|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№2 (131) февраль |
|
|
А.И. Осипов "Путь к святости"
(Продолжение. Начало в № 1 (130) январь 2015 г.)
Но как достигается святость?
Прежде, чем говорить об этом, необходимо сделать одно существенное замечание. Принципиальным условием православного подхода в рассмотрении любых вопросов веры и жизни является обращение к святоотеческому учению как единственно достоверному источнику в понимании Божественного Откровения. Вызвано это тем, что только приобщение Духу Божьему, святость человека, может гарантировать истинность его суждений. А когда определенная мысль является суждением не одного святого отца, но многих, то тем более она показывает, что это не мнение человеческое, но действие Духа Божия, сама истина.
Этим критерием Православие принципиально отличается как от католицизма, в котором последним гарантом истины является слово одного человека — римского папы, так и от протестантизма, где вероучение любой общины и даже одного человека оказывается столь же авторитетным, как и любых других, чем полностью перечеркивается само понятие истинности в религии. Это в том и другом случае пагубно отражается и на понимании духовной жизни.
В Православии понятие святости проистекает из опыта великих подвижников древней Церкви. Их опыт является объективным критерием в оценке всех явлений духовной жизни верующего. В современных условиях этот критерий приобретает особенно большое значение для правильной самооценки христианина. Ибо понятие о духовной жизни всё больше подвергается различным инородным влияниям. Мерилом духовности верующего нередко становится не любовь и доброжелательство к каждому человеку, не терпение недостатков ближнего, не честность в поступках, а такое понимание воцерковленности, которое всю религиозную жизнь сводит к исполнению внешних церковных установлений и(ли) отвлеченному знанию христианского учения по отдельным вопросам.
Само понимание святости человека приобретает часто ложный характер. Она оценивается не по чистоте его жизни, его подвигов, духовной мудрости, но на основании плохо поддающихся проверке фактов прозорливости, исцелений, изгнания бесов, предсказаний и, конечно же, чудес.
Вопрос о чудесах в оценке святости оказывается чрезвычайно важным. Ибо чудесные явления могут иметь различную природу, исходить из разных источников, и непонимание этого может привести к очень серьезным последствиям. Об этом предупредил верующих Сам Господь: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» (Мф 24:24—25).
Святые отцы также говорят, что чудеса могут быть не от Бога и совершаться людьми не только далекими от Церкви и святости, но и противниками веры Христовой. Так, прп. Иоанн Кассиан Римлянин (V в.), например, писал: «Никто не должен быть прославляем за дары и чудеса Божии... Ибо весьма часто люди развращенные умом и противники веры именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса».
Поэтому чудеса сами по себе совсем не являются определяющим признаком святости человека. И нужно крайне осторожно относиться к любым необычным явлениям — пока нет возможности удостовериться в характере происшедшего и, прежде всего, в духовной целостности совершителя не спешить принимать их за чудо Божье. Не чудеса свидетельствуют о святости человека, а святая жизнь того, через кого совершается чудо, — это является одним из важнейших свидетельств его истинности.
Но лжечудеса, как правило, происходят с теми, кто ищет чудес или внутренне считает себя достойным видеть и получать их, кто впал в самомнение (прелесть), кто ищет исцеления любой ценой, нисколько не задумываясь о том, каков источник этого исцеления и с пользой или вредом для души оно будет.
Один из опытнейших духовных наставников ХIХ столетия свт. Игнатий (Брянчанинов) подробно пишет о гибельности легковерия чудесам, искания их (см., напр., его «О чудесах и знамениях», т. IV). Он приводит слова прп. Касиана Римлянина: «Чудеса, вызывая удивление, мало содействуют святой жизни». И объясняет, что в отличие от язычников, не думающих о будущей жизни и жаждущих чудес для земного благополучия, христианин должен искать пользы душевной, исцеления от страстей для достижения вечности. Более того, свт. Игнатий, видя языческий настрой народа, предупреждает и предсказывает:
«С течением времени, с постепенным ослаблением христианства и повреждением нравственности знаменоносные мужи умалялись. Наконец они иссякли окончательно. Между тем человеки, потеряв благоговение и уважение ко всему священному, потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, жаждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки, в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся неразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному, не отказываются сами быть участниками в совершении чудес, решаются на это, нисколько не задумываясь. Такое направление опасно более, нежели когда-либо. Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное зрелище многочисленных и поразительных ложных чудес, чтобы увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами».
|