II. Почти сразу после этого, в 1784 году, на Алеутские острова был направлен корабль с первыми поселенцами — 130 человек поселились на большом острове Кадьяк, близлежащем к Америке.
Примерно в это же время Шелихов послал в Священный Синод и императрице прошение о том, чтобы направить духовенство для просвещения местного населения, крещения, строительства храмов и организации церковной жизни на Алеутских островах и на Аляске. Это прошение было рассмотрено в 1793 году, и в том же году Петербургский митрополит Гавриил и Священный Синод вынесли решение направить в Аляску миссию; началась подготовка к организации этой миссии.
Шелихов вел дела с большим размахом и очень быстро стал одним из самых богатых людей Сибири. Все расходы по миссии он брал на себя. Он планировал строительство храмов, школ, подбор способных мальчиков и направление их в Иркутск, в семинарию. Первых мальчиков, не дожидаясь миссии, он сам вывез в Иркутскую семинарию. Он осуществил планомерную, широкую, систематическую работу по духовному просвещению не только местного, но и русского населения.
На Алеутских островах в то время жило примерно 10 тысяч алеутов, на Аляске же жили также алеуты, эскимосы и различные племена индейцев. Алеуты в те времена были очень мирный, детский, простой, доверчивый народ; они поклонялись светлым и темным духам. Алеуты вели кочевой образ жизни, жили в чумах из звериных кож, как эскимосы и другие народы, занимались рыбной ловлей и охотой и почти не знали земледелия.
Приход русских на Алеутские острова был неоднозначен: с одной стороны, это несравнимо более высокий культурный и духовный уровень, с другой — хищничество, пьянство, которые шли вместе с первыми предпринимателями. Шелихов мудро направлял деятельность своих подчиненных по пути мирного и доброжелательного привлечения местного населения к делам Компании. Но другие его соратники часто действовали совсем по-другому: шел грабеж местного населения и эксплуатация по хорошо известным на юге и западе Америки образцам отношения к неграм и индейцам, т.е. превращение алеутов, индейцев и эскимосов в рабов. Эти тенденции в то время были и в России.
Первое русское поселение упрочилось примерно в 1786 году по образцу сибирских острогов — с крепостью, с пушками, с гарнизоном. Русское население в основном жило в этих укрепленных пунктах, в фортах; оно занималось охотой, добычей пушнины и торговлей с местными племенами. В 1799 году Компания получила полную монополию на добычу пушнины на Алеутских островах и Аляске. В это время Компания по существу становится неконтролируемым хозяином этих районов, потому что чиновники, которые шли за купцами, находились в полной от нее зависимости: все корабли, всё принадлежало Компании. Вскоре Шелихов умер, Компанию возглавили его соратники — сначала Евстрат Дидаров, а затем Александр Баранов, который фактически возглавлял Компанию с 1799 года и в течение 29 лет был неограниченным властелином этих краев.
Баранов сделал очень много. При нем были основаны первые поселения — города Ситха и другие, освоены первые шахты добычи угля, создан флот, русские поселения начали распространяться на юг и дошли до Калифорнии, где уперлись в поселения испанцев. В Калифорнии в 1814 году был построен форт Росс, который после нескольких пожаров сохранился до наших дней.
Святой мученик Петр Алеут
Мало кто знает, что с фортом Росс связана не только история освоения южной части западного побережья Северной Америки, но и трагическая история, даровавшая Церкви ее верного святого — мученика Петра Алеута. Дело в том, что продвижение русских колонизаторов на юг Америки очень встревожило владевших тогда Калифорнией испанцев. Они испугались, что Россия намерена завоевать их колонию, и с подозрением относились к форту Росс и всему, что там происходило.
В 1815 году к берегам Калифорнии подошлп группа алеутов на корабле. Испанцы напали на корабль и взяли всех алеутов в плен. Среди них был молодой отрок Петр Алеут. Над захваченными состоялся судебный процесс, и однажды рано утром двух юношей алеутов вывели и попытались убедить отречься от православной веры. Когда они стали отказываться это сделать, то одному юноше, Петру, стали отрезать пальцы и другие части тела, пока он не умер. Он до конца исповедовал православную веру. До того, как успели казнить второго юношу, пришел указ остановиться. В 1980 году святой мученик отрок Петр Алеут был прославлен как местночтимый святой Аляскинской епархии.
Первая Американская миссия. Святые Ювеналий и Герман Аляскинские
Когда Григорий Шелихов от имени Компании в 1793 году обратился в Синод, на Аляске еще не было ни одного православного священника, но сотни людей были крещены. В частности, это было связано с тем, что поселенцы брали жен из местных алеутов или эскимосов и крестили их так же, как и своих детей. Священный Синод (при обер-прокуроре Мусине-Пушкине) под председательством митрополита Петербуржского Гавриила вынес решение о создании миссии по указанию императрицы Екатерины II, и началась работа. Уже в сентябре 1793 года для Американской миссии были подобраны первые монахи из Валаамского монастыря. Священный Синод рекомендовал в качестве начальника миссии иеромонаха Иосафа Болотова (1757—1799), который единственный имел богословское академическое образование, и возвел его в сан архимандрита. В составе миссии был иеромонах Макарий (Александров), Ювеналий (Говорухин), иеродиакон Нектарий (Панов), Афанасий (Михайлов), монах Герман.
Миссия направилась через Москву на восток, ее вез лично Григорий Шелихов. В Москве присоединились брат архимандрита Иосафа, иеромонах Ювеналий, постриженный с именем Стефан, и послушник Иосаф. Они прибыли в Иркутск, затем по Лене добрались до Якутска, на лошадях — до Охотска; Шелихов посадил их на корабль и отправил на Кадьяк. Прибыли они туда 24 сентября 1794 года. Этот день считается началом православной жизни на американской земле.
В это время на Кадьяке жило примерно 220 русских и около 8 тыс. алеутов. Строилась пристань, в порту и форте были деревянные укрепления. Началась церковная жизнь — строительство первого храма и работа с алеутами и с индейцами. С последними было трудно. Гордые воинственные индейские племена находились во враждебных или даже воинственных отношениях с русскими. С алеутами было проще. Иеромонахи начали ездить от острова к острову и проповедовать и крестить уже в значительной мере подготовленных к крещению алеутов.
После смерти Шелихова Компания перестала поддерживать миссию, она была оставлена без поддержки. При Баранове начались жалобы местного населения на притеснения. К чести первых монахов и первых священников, на эти притеснения они отвечали защитой местных жителей перед Компанией. Они не побоялись всесильных руководителей Компании и начали обращаться в Иркутскую епархию, в Петербург (в Священный Синод и к Императору), когда видели, что обращение в Компанию не дало результата. В 1802 году из Александро-Невской Лавры был направлен ревизор иеромонах Гедеон. Он добрался на Алеуты в 1804 году и провел там три года, пытаясь помочь бедственному состоянию миссии. Отчасти из-за этих причин в 1797 году в Россию уехал глава миссии Архимандрит Иосаф.
Алеуты приняли православную веру просто, по-детски и начинали учиться жить по- христиански. Одна из главных трудностей — богослужение совершалось на славянском языке. Архимандрит Иосаф просил рассмотреть вопрос о возможности открытия Алеутской, Аляскинской кафедры с тем, чтобы епископ был викарием епископа Иркутского. Этот вопрос был решен в Священном Синоде. Иосаф поехал в Иркутск, где по решению Священного Синода его рукополагают во епископа — епископ Кадьякский, викарий Иркутской епархии (апрель 1799 года). В мае 1799 года епископ Иосаф вместе с дарами иркутских купцов, богатым облачением, утварью, книгами, со свитой, в которой находились иеромонах Макарий, иеродиакон Степан и др., сели в Охотске на фрегат «Феникс» и направились на Кадьяк. Немного не доплывая до острова, они попали в бурю и все погибли. В это же время при неясных обстоятельствах погиб иеромонах Ювеналий. Он причислен к лику местночтимых святых.
К 1818 году в миссии осталось три монаха — Афанасий, Иосаф и Герман. То, что миссия не могла полноценно трудиться, видно из письма соратника Шелихова — Голикова. Он писал Государю Императору и в Священному Синод о том, как развратилось руководство Компании: «Я думаю, что скоро промышленники предпримут попытку убить Германа, который человек здравый, любящий Бога, скромный, честный, идеальный монах, безупречен в своем поведении». Одновременно шел поток клеветнических обвинений на монахов в Иркутск и в Петербург. Дошло до того, что монахам запрещали совершать богослужение даже в воскресные дни без разрешения руководства Компании.
Но все-таки миссия жила. На Кадьяке работала школа для алеутов. В ней училось около 50 человек. Наконец монах Герман уехал с острова Кадьяк на недалеко расположенный остров Еловый. Здесь, вдали от руководства Компании, он построил часовню, келью и начал учить детей-алеутов. Он учил алеутов сельскому хозяйству и многому другому. В 1807 году инспектирующий иеромонах Гидеон уехал и оставил Германа во главе миссии. Последний иеродиакон отправился вместе с Гидеоном. Иосаф жил вместе с Германом; скончался он в 1823 году. Герман похоронил его около их часовни на острове Еловом и начал жить отшельнической жизнью, отдавая все свое время алеутам. Скончался он 13 декабря 1837 года.
Светлая память о святом человеке сохранилась среди алеутов. Он причислен к лику святых в 1971 году. Сложно представить себе ту любовь, которую питают современные алеуты к св. Герману. Наверное, для нас, православных России, такое благоговейное и горячее почитание сравнимо лишь с преподобным Сергием Радонежским или Серафимом Саровским. И это неудивительно, ведь святой Герман вместе со Словом Божиим передал алеутам и свою христианскую любовь, подлинно исполнив на деле евангельскую заповедь о любви к Богу и ближнему.
Как смотрел отец Герман на туземных жителей Америки, как понимал свое отношение к ним и как сочувствовал их нуждам, выражает он сам в одном из писем к правителю колонии: «Любезному нашему отечеству, — писал он, — Творец как будто новорожденного младенца дать изволил; край сей, который еще не имеет ни сил к каким-нибудь познаниям, ни смысла, требует не только покровительства, но по бессилию своему и слабого ради младенческого возраста — самого поддерживания; но и о том самом не имеет он еще способностей кому-либо сделать свою просьбу. А как зависимость сего народного блага небесным Провидением, неизвестно до какого-то времени, отдана в руки находящемуся здесь русскому начальству, которое теперь вручилось вашей власти, сего ради я, нижайший слуга здешних народов и нянька, от лица тех пред вами ставши, кровавыми слезами пишу вам мою просьбу. Будьте нам отец и покровитель. Мы всеконечно красноречия не знаем; но с немотою, младенческим языком говорим: "Отрите слезы беззащитных сирот, прохладите жаром печали тающие сердца, дайте разуметь, что значит отрада!"»
Как святой Герман чувствовал, так и поступал. Помогал нуждающимся чем только мог — и алеуты и их дети часто посещали его. Кто просил совета, кто жаловался на притеснение, кто искал защиты, кто желал помощи — каждый получал от старца возможное удовлетворение. Любовь отца Германа к алеутам доходила до полного самоотвержения.
Возрождение Американо-Аляскинской миссии. Святитель Иннокентий (Вениаминов)
Казалось бы, миссия умерла, ведь в 1823 году на Алеутских островах остался один простой монах. В Синоде в том же году вынесли решение Американско-Аляскинскую миссию закрыть. Это решение не было утверждено императором Александром I, и Синод направил по епархиям послание с тем, чтобы найти людей, которые хотели бы поехать миссионерами на Алеутские острова. Начался новый этап жизни Американско-Аляскинской миссии. В 1824 году на остров Уналашку прибыл откликнувшийся на этот призыв женатый священник отец Иоанн Вениаминов или Попов (первая фамилия) из Иркутска. Он приехал в июне 1824 года вместе с семьей (мать, жена, сын, брат).
В Иркутской семинарии он выделялся исключительными способностями и блестяще ее окончил. Ему все удавалось: богословское учение, пение, языки; он очень любил механическую работу, ремесла, изготовление часов. Живой, веселый, крепкий, он стал диаконом в Иркутске, потом священником в Благовещенском храме в Иркутске. Его выделили ректор семинарии и епископ Иркутский.
По благословению владыки он поехал всей семьей сначала по Лене, потом верхом до Охотска. Сели на корабль и приплыли на о. Уналашку, один из Алеутских островов, 29 июня 1824 года. О. Иоанн тут же приступил к обучению местных алеутов ремеслам — плотницкому, столярному, кузнечному, каменному и т.д. В 1826 году их руками была построена и освящена церковь — храм Вознесения Господня. После этого он приступил к постройке дома — до того они жили в землянке. В течение первого года он практически всех окрестил, начал приобщать к церковной жизни, устроил школу, изучил алеутский язык и начал проповедовать на алеутском языке. Тогда же он работал над составлением азбуки алеутского языка. С новой азбукой он начал первые переводы на алеутский язык отрывков Евангелия, Катехизиса и учил детей. Появилась первая церковная приходская миссионерская школа. Русских на острове было небольшое количество. У о. Иоанна своих пять детишек. Алеуты его очень полюбили. Дети тянулись к нему, и он сумел их не только учить, но и воспитывать.
Впоследствии он писал об образовании как о самом трудном деле, самом высоком искусстве. «Воспитание детей есть самая труднейшая задача для науки, и потому справедливо говорится, что мы не умеем воспитывать своих детей. И точно так. Например, несмотря на то, что многие писали и пишут о сем предмете, и некоторые даже весьма основательно и со знанием дела, но при всем том мы еще не имеем полной системы или науки, как воспитывать детей, не уничтожая и не извращая никакого характера, данного природой человеку. В то же время всякого из них направлять так, чтобы он при всем развитии своем не был препятствием к достижению главной цели существования нашего на земле, указанного нам Спасителем нашим; впрочем это, кажется, и выше сил человеческих» — это начало одного из его сочинений о воспитании и преподавании. Отец Иоанн писал для своей детской паствы на все темы: о посте, о Евангелие, о семье. Дети у него всегда были заняты, всегда ему помогали во всех его делах.
После острова Уналашки он поехал на соседние острова. В течение 10 лет он объехал 20 Алеутских островов, где крестил, венчал, причащал. На одном из островов его встретили необычно. Он написал в докладе Священному Синоду следующее: «В апреле 34-го года, в Великий пост, отправился я первый раз на остров Акун к алеутам. Подъезжая к острову, я увидел, что они все стояли на берегу наряженные, как в торжественный праздник. Когда я вышел на берег, то они все радостно бросились ко мне. Я спросил их, почему они такие наряженные. Они отвечали: "Потому что мы знали, что ты выехал и сегодня должен быть у нас, вот мы в радости вышли на берег, чтобы встретить тебя". — "Кто же вам сказал, что я буду у вас сегодня и почему вы меня знаете, что я именно отец Иоанн? " — "Наш шаман, старик Иван Смиренников сказал нам об этом и описал нам твою наружность так, как теперь видим тебя". — Это обстоятельство меня чрезвычайно удивило. Оказалось, что в течение тридцати лет ангелы ежедневно являлись алеуту Смиренникову и поучали его, и через него других. Дабы удостовериться, точно ли ангелы являются ему, я спросил, могу ли я видеть их и говорить с ними. Он отвечал, что не знает и спросит у них. И действительно, через час приходит и говорит, что они ему сказали: "И что он еще хочет знать о нас, ужели он почитает нас дьяволами? Хорошо пусть видит и говорит с нами, если хочет". И еще сказали нечто в одобрение мое, и я, дабы не сочтено за тщеславие со стороны моей, помолчу об этом. Тогда что-то необыкновенное произошло со мной, какой-то страх напал на меня и полное смирение. Что если в самом деле я увижу их, этих ангелов, и они подтвердят сказанное сердцем! И как увижу этих ангелов, и как же я пойду к ним, ведь я же человек грешный, не достойный беседовать с ними, обладаю гордостью и самонадеянностью. И, наконец, свиданием моим с ангелами может быть превознесся бы своею верою или размечтал бы многое о себе. Я, как недостойный, решился не ходить к ним. Я сказал братьям алеутам, чтобы они не называли больше Смиренникова шаманом». Донесение свое он сначала написал епископу Михаилу в Иркутск, а потом в Священный Синод.
На байдарке (каркас из дерева, обтянутый шкурой) отец Иоанн переплывал с острова на остров и проповедовал, крестил, причащал, исповедовал, отпевал в течение 10 лет. Он и сам многому учился у алеутов. За это время отец Иоанн перевел катехизис, Евангелие от Матфея, букварь с молитвами для алеутов, составил грамматику и словарь алеутского языка, сделал некоторые другие переводы. Кроме Алеутских островов, к его приходу относились острова Лисьи, острова Прибылова, остров св. Михаила. В 1834 году отца Иоанна перевели на остров Ситху ближе к правлению Российско-Американской Компании.
В 1836 году началась эпидемия оспы. В то время русские практиковали прививки от оспы, и даже зараженные перенесли ее в легкой форме. У индейцев же начался настоящий мор. Тогда они обратились за помощью к русским. Они восприняли как чудо, что русских не берет эта болезнь. Отец Иоанн вместе с врачам ходили к больным, прививали оспу, и эпидемия остановилась. Только после этого колоши открыли свои дома и допустили в семьи отца Иоанна. Началась полноценная проповедь Евангелия и крещение колошей.
Окончание следует
Денис Михалев
|