Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№11 (128) ноябрь

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

ПРОТИВОСТОЯТЬ «РУССКОМУ КРЕСТУ»

 

В сентябре 2014 года в конференц-зале Кафедрального собора Христа Спасителя проходил семинар «Организация трезвенного просвещения и помощи страждущим алкоголизмом». Он был организован Калининградской епархией совместно с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению, а также Иоанно-Предтеченским братством «Трезвение». Одним из участников семинара был руководитель Координационного центра по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Валерий Константинович Доронкин. Он давно и успешно занимается работой по социальной адаптации алкоголиков.

 

Валерий Константинович Доронкин— Валерий Константинович, для того, чтобы эффективно заниматься такой работой, надо обладать немалым опытом, в том числе и в области медицины. Не могли бы вкратце рассказать о себе?

 

— В 2003 году я закончил юридический факультет Российского государственного социального университета, хотя уже с 1998 года работаю в сфере социального служения. С ноября 1998-го по январь 2001-го занимался социальной реабилитацией алкоголиков и наркоманов, участвовал в создании двух реабилитационных центров. Затем стал заместителем директора по социальной работе в комплексном центре социального обслуживания «Ясенево» в Москве. Потом также занимал руководящие должности в социальных учреждениях столицы — в центре социального обслуживания «Ярославский», в Свято-Димитриевском сестричестве при 1-й градской больнице. С января 2006 по октябрь 2009 года по распоряжению Святейшего Патриарха Алексия II работал директором Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского. А теперь — руководитель вышеупомянутого Координационного центра.

 

— Таким образом, вы уже более 15 лет занимаетесь борьбой с пьянством в нашем обществе. Что, на ваш взгляд, самое трудное в этой, надо сказать, нелегкой борьбе?

 

— К сожалению, за последние 100 лет многое в этом вопросе существенно изменилось. В дореволюционной России пьяница был всеобщим посмешищем, вызывал порицание. В наше время, к сожалению, посмешищем является трезвенник. Мир перевернулся, все встало с ног на голову. Теперь при слове «трезвенник» в голове появляется одна ассоциация: мол, это язвенник. Если человек в компании не пьет, значит, с ним что-то не так, и он даже вызывает подозрение. Мой близкий товарищ, профессор Григорьев (иерей Григорий Григорьев, председатель Александро-Невского общества трезвости в Санкт-Петербурге, также принимал участие в семинаре. — Прим. ред.), был врачом на подводной лодке и вспоминал, что на флоте бытовало мнение: кто не пьет, тот стучит. А кто пьет, что, не стучит никогда?

 

— То есть люди, ведущие трезвый образ жизни, еще и оправдываться должны…

 

— Да. В таком духе: «Знаете, я закодировался, я больной». Навязывается стереотип: здоровый человек не пить не может. Задача православных обществ трезвости — развенчать такое отношение к этому понятию. И, конечно же, в основе всей нашей деятельности лежит боль за наш народ, который фактически вымирает.

 

— Мне кажется, здесь вы все-таки преувеличиваете.

 

— Совсем нет. Есть понятие так называемого «русского

Основной ресурс в борьбе с алкоголизмом нужно вкладывать именно в просвещение
креста». Кто не знает, можно в интернете посмотреть, что это такое. Это демографический провал, вымирание наших сограждан. И одной из основных причин является нетрезвый образ жизни. И это не в современной России началось. Еще в 1985 году лидерам тогдашнего Советского Союза стало понятно, что страна гибнет, и во многом из-за безудержного пьянства. Был принят «антиалкогольный закон», вызвавший неоднозначную реакцию. И прежде всего потому, что людям не объяснили, почему они должны бросить пить.

Основной ресурс в борьбе с алкоголизмом нужно вкладывать именно в просвещение, объяснять людям, зачем им жить трезво, что вообще значит — жить трезво. Второй ресурс — это ограничение на продажу алкоголя. Одно из первых дел, которое сделал Патриарх Кирилл: в 2009 году был создан Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы. И первые публичные рекламные ролики с участием звезд нашего спорта, кино, первые рекламные антиалкогольные блоки были сделаны именно по инициативе Русской Православной Церкви, при деятельном участии Церковно-общественного совета. Таким образом, Церковь реагирует на эту боль народа.

Сейчас в рамках синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, где я занимаюсь координацией деятельности, мы создаем православные программы помощи людям, страдающим алкогольной зависимостью. Также занимаемся программами профилактики. В основу всей работы мы ставим тезис о важности возрождения в нашем обществе, в российской культуре, в общественном сознании отношения к понятию трезвого образа жизни как духовно-нравственной ценности. К сожалению, представление о трезвости как о норме жизни в нашем обществе, в нашей культуре, без преувеличения можно сказать, просто утрачено.

 

— В чем здесь, на ваш взгляд, главная проблема?

 

— Проблема в том, что люди не хотят быть трезвыми, не умеют радоваться в трезвом состоянии. Когда мы начинаем говорить о трезвости как о крайней мере, то для современного общества это вызов. Но если не будет таких крайних трезвенников, которые будут говорить о реалиях жизни, о том, что сотни тысяч людей в нашей стране ежегодно умирают от алкоголя, — что тогда будет? У нас несколько миллионов людей состоят на наркологическом учете как алкоголики. А сколько не состоят, кто считал? Крайняя позиция, при которой говорится о реальном положении дел, о правде, сейчас просто необходима. Если абсолютно трезвого голоса не будет, если у людей не будет права на трезвость и если трезвость перестанет вызывать уважение (а по факту сейчас это так), то мы просто погибнем. Я уже упоминал про «русский крест»…

 

— Проблема действительно серьезная. А отдача от работы упомянутого вами Совета при Патриархе уже есть? Какой-то анализ его деятельности проводился?

 

— Ну, а то, что алкоголь сейчас становится менее доступным, — это разве не результат? Как я говорил, были созданы и запущены в телеэфир ролики с антиалкогольной рекламой. Вы знаете, насколько они востребованы! Из регионов нас просят: дайте нам, чтобы разместить на кабельных каналах. Их с удовольствием показывают, потому что спрос на трезвость есть.

 Мы сейчас только начали идти по пути стран, которые этот путь борьбы за трезвость уже прошли. Например, США — очень либеральная страна. Но если вы завезете в резервацию с индейцами алкоголь, вас посадят в тюрьму. А что творится у нас, скажем, на Чукотке? Спаиваются целые малые народы. Церковь — единственный достаточно громкий голос, который пытается об этой проблеме говорить.

 

— Это

К сожалению, за последние 100 лет многое в этом вопросе существенно изменилось
хорошо, что Русская Православная Церковь идет, можно сказать, в авангарде борьбы за трезвость в России. Но нет ли тут некого разделения на православных и неправославных трезвенников?

 

— Никакого разделения нет. Мы помогаем всем желающим. И православные от обычных трезвенников отличаются только тем, что, как правило, являются прихожанами православных храмов, верят во Христа. И Он во многом помогает справиться с «зеленым змием».

В отличие от расхожего мнения, православные трезвенники никому не запрещают выпивать на праздники. Но всех призывают к трезвому образу жизни. А что такое слово «трезвость»? В Википедии есть определение трезвости, которое дает Всемирная организация здравоохранения: это абсолютное воздержание от алкоголя. Понятие трезвости у нас в обществе отсутствует. Мы же постоянно говорим о трезвости как о нравственной ценности. Кто-то выступает против, на их взгляд, крайности, то есть против абсолютной трезвости.

Давайте теперь разберемся, что такое алкоголь. Эволюция отношения к трезвости в обществе прослеживается даже в научном сообществе. Еще в 1980-е годы в нашей стране действовал государственный стандарт по производству этилового спирта. Там было написано, что алкоголь — это наркотическое вещество, обладающее нервно-поражающим действием. На фоне всех экономических реформ, тотальной доступности спиртного мы не заметили, как в 1990-е годы ГОСТы поменяли. И в них теперь нет указаний на то, что алкоголь — это наркотическое вещество. Там всего лишь констатируется, что это жидкость с резким запахом.

 

— Каковы методы борьбы с этим злом?

 

— Что касается методов, то в разных православных обществах этот вопрос решается по-разному. Есть православные общества трезвости, которые помогают всем. Есть те, что помогают тем, кто хочет получить исцеление с Божией помощью, приобщаясь к жизни Православной Церкви, и хочет стать православным, надеясь, что это поможет исцелению от алкоголизма.

 

— Можете привести какие-то конкретные примеры?

 

— Одним из эффективных направлений является организация братств трезвости. Они сейчас объединяют более 80 приходских обществ трезвости, расположенных в 45 епархиях Русской Православной Церкви.

На семинаре в Калининграде опытом такой работы делился протоиерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение». Помощь, которую здесь оказывают людям, заключается в том, что им предлагают присоединиться к жизни в братстве. И многие из них обращаются за помощью именно потому, что они уже видят примеры окружающих — родственников, знакомых, друзей, — которые стали на трезвый путь жизни. Именно желая приобщиться к нему, они приходят сюда сами.

К слову, до революции в России было около двух тысяч православных обществ трезвости. Их членами было порядка полмиллиона человек, дававших обет трезвости. Людей, желающих объединяться на почве проповеди трезвого образа жизни, было больше, а общество было гораздо трезвее, чем сегодня. В то время потребление алкоголя на душу населения было менее пяти литров. Поэтому сейчас такие общества гораздо нужнее. И мы должны вернуть всем гражданам нашей великой страны право на трезвость.

 

Беседовал Дмитрий Осипов

Грешащему не по нужде, трудно бывает каяться, ибо невозможно утаиться от Божией правды.

 

Св. Марк Подвижник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 7

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.