Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№1 (130) январь

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

Размышление о православной педагогике

 

В Калининграде завершились курсы повышения квалификации для педагогов воскресных школ. Они проводились при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива» Калининградской региональной общественной организацией «Учебно-методический центр духовно-нравственного образования им. С.А. Рачинского» совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Калининградской епархии. Об итогах насыщенной полугодовой работы рассказывает руководитель курсов Марина Евгеньевна Соколова.

 

— Марина Евгеньевна, сколько слушателей прошли эти курсы?


— Активно посещали занятия 53 человека, собравшиеся практически со всей области. Конечно, из дальних районов меньше, так как трудно добираться, например, из Краснознаменского района. Но в этот раз были охвачены Советск, Неман, Гусев, что не может не радовать. Занятия проходили в основном в Крестовоздвиженском соборе, но были и на других площадках — например, в Светлогорске.


— Почему именно там проводилось выездное занятие?


— Это было сетевое взаимодействие между двумя грантовыми проектами, которые поддерживает фонд «Православная инициатива». В Светлогорске действует духовно-просветительский центр «Наш дом», при котором создан центр для дошкольников «Гнездышко». Яна Александровна Мальцева реализует там проект по преобразованию детского Центра в семейный. В рамках этого проекта туда специально из Москвы приезжала кандидат культурологи Анастасия Алексеевна Абрамова, очень глубокий, серьезный специалист, возглавляющая семейный центр «Рождество», в котором она ведет занятия с детьми и с родителями. Мы с ней давно тесно сотрудничаем, и она всегда очень много интересного нам привозит.
На этот раз там проводился семинар, к которому была присоединена аудитория слушателей наших курсов. В результате получились очень интересные насыщенные занятия, на которых Анастасия Абрамова познакомила собравшихся с просемейным подходом и методикой работы с семьей в православном воспитании. Раскрывались разные грани взаимодействия с родителями, были озвучены проблемы, с которыми приходится наиболее часто сталкиваться: их возможная невоцерковленность, незаинтересованность в посещении ребенком воскресной школы. Одновременно был рассмотрен вопрос, почему у педагогов иногда не получается заинтересовать родителей. Важно было помочь педагогам осознать, что проблема далеко не всегда кроется в родителях ребенка. Иногда просто не хватает профессиональной компетенции в сотрудничестве со взрослыми людьми, которая, понятно, отличается от работы с детьми.


— Кстати, кому, на ваш взгляд, принадлежит приоритет в воспитании, в том числе и в духовно-нравственном, — любого вида педагогам или все же родителям ребенка?


— Безусловно, родителям. Семья, где дети рождаются и растут, — это в любом случае то, что дано Богом. Ребенок только на 10 процентов воспитывается нравоучениями. Основное его воспитание — жизнь в семье, ее уклад, образ жизни родителей. Другое дело, когда ребенок входит в подростковый возраст, многое в его воспитании ложится на плечи педагогов школы и других образовательных организаций, потому что в этом возрасте в духовно-нравственном становлении актуальной задачей для ребенка становится выход за пределы семьи, то есть ему необходимо научиться взаимодействовать со сверстниками и свой внутренний нравственный закон шлифовать в этом взаимодействии.
В последнее время родители часто сталкиваются с проблемами, возникающими у их детей в подростковом возрасте. А их невозможно решить вне нормальной подростковой среды, в которой должна быть организована детская человеческая нормальная жизнь, основанная на православных ценностях. То есть детям нужно создавать условия для совершения реальных добрых дел, чтобы они в этом росли, чтобы это их объединяло. Иначе они будут объединяться «на всякой ерунде» — кто какую музыку слушает, какие фильмы или мультфильмы смотрит, кто что носит из одежды, в какие компьютерные игры играет и тому подобное.


— Непростая задача объединение детей на правильном жизненном фундаменте, особенно учитывая, с чем они постоянно сталкиваются. Воскресная школа и должна быть таким объединяющим началом.


— Конечно. Вот и во время семинара в Светлогорске состоялась дискуссия по ценностным основаниям популярного у детей мультфильма «Маша и медведь». Это современный мультсериал российского производства, довольно своеобразный, вызывающий у взрослых людей полярно противоположные мнения. Участникам семинара было предложено разобраться в его ценностных основаниях мультсериала, в том, как он влияет на ребенка в воспитательном смысле. Главная героиня там полностью манипулирует медведем, и таким образом ненавязчиво демонстрируется модель детоцентрированной семьи…


— То есть отдает какой-то ювенальщиной?


— Я бы не ставила вопрос так прямо, но уже нельзя не замечать, что в современном обществе модель семьи очень сильно видоизменилась. В русской традиции семья всегда была патриархальной, и у каждого в ней было свое место, своя роль. А сейчас два типа семьи пытаются захватить это семейное пространство. Во-первых, это партнерский тип семьи, основанный на якобы равноправии мужчины и женщины, что в принципе невозможно. Второй тип, как я уже упоминала, — детоцентрированная семья, где все ориентировано только на ребенка, на удовлетворение любых его прихотей и капризов. Это и показывается в мультфильме «Маша и медведь», а задача слушателей была разобраться, как в реальной жизни избежать такого подхода к семейной жизни.
В результате дискуссии было расставлено много интересных акцентов. Практически все согласились, что, вопреки общепринятому мнению, это мультфильм для взрослой аудитории. И там было заложено немало вопросов о том, как правильно воспитывать детей, чтобы он не выросли такими, как Маша, — понукающими взрослыми. Кстати, по мнению многих, кто уже имел дело с этим мультиком, большинство детей воспринимают Машу как отрицательную героиню. Там ведь еще один важный аспект — отсутствие родителей.
В итоге, сравнивая этот мультфильм с другой известной народной русской сказкой «Маша и медведь», участники семинара постарались докопаться до сути того, как надо выстраивать процесс воспитания. Ведь в нашей традиционной сказке, попав к медведю из-за непослушания (отбившись от старших детей, что ей было делать строго запрещено) и, таким образом, поддавшись соблазну, Маша все же начинает реализовывать все то лучшее, что в нее было заложено семьей: убирает дом, готовит еду, то есть заботится о медведе, привносит порядок в хаос его жизни. Поэтому ее душа приходит в некое правильное состояние, благодаря которому она проявляет смекалку и возвращается домой в коробе, который несет медведь. Таким образом, в сказке показан правильный путь ребенка, а если брать шире — любого человека. То есть, попав в сети соблазна, нужно пройти путь осмысления, покаяния, послушания, и тогда ты сможешь одолеть свою страсть.
Есть еще другая сказка, в которой также из-за непослушания Маша попадает в дом, где живут три медведя. Обе эти сказки имеют одно и то же начало: Маша просит ее отпустить, и ее отпускают, но с некоторым ограничениям, которые она нарушает и затем спасается бегством. Вот эти ограничения, на самом деле, и есть некий голос Удерживающего. И он — голос Удерживающего — в русской детской культуре был всегда, во всех произведениях («Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…», «Огуречик-огуречик, не ходи на тот конечик…»). Вот этот голос, обуздывающий своеволие ребенка, направляющий его к смирению и послушанию, напрочь отсутствует в современном мультфильме. Там нет Машиных родителей, непонятно, почему она попадает к медведю. Мы и пытались анализировать не только воспитательное воздействие этого мультфильма, которое по большому счету отсутствует, но и его ценностные основы и связь с русской традицией: есть она или нет, насколько должна проявляться в детской культуре. Поэтому проведение такого семинара было очень полезным.

 

— По связи с русской народной традицией, которая должна обязательно присутствовать в произведениях для детей, все понятно. А с точки зрения полезности для преподавателей воскресных школ, что дал такой подробный разбор мультфильмов и сказок на семинаре в Светлогорске?


— Здесь много полезных моментов. Во-первых, это способность учителя отбирать материал для работы с детьми. Ведь мультфильмы тоже показывают на уроках, во внеурочной деятельности, в летних детских лагерях и т.д. Учитель должен научиться в этом ориентироваться, делать ценностный анализ мультфильма (или кинофильма). Второй момент: как я уже говорила, работа с родителями — одна из задач педагога воскресной школы, и в том, что касается детской массовой культуры, он должен помочь отделять родителям зерна от плевел. Наконец, очень важно приобретение педагогом способности анализировать культурный текст, то есть работать не только с богословскими текстами, библейскими сюжетами, но и со словами песни, содержанием мультфильма, детской книги и пр., то есть всем тем, что сближает с ребенком.
Иногда просто ужасаешься тому, что предлагается для проведения того или иного православного праздника в воскресной школе. Особенно это касается стихов: так, не всегда понимается, что есть поэзия, а что — банальное стихоплетство. И здесь очень важно научить педагога обладать не только эстетическим вкусом, но и педагогическим чутьем, чтобы не навредить. Сейчас это важно еще и потому, что зачастую предлагаемая литература, даже бестселлеры, в православных книжных лавках имеют спорное содержание, хотя, наверное, пишутся с благими намерениями.


Беседовал Дмитрий Осипов
Продолжение следует

 

Слепую имеет веру тот, кто по вере не исполняет заповедей Божиих. Ибо, если заповеди Божии есть свет, то явно, что без Божественного света остается тот, кто не исполняет Божиих заповедей, нося голословное, а не истинное Божественное звание.

 

Св. Максим Исповедник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 8

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.