|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (7) октябрь |
|
|
ГЕРМАНИЯ: ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ
Это произошло уже утром, когда мы прибыли в город Бремен. Вы не поверите, но первая мысль, которая возникла у меня в Германии, была о том, что это, оказывается, очень религиозная страна.
Зачем работать в воскресение
В Бремене меня наконец-то встретили родственники, и моя свояченица сказала, что нужно успеть купить свежих булочек и хлеба, потому что в воскресенье, (а был именно воскресный день), у них работает только хлебный магазин, и то всего лишь два утренних часа. На моё удивление и замечание, что у нас-то в России супермаркеты работают без выходных, а некоторые и вовсе круглосуточно, она спокойно ответила, что в Германии такой график связан с религиозными убеждениями. Кому, мол, в воскресенье торговать и покупать, если всё население страны находится в церкви. У них это правило давно, и все к этому уже привыкли. Даже в самой маленькой деревушке есть кирха. Вот тогда-то и пришла ко мне мысль об удивительной религиозности всей Германии. И, не скрою, ещё появилось чувство восхищения по этому поводу.
Откуда у Церкви деньги?
Сама же я в кирху попала на следующий день. Находясь в гостях в ста километрах от Бремена, в небольшой деревне, я сразу заметила, что кирха является самым значительным зданием в ней, и отправилась туда с познавательной целью.
В понедельник там было гораздо безлюднее и тише. Но прихожане всё равно были, и среди них немало детей.
Позже я узнала и кое-где убедилась сама, что церковь есть не только в каждой деревушке, но даже практически в каждой больнице. В медицинских учреждениях церковь очень маленькая, по типу православной часовни, и именуется "капелла".
А вообще, посещение богослужений - неотъемлемая часть жизни общества. Почти во всех школах дети по пятницам ходят в ближайшую церковь. Почти все крупные церковные праздники - государственные. А если отмечается день города или торжество деревни, то сначала все жители идут на праздничную службу, а потом уже начинаются всевозможные народные гулянья. И, если Церковь - духовная опора населения, то население - несомненная финансовая опора Церкви. Диакон Андрей Кураев, наш известный богослов, в своей статье "Откуда у Церкви деньги?" совершенно справедливо замечает...
"В ряде стран (прежде всего - Германия и государства Скандинавии) собирается специальный церковный налог. Каждый гражданин страны обязан определенный процент от общей суммы своих налогов перечислить на церковные нужды (свобода же совести состоит здесь в том, что человек может сам решить - какой именно из конфессий он доверяет свои деньги). Подобный вариант в современной России - явно из области фантазий".
Какая у них вера?
Я выяснила, что в данный момент в Германии подавляющее большинство христиан. В основном, это евангелисты (протестанты) и католики, которых примерно равное число. На востоке страны проживают, главным образом, евангелисты, а на юге - католики. В 1821 году лютеране и кальвинисты объединили свои материальные ресурсы и создали единую Евангелическую Церковь Германии. Но есть и много протестантских сект, хотя общее число их последователей невелико.
Но, конечно же, более всего меня интересовали православные христиане, которых в Германии порядка миллиона человек. Из них примерно 300 тысяч греков, чуть меньше русскоязычных, около 180 тысяч сербов, а также немало румын, арабов, болгар.
Приходы Русской Православной Церкви стали появляться в Германии с 18 века. Причиной этого стали посещения русских купцов, дипломатов, путешественников, и многих других россиян, приезжавших по делам, на учёбу или для отдыха. В последнее время открылось много новых приходов. Когда ныне правящий архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский) в 1992 году прибыл на кафедру, в епархии было только двенадцать приходов. Сейчас их около сорока.
Православие на немецкой земле
Но средств для содержания православного священника у прихожан нет. Поэтому большинство батюшек работают на светской работе и только в свободное время служат. Многие работают учителями, воспитателями. Кое-кто выполняет и физически тяжелые работы. И хотя это вносит двойственность в духовную жизнь и в быт священнослужителей, но другого выхода нет. Потому что собираемых в храме средств подчас едва хватает на оплату аренды помещения (своих храмов почти нет!) и приобретение кое-какой церковной утвари. Более того, некоторые из вновь открытых приходов содержались первоначально за счет средств самого священника.
Конечно, и приходская жизнь выглядит подчас по-иному, чем в России. Ведь многие прихожане приезжают в храм за 30 -70 км. Им хочется не только помолиться, но и духовно пообщаться с братьями и сестрами по вере.
Как правило, все друг друга знают, и вне храма находятся в дружеских взаимоотношениях. Поэтому почти везде после службы "приходской чай", а иногда и целый обед, который приносят с собой. Хозяйки стараются "не ударить лицом в грязь". Во многих приходах после службы функционируют воскресные школы для детей и взрослых. В учебе и общении может пройти большая часть воскресного дня. По домам начинают расходиться часов в пять-шесть вечера.
В целом у меня осталось хорошее, тёплое впечатление о Германии - стране, в которой очень чувствуется Божья благодать.
Маргарита ОЖОГОВА
|