|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№4 (133) апрель |
|
|
Патриарший визит
Дорогие друзья! С 14 по 15 марта 2015 года состоялась рабочая поездка Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Калининградскую епархию. 14 марта Святейший Владыка принял участие в пленарном заседании форума Всемирного русского народного собора, который прошел в помещении Калининградского областного драматического театра. Также в этот день Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в вечернем богослужении в Кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. 15 марта Святейший Патриарх возглавил служение Божественной литургии в Кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. Предлагаем вашему вниманию подробный обзор Первосвятительского визита в Калининградскую епархию.
Прибытие Патриарха. Участие в открытии форума
14 марта 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Калининград. В аэропорту Храброво Предстоятеля Русской Православной Церкви, остающегося после избрания на Московский Патриарший престол правящим архиереем Калининградской епархии, встречали губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов, мэр Калининграда А.Г. Ярошук, епископ Балтийский Серафим, епархиальное духовенство.
Из аэропорта Святейший Патриарх направился в Калининградский областной драматический театр, где возглавил открытие пленарного заседания I Калининградского форума Всемирного русского народного собора на тему «Рубежи Российской государственности: глобальные вызовы, региональные ответы».
Вступительное слово произнес губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов. Затем со словом к участникам форума обратился Предстоятель Русской Православной Церкви. Первый заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Д. Жуков огласил приветствие председателя Государственной Думы С.Е. Нарышкина.
Также на пленарном заседании выступили глава городского округа «Город Калининград», сопредседатель регионального отделения ВРНС в Калининградской области А.Г. Ярошук, академик Российской академии наук С.Ю. Глазьев, президент Российского института стратегических исследований при Правительстве РФ Л.П. Решетников, заместитель главы ВРНС, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, директор Московского центра социальных исследований, член Бюро президиума ВРНС А.В. Щипков, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева А.С. Миронов, профессор Калининградского пограничного института ФСБ России В.Н. Шульгин, член Бюро президиума, руководитель Экспертного центра ВРНС А.Б. Рудаков.
В заседании участвовали викарий Калининградской епархии епископ Балтийский Серафим, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, руководитель секретариата Всемирного русского народного собора О.А. Костин, а также руководители муниципалитетов области, сотрудники правительства Калининградской области и городской администрации г. Калининграда, директора школ, студенты вузов и курсанты военных училищ и др.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам пленарного заседания с кратким заключительным словом.
Работу форума продолжили круглые столы по экономике, истории, культуре и международным отношениям: «Технологический суверенитет России. Региональный потенциал», «Калининградская область в пространстве гуманитарного суверенитета», «Калининградская область в исторических судьбах России», «Российская цивилизационная идентичность как фактор национальной безопасности».
Организаторами мероприятия выступили региональное отделение ВРНС, Калининградская епархия, правительство Калининградской области, городская администрация г. Калининграда и ведущие вузы области.
Открытие регионального отделения ВРНС в Калининградской области в августе 2014 года стало первой ступенью к активизации здоровых патриотических сил калининградцев. В состав Общественного совета ВРНС в Калининградской области вошли 13 человек — представители органов власти, деловых кругов, культурные и общественные деятели.
В канун Крестопоклонной недели Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в соборе Христа Спасителя г. Калининграда
14 марта 2015 года, в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня в Кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда.
Его Святейшеству сослужили викарий Калининградской епархии епископ Балтийский Серафим, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь Калининградской епархии протоиерей Марьян Позунь, епархиальное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил соборный хор.
После великого славословия Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин выноса Креста.
В Крестопоклонную неделю Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в соборе Христа Спасителя г. Калининграда
15 марта 2015 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, день празднования Державной иконе Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда.
Его Святейшеству сослужили викарий Калининградской епархии епископ Балтийский Серафим, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь Калининградской епархии протоиерей Марьян Позунь, епархиальное духовенство.
На богослужении присутствовали губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов, мэр г. Калининграда А.Г. Ярошук, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. Также была вознесена молитва о новопреставленном писателе Валентине Григорьевиче Распутине, который скончался накануне, вечером 14 марта.
За Литургией Святейший Патриарх совершил иерейскую хиротонию диакона Владимира Толстого, учащегося Сретенской духовной семинарии.
Проповедь перед причастием произнес иерей Михаил Собачинский, клирик собора Христа Спасителя г. Калининграда. Богослужебные песнопения исполнили Патриарший хор Кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда (регент — Е. Шевлекова), мужской хор Андреевского храма г. Калининграда (регент — А. Родионов) и детский хор Андреевского храма г. Калининграда под управлением И. Швец.
После причастия Святейший Патриарх Кирилл совершил поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. По окончании Литургии епископ Балтийский Серафим приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству образ Христа Спасителя.
Проповедь Патриарха
Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Преосвященства! Уважаемый Николай Николаевич, губернатор Калининградской области! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с третьим воскресеньем Великого поста, именуемым Крестопоклонным. Это особый день, когда мы вспоминаем распятие Спасителя. И в этот день читается Евангелие от Марка (Мк 8:34—9:1). Слова из этого Евангелия хорошо всем известны. Я приведу эти слова: «Кто хочет душу свою сберечь, тот погубит ее. А кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее».
Слова хорошо известные, но очень непонятные. Что означает погубить душу ради Христа? Понять это невозможно, если не вдуматься в первую часть фразы: кто хочет сберечь душу свою, тот погубит ее. А для кого или для чего? Не сказано. И только из контекста можно понять, что если не сказано, для кого и во имя чего человек может погубить свою душу, то становится ясным, что речь идет о самом человеке и фразу эту нужно понимать так: кто сбережет ради себя душу свою, тот погубит ее.
В русском тексте, так же как и в славянском, используется слово «сбережение». А может быть, стоило использовать иное слово — «сохранение»? Нет. И древние славянские переводчики, Кирилл и Мефодий, а за ними и другие используют это слово «сбережение» неслучайно, потому что оно имеет иной смысл, чем «сохранение».
Станет понятно, о чем идет речь, если мы в качестве примера приведем желание людей сохранить свои деньги. Они их сберегают, есть даже такое понятие — сберегательная касса. Сбережение средств означает их защиту, создание условий, при которых они не подвергаются инфляции, когда они не обесцениваются, когда никто не может эти деньги похитить, и когда человек их просто не теряет, а, может быть, даже более того, сберегает, вкладывает во что-то, что приносит бoльший доход.
Так вот, эту первую часть текста следует понимать так, что если кто сберегает душу свою ради себя, он ее губит. Мы всю свою жизнь работаем над своей душой, вне зависимости от того, правильно или неправильно, умножая душевные силы или расточая их. Но с самого детства мы обретаем знания, расширяем свой кругозор, обогащаясь опытом. И так происходит в течение всей жизни: человек не только наполняет свой разум новыми знаниями, но воспитывает свои чувства, свою волю. Это и есть сберегание души. И если все то, что человек создал, в том числе и благодаря наследственности от родителей, и внешнему влиянию, благодаря своей собственной внутренней работе, — если все то, что он обрел и сберег, он обращает исключительно на пользу самому себе, то, по слову Божиему, он губит свою душу, он ее теряет.
Мне приходилось иногда беседовать откровенно с людьми очень богатыми, которые сумели создать капитал и удачно его сберегают, становясь все более богатыми. Мне приходилось общаться с такими людьми в трудные минуты их жизни, и я не единожды слышал одну и ту же фразу: все бы отдал, только бы…. А дальше следовало то, что являлось предметом страданий человека.
Иногда, говоря так, вспоминают детство, родителей, свою не очень богатую, но такую мирную и спокойную жизнь. И говорят: все бы отдал, чтобы вернулись эти дни. А иногда вспоминают свою настоящую любовь, которая не уходит из сердца, а сопровождает человека всю его жизнь, и тогда говорят вне зависимости от того, как устроилась его жизнь: все бы отдал, если бы…
И очень часто в конце жизни человек, живший только ради себя, понимает, что внутри ничего нет, пустота. И возникают мысли: о, если бы все начать сначала! Так вот, Господь нам всем говорит: чтобы избежать этих скорбных мыслей, жизненного фиаско, чтобы не потерять душу, сберегая ее для самого себя, нужно потерять ее ради Христа и Евангелия.
А что это означает? А это значит поставить Господа в центр своей жизни и сбережение духовных сил направить к той цели, которую Он нам предлагает выбрать в качестве единственно правильной и спасительной, а именно: жить не для себя. Господь не предлагает каждому из нас становиться аскетом, подвижником, монахом. Он не предлагает нам идти на страдания. Он просто предлагает посвятить жизнь свою исполнению Его закона, Его заповедей, Евангелия. И тогда мы сохраним все то, что имеем, все то, что нажили. Если душа наша встроена в правильную систему координат и работает в соответствии с правильно выбранными целями, то жизнь человека становится радостной, потому что с ним Господь.
Удивительны и другие слова: «Но что, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит?» из того же самого отрывка из Евангелия от Марка, которое мы сегодня слышали. В самом деле, какой смысл в приобретении всего мира, если ты самого главного не приобретаешь? Если твоя душа не приобретает мира, покоя, радости, внутренней тишины, счастья, для чего все остальное? И поэтому в другом месте Священного Писания находим слова: нужно не в себя, а в Бога богатеть (см. Лк 12:21).
Разве Господу нужны наши деньги или наши богатства? Он не требует, чтобы мы их отдали Ему, но эти удивительные слова «в Бога богатеть» перекликаются с сегодняшними евангельскими словами «душу свою потерять ради Христа и Евангелия», то есть наступить на самого себя, поменять все местами, Бога поставить в центр жизни, а не самого себя.
А с чего же начать? Кто-то услышал эти слова сегодня, вышел из храма, задумался и решил: да, постараюсь я исполнить все то, что Патриарх сегодня сказал, ведь и я хочу быть счастливым. Но для того чтобы правильно начать, нужно другие евангельские слова вспомнить: «Кто хочет последовать за Мной — отвергнись от себя, возьми крест свой и иди за Мной» (см. Мф 16:24). Крест — это то страдание, которое проистекает не от нашей глупости и не от наших страстей и ошибок, а приходит извне. Допустим, мы не заслуживали человеческого порицания, мы ничего плохого не делали, а на нас начинают клеветать. Или вроде никому ничего плохого ты не делал, а вокруг тебя вдруг появляются враги. Или поражает нас болезнь, скорбь, измена, когда самые близкие люди становятся предателями, — вот это крест. Это не то, что мы сами продуцируем, не то, что мы сами глупостью своей или греховностью создаем для самих себя, поставляя в тяжелое жизненное положение, а то, что вдруг объективно, со стороны, вне зависимости от нашей воли входит в нашу жизнь.
Но как же мы часто бываем подавлены этими обстоятельствами! Как негодуем, как иногда с ропотом к Богу обращаемся: чего же я плохого сделал, почему вдруг такая беда? Если эти мысли в голову приходят, то уж точно Господь крест на нас возлагает. И для того, чтобы душу свою спасти, а вместе с этим спасением обрести полноту жизни, внутренний покой, уравновешенность всех своих внутренних сил, даже определенный, проистекающий из наших усилий жизненный успех, — вот для этого нужно в первую очередь научиться нести крест, который Бог нам вручает. Если мы начинаем этот крест с себя сбрасывать, если начинаем винить весь мир и близких своих, иногда родственников, которые ни при чем, но на которых можно сорваться (на начальнике срываться не будешь), — так вот, если не будем ни на ком срываться, не будем гневаться, раздражаться, на Бога роптать, а спокойно предадим себя в руки Божии и примем на себя этот крест и понесем его, то это и будет первый шаг на нашем пути к тому, чтобы «в Бога богатеть», чтобы не губить душу свою, но, принимая Христа и Его заповеди, обретать спасение.
Сегодняшний день учит нас очень многому, может быть, самому главному в жизни: как справляться с трудностями, как преодолевать жизненные испытания, что означает накапливать душевные силы и ради чего это следует делать. Помогает нам понять и то, что работа только для самого себя завершается поражением — душа, личность человека гибнет, а иногда и внешняя жизнь разламывается на кусочки. Бог призывает нас к такому образу жизни и к такому целеполаганию, действуя во имя достижения которого мы становимся счастливыми. Это главная тема сегодняшнего дня. Казалось бы, что общего имеют Крест Христов, которому мы поклоняемся, и человеческое счастье? А оказывается, эти два понятия теснейшим образом связаны. И без принятия Креста Господня, своего собственного креста, без подчинения своих мыслей Божественным мыслям невозможно обрести человеческого счастья.
Да поможет всем нам Господь следовать именно тем путем, который Он нам сегодня предлагает. Сердечно вас поздравляю с Крестопоклонным воскресеньем.
Хотел бы в память о пребывании в Калининграде для калининградского кафедрального собора передать драгоценный ларец с мощами поволжских угодников Божиих. Пусть эта святыня пребывает здесь. Прикладываясь к святым мощам, просите у святых угодников помощи и заступления в вашей жизни. И да хранит всех вас Господь. Аминь.
В дар кафедральному собору Калининградской епархии Святейший Патриарх Кирилл передал ковчег с мощами поволжских святых. Верующим были розданы иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением.
Затем состоялся прием от имени губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова, по окончании которого Святейший Патриарх Кирилл отбыл в Москву.
Обзор подготовил
Олег Облогин
По материалам пресс-службы
Патриарха Московского и всея Руси
|