|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№1 (130) январь |
|
|
Путь к святости
Как точно показаны главные пороки человека в искушениях Христа во время Его 40-дневного поста! Дьявол предлагает Ему камни превратить в хлебы; дать все царства мира за поклонение себе; и, наконец, совершить уже откровенно безумный поступок: чтобы показать Свое Божественное достоинство, гордо броситься с крыши храма. Любимый ученик Христа апостол Иоанн в этих искушениях видит выражение самой сущности т.н. мирского содержания жизни, оторванной от мысли о Боге. Он пишет: «Все, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего» (1 Ин 2:16).
Преподобный авва Дорофей расшифровывает эту мысль в более конкретных понятиях, усматривая сущность этих искушений в трех самых основных страстях: сластолюбии (комфорт и наслаждение), сребролюбии (богатство), славолюбии (жажда славы и власти), — и указывает, что все они исходят из одного источника — гордости.
Евангелие сообщает о том, как Христос отверг все их, противопоставив Свой путь жизни человека пути мiра:
1. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим».
2. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».
3. «Не искушай Господа Бога твоего» (Мк 4:3,8,12).
Но человечество, взятое в целом, живет именно этими страстями, культивирует их и жаждет их исполнения, как в личной, так и в общественной жизни. Целые философские системы обосновывают их ценность, все научно-техническое развитие направлено на их максимальную реализацию.
Однако история жизни, как отдельного человека, так целых народов и всего человечества, ярко показывает, к каким пагубным последствиям приводит такое исключившее Бога из жизни мировоззрение. Оно становится опаснейшим врагом человека. Ибо алчность, жажда власти и гордыня, став господствующими в душе, в самом корне разрушают ее, порождая вражду, ненависть, зависть, убийства, предательства и прочие бедствия, нарушая мир между людьми и народами. И никакая внешняя власть не в состоянии остановить это зло: ни мудрый законодатель, ни гениальный философ и ученый, ни политик, насытивший народ хлебом и зрелищами. «Ни в каком устройстве общества, — писал Достоевский, — не избегнете зла... душа человеческая останется та же... ненормальность и грех исходят из нее самой».
В «Братьях Карамазовых» в уста беса он влагает следующие потрясающие по своей психологической глубине слова: «По-моему, и разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в человечестве идею о Боге, вот с чего надо приняться за дело! С этого, с этого надобно начинать, — о слепцы, ничего не понимающие! Раз человечество отречется поголовно от Бога, то само собою, без антропофагии, падет все прежнее мировоззрение и, главное, вся прежняя нравственность и наступит все новое. Люди совокупятся, чтобы взять от жизни все, что она может дать, но непременно для счастья и радости в одном только здешнем мире. Человек возвеличится духом божеской, титанической гордости и явится человеко-бог... а ему "все позволено"... Для бога не существует закона! Где станет бог — там уже место божие! Где стану я, там сейчас же будет первое место... "все дозволено" и шабаш!»
Православие предлагает совершенно иное видение смысла жизни человека. Оно призывает его к очищению души от этих разрушительных страстей, открывает путь к святости. И в качестве доказательства истинности своего пути оно приводит бесконечное число примеров жизни тех людей, которые осуществили это, достигли этого.
Одной из таких наиболее ярких личностей в истории нашего Отечества явился преподобный Сергий. Он с такой силой показал красоту и величие человека, искоренившего в себе страсти, что и спустя 700 лет остается отцом и наставником для множества своих соотечественников.
Что же такое православная святость, как приобретается она, каковы ее основные свойства и критерии, что представляет собой святой человек? Эти вопросы в дни памяти нашего великого подвижника, особенно естественны. И, прежде всего, о святости.
Поскольку абсолютной святостью является Бог, следовательно, и святость человека есть не что иное, как причастность Богу (2 Петр 1:4), духовное уподобление Ему, обожение (теосис), или, как говорил преподобный Серафим Саровский, «стяжание Духа Святого». Главнейшими свойствами Бога, которые с особой очевидностью открылись в Боговоплощении и на Голгофе, являются любовь и смирение (кеносис). Степень приобретения этих свойств является показателем уровня святости человека. При этом Священное Писание и святоотеческое учение подчеркивает, что все прочие добрые свойства и добродетели человека получают свое положительное содержание только на твердом основании этих основополагающих краеугольных камней и без них теряют всю свою ценность.
Апостол Павел писал о любви: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13:2—3). О смирении же святые отцы говорят как об основе и источнике самой истинной любви. Насколько оно необходимо в духовной жизни, в кратких и сильных словах сказал, например, святой Исаак Сирин: «Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели… потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание».
|