|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (127) октябрь |
|
|
Духовное образование человека
(Продолжение. Начало в № 8 (125) август 2014 г.)
Внешние свободы — не начало и даже не необходимые условия духовной жизни человека. Ибо они без исцеления от страстей могут вместо разумного пользования этими свободами привести его к гибели. Но где эти средства исцеления? Они пока еще сохраняются в Православии. Оно предлагает учение о верном пути, на котором человек действительно может приобрести подлинную свободу в своей жизни, предлагает жизненно необходимые ценности для каждого человека.
Что это за ценности? Об одной из них — понимании свободы человека — уже сказано. Назовем еще некоторые.
Вторая — это ответ, проверенный бесконечным числом людей, на важнейший вопрос: «Зачем я живу?» Ее суть отчетливо выразил Достоевский: «Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле». Он не сомневался, что «без веры в свою душу и в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо». Действительно, где и какую более твердую опору в жизни и понимание ее смысла может найти человек?!
Третья ценность заключается в объективной констатации того состояния, в котором находится каждый человек: это состояние глубоко духовно болезненное, пораженное страстями. Человек постоянно страдает от них, и тем не менее не хочет этого видеть. Но болезнь, которую не видишь, лечить не будешь. Поэтому первое и главное, на что обращает внимание Православие, — это необходимость увидеть свои духовные болезни, увидеть те страсти, которые раздирают душу, чтобы начать их излечение. Православие придает этому видению исключительное значение и утверждает, что без понимания болезненности своего состояния невозможно никакое духовное развитие человека.
Четвертая указывает реальный путь и средства исцеления человека от страстей. Оно имеет науку, которая специально изучает эту область духовной жизни и проверена на огромном опыте ее изучения. Эта наука — аскетика. В основании ее лежат заповеди Евангелия и учение святых отцов, которые во всех деталях раскрыли сложный мир жизни человеческого духа. Что такое заповеди? Это не какое-то бремя, которое Бог возложил на человеческую волю, но указание нормальных свойств нормального человека. Решение жить по этим нормам и каяться в случае их нарушения является, как говорит двухтысячелетняя практика христианства, эффективным средством исцеления человека от греховных недугов. Большую помощь в этом оказывают церковные таинства. Главным препятствием на пути этой терапии, говорит аскетика, стоит человеческая гордыня — «Я». Потому Достоевский восклицал: «Смирись, гордый человек»!
Пятая ценность говорит, что высшим свойством и достоинством человека являются не таланты и знания, не труды и свершения, даже не мудрость, справедливость и мужество, но нечто иное, без чего все эти ценности и любая деятельность в конечном счете обесцениваются. Этой высшей ценностью человеческой личности является наличие в ней любви к другому человеку — к любому, независимо от его веры, расы, социального положения и т. д.
Апостол Павел описал эту христианскую ценность в таких замечательных словах: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто». И дальше: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13:1—3).
Вот к чему призывается человек Православием! Принятие этой истины в качестве руководящей идеи и главной цели воспитания человека могло бы решительно изменить всю жизнь во всех ее
Христос призывает очистить от зла душу | сторонах. Открыть ему подлинную свободу. Ибо свобода без любви — это обман, который не только приводит к неисчислимым бедствиям, но и превращает человека в игрушку низменных инстинктов и раба рабов откровенно демонических сил.
Но как приобрести любовь, если ее нет?
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что когда Православие призывает к любви, то оно говорит не о простой естественной любви, присущей по природе всем земным творениям, но о той, которая именуется Божественной, которая по своему характеру и действию принципиально отличается от любви естественной и по своей силе неизмеримо превосходит ее. Однако эта любовь возникает не стихийно (когда влюбляются, например), но приобретается христианином внутренней, никому не видимой борьбой со своим эгоизмом, своими страстями, понуждением себя к жизни по заповедям Евангелия. Именно по Евангельским заповедям, а не просто по ветхозаветным или общечеловеческим нравственным требованиям, которые касаются в основном самых грубых проявлений: «Не убивай, не кради» и т.д.
Христос призывает очистить от зла душу — а не язык, руки, ноги... Призывает не думать ни о ком плохо, не желать никому зла, не позволять вращаться в сердце и голове всяким гадостям! Здесь, внутри души человеческой, начинается духовная жизнь. Здесь происходит борьба. Недаром Достоевский восклицал: «Дьявол с Богом борется. А поле битвы — сердца людей». Как хорошо, как точно сказал он! Вот где духовная жизнь — здесь, во внутренней борьбе, никому не видимой, никому не знаемой, совершаемой с покаянием, с обращением к Богу: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня».
И эту прекрасную молитву необходимо совершать всегда: и днем, и ночью, стоишь ли, говоришь, сидишь — в любое время и в любой жизненной ситуации.
Какие прекрасные слова о ней оставил нам М. Лермонтов:
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
А.И. Осипов
|