|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (127) октябрь |
|
|
История Американской Миссии
В этой статье мы вместе с читателями выйдем за пределы России и отправимся к далеким берегам Америки, чтобы пройти путями миссионеров-просветителей Аляски и Алеутских островов. (Окончание. Начало в № 9 (126) сентябрь 2014 г.)
Продолжение миссионерского служения
О. Иоанн изучал язык колошей и переводил на индейский язык Священное Писание, учил детей грамоте. В 1837 году впервые было совершено богослужение вне форта под открытым небом; на это богослужение сошлись индейцы и все местное население —на Литургии присутствовало более 1 500 человек.
У о. Иоанна появился хороший помощник. В 1828 году на остров Атке прибыл священник из Иркутска. Это Яков Несветов — алеут, который мальчиком был отвезен в Иркутск, окончил Иркутскую семинарию и стал ревностным пастырем; приехал туда уже священником. В 1830 году он построил храм Свт. Николая и, как природный алеут помогал о. Иоанну делать полноценные переводы на алеутский язык.
В 1840 году на Аляске, на Алеутских островах имелось пять священников, четыре школы, пять храмов, четыре приюта для сирот и много часовен. Практически все Алеутские острова и часть материковой Аляски были просвещены — алеуты, эскимосы, колоши, всего более 10 тыс. христиан.
В 1838 году о. Иоанн действительно, как было предсказано стариком Смиренниковым, направился в Петербург. Он сел на корабль и, обогнув Азию, приплыл в Петербург. Семью, как было предсказано, он отправил через Охотск в Иркутск сухопутным путем. В конце 1838 года он прибыл в Петербург по благословению епископа Иркутского с целью издания на алеутском языке переводов. Кроме того, нужно было донести до Священного Синода трудности, которые испытывала Аляскинская миссия.
В Петербурге он попал к графу Толстому, обер-прокурору Священного Синода, и довольно скоро завоевал уважение и полное признание. Он оставил в ученых обществах Академии Наук свои труды и записки о местном народе, о климате, о добыче меха морских котиков, сделал ряд докладов. Его вызвали Священный Синод и Император Николай I. Сохранились его записи, как Николай I его принял, как с ним разговаривал, выслушивал о трудностях жизни православных на островах. В результате все его просьбы и предложения о помощи — и материальной, и со священниками, и по организационным вопросам — были приняты и утверждены. Помощь была оказана.
Тогда же он познакомился с митрополитом Филаретом Дроздовым, постоянным членом Синода. Митрополит его говорил о нем: «В нем есть что-то апостольское». Когда он ехал в Москву, митрополит Филарет дал наместнику Троице-Сергиевой Лавры указание, как его принять и непременно выпытать у него рассказ о старике Смиренникове.
Святитель Иннокентий (Вениаминов)
В 1840 году о. Иоанн наконец закончил все свои дела и собирался ехать на Алеутские острова. Он заехал в Киев поклониться Киево-Печерским угодникам и по возвращении в Петербург узнал, что у него в Иркутске скончалась жена. Пятеро детей остались сиротами. Митрополит Филарет Дроздов уговаривал его принять монашество. Он не соглашался, поскольку на нем были дети. Потом его уговаривали принять монашество в Петербурге все архиереи Синода; он не решился отказаться и согласился. Тут же по ходатайству митрополита Филарета его дети были устроены: старших дочерей приняли в закрытые учебные заведения в Петербурге, а сыновей приняла Петербургская Духовная семинария. После этого Священный Синод постановил, а император утвердил открыть новые епархии — Камчатскую, Курильскую и Алеутскую (1840). Синод рекомендовал только что постриженного о. Иоанна, и Император Николай I утвердил его на должность епископа этой епархии с именем о. Иннокентия. Хиротония проходила в Казанском Соборе, и в январе 1841 года епископ Иннокентий отбыл из Петербурга. Только в сентябре 1841 года он прибыл с новыми священниками в Ситху.
Начался новый этап. В Ситхе строился храм Михаила Архангела и дом епархиального управления за счет Российско-Американской Компании и на те пожертвования, которые он привез из Москвы, Иркутска и Петербурга. Семинария из Петропавловска на Камчатке перевелась в Ситху — там чувствовалась потребность в подготовке священников. Американско-Аляскинская миссия разделилась на четыре. В этой новой епархии открылись еще три миссии как самостоятельные, в частности, для индейцев.
Вскоре епископ Иннокентий отбыл в свою первую поездку. Сохранилось много документов, отчетов, воспоминаний других людей об этих поездках. Это Алеутские острова и Камчатка. По Камчатке ему приходилось ехать на собаках, на оленях, попадать в пургу. В одной из пещер Камчатки сохранилась сделанная его рукой надпись: «Здесь пережидал пургу епископ Камчатский Иннокентий».
Митрополит Филарет (Дроздов) говорил о нем: «В нем есть что-то апостольское» | Дальше он поехал в Сибирь. К этой епархии относились не только Курильские острова, но и часть Сибири. Это была очень тяжелая и очень плодотворная поездка. Новый Владыка все видел, понимал, и на все у него были активные и мудрые действия. Первое его путешествие закончилось в апреле 1843 года в Охотске; до 1850-го года было еще три больших поездки.
После этого наступил новый этап жизни российского Дальнего Востока. В конце 50-х годов XIX века окончательно отошли к России земли по течению Амура. Владыка Иннокентий прекрасно понимал значение этих государственных шагов и всячески их поддерживал. Он путешествовал на корабле по Амуру. Его старший сын стал священником-миссионером и сопровождал его.
Во время путешествий по Амуру епископ Иннокентий остановился и благословил создание города Благовещенска. Он видел значение этого центра в нижнем течении Амура и всячески внушал чиновникам необходимость поддержания и укрепления позиции в Благовещенске. В результате по его настоянию эта огромная епархия получила двух викариев. Для путешествий по Амуру у него был небольшой корабль; он заезжал в каждое село, служил там, благословлял, знал все нужды и, прежде всего, нужды духовные.
В 1868 году у епископа Иннокентия начались болезни, ему было уже почти 70 лет. Он в основном жил в Благовещенске вместе со своим сыном, который там служил, а управлял епархией он сам с помощью викариев. В это время скончался митрополит Московский Филарет Дроздов. Вскоре пришло известие от обер-прокурора Священного Синода о том, что Синод и Государь Император решили, что митрополитом Московским должен стать он, архиепископ Иннокентий (Вениаминов). Престарелый архиепископ принял это решение, как волю Божию. Одним из последних дел его в Сибири были переводы и издание вместе с епископом Якутским Дионисием Св. Писания и богослужения на якутском языке. Впервые полностью на якутском языке Литургия была совершена в 1859 году.
Православное миссионерское общество
Митрополит Иннокентий приехал в Москву, которая его торжественно встретила. Он тут же принялся за одно из главных дел жизни — создание Православного миссионерского общества.
Уже находясь в Москве и занимаясь вопросом создания Миссионерского общества, митрополит Иннокентий писал о народе Аляски: «Последнее время (т.е. когда появились переводы на их язык) умеющих читать было больше, чем 1/6 часть, и есть селения, где из мужчин более половины грамотных, а на о. Св. Павла почти все до одного умеют читать. Грамотность между алеутами распространяется через училища, существующие у них с 25 года, а более всего путем самостоятельного изучения. Они любят пост, иногда неделями ничего не вкушают. В храм стараются приходить пораньше, во время богослужения молятся сосредоточенно, на покаянии тщательно стараются освободиться от малейшего проявления грехов… Немногим из собратий наших, — пишет он архимандриту Петру, который направляется на его место, — достается такой счастливый жребий служения, как тебе, ибо немного ныне мест, где можно было бы найти столь послушных кротких, простых, внимательных к слову Божию, как в тех местах, куда едешь ты. По собственному опыту своему могу сказать без всякого преувеличения, что скорее утомится самый ревностный проповедник слова Божия, чем утомится ревность и внимание в их
Новый Владыка все видел, понимал, и на все у него были активные и мудрые действия | всех от мала до велика. Они слушают не напрасно, и не только из любопытства. Явным доказательством этого может служить то, что из верующих туземцев никогда не бывало ни одного нерадящего об исполнении долга очищения совести. И в течение нескольких десятков лет сряду не бывало между ними не только малейшего преступления гражданского, но едва ли кто слышал и о мелких ссорах между ними. Это я говорю о туземцах и особенно об островитянах, просвещенных светом Евангелия. Но и сидящие во тьме язычества обитатели глубокого Севера Америки охотно и внимательно слушают Евангельскую проповедь».
Св. Иннокентий очень много сделал для перевода Священного Писания на местные языки: камчатские (тунгусский, карякский) и якутский. Он занимался этим совместно со священниками. Когда в Якутск была перенесена епископская кафедра, он жил в Якутске и вместе с будущим епископом Якутским Дионисием организовал переводы на якутский язык так, что в 1857 году были переведены все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса, из Ветхого Завета Бытие и Псалтирь, часть богослужебной литературы. К лету 1859 года были изданы все переводы и 19 июля 1859 года впервые совершалось богослужение на якутском языке. Якутов это событие настолько растрогало, что через своего старейшину они обратились к святителю с просьбой сделать этот день праздником.
По поводу открытия Православного миссионерского общества он писал: «Господу угодно, чтобы здесь, в центре России, в летах преклонных я не оставался чуждым миссионерской деятельности, которой в отдаленных уголках отечества была посвящена вся жизнь моя с ранней молодости».
Скончался святитель на Страстной Седмице 1879 года, в Великую Пятницу.
Американская миссия. Святитель Тихон (Белавин)
Поскольку в 1867 году Аляска была продана Америке, миссия оказалась в тяжелом состоянии без поддержки России. Только в 1870 году, когда по настоянию митрополита Иннокентия (уже Московского) была перенесена епископская кафедра в Калифорнию, жизнь Американской миссии несколько устроилась. В Калифорнии был епископ Иоанн (1870—1876), затем епископ Нестор (1879—1882), затем архиепископ Владимир (1888—1891) и епископ Николай (1891—1898). При епископе Николае начался интенсивный рост Церкви; при нем строились храмы, простые и миссионерские школы, осваивалась Канада, Центральная и Северная Америка (Чикаго, Нью-Йорк).
Его преемником был Тихон Белавин, будущий Патриарх Всея Руси, который был епископом Американским с 1898 по 1907 год. В архивах сохранилось много материалов об этом периоде, например, ежегодные отчеты епархии в Синод (с 1870 года это уже не миссия, а епархия), написанные собственноручно епископом Тихоном. Он писал о том, какие возникли приходы и братства, в каком состоянии находится приходская жизнь. При нем был создан первый монастырь. Он же поставил часовню на могиле монаха Германа, видя народное его почитание, которое со временем росло. Так, постепенно начиналась история Американской Православной Церкви, родившейся по воле Божией трудами русских миссионеров.
Денис Михалев
|