|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№5 (134) май |
|
|
Индивидуальность как завершенный образ каждого человека
В наш XXI век, когда у каждого человека, казалось бы, есть возможность выбора любого пути для развития, когда открыты все двери жизни, когда европейская цивилизация «проповедует» терпимость к любым личностным проявлениям, даже негативным, — сегодня, когда человек имеет право быть кем угодно и каким угодно, нужно ли нам понимать, что такое индивидуальность? Нужно ли к ней стремиться? Или об этом уже все давно известно? А может, мы живем в мире искаженных представлений и слабо понимаем, что же такое настоящая индивидуальность?..
В начале пути
На мой взгляд, с данными вопросами неизбежно сталкивается любой человек, встающий на путь развития, личностного роста и взросления, потому что, принимая ответственность за свою собственную жизнь, человек для начала должен понять, кто он такой, что есть в его арсенале ресурсов и, собственно, какой же цели он хочет достичь.
Церковные люди, прочитав данные мысли, возможно, поспорят, сказав: «Зачем мне выделяться, например, из церковной среды? Ведь я пришел к Богу, нашел средства для приближения к Нему!»
Действительно, приходя в Церковь, мы сталкиваемся с тем, что нам предлагается единый для всех образец благочестия. Например, мы все начинаем читать одни и те же молитвенные правила, нам даются одинаковые предписания к посту, все мы стоим на одной службе, исповедуется у одного батюшки, да и грехи у нас, по сути, одинаковые.
Но так ли это? Действительно, ли мы все одинаковые? И «одинаковости» ли ждет от нас Господь?
Господь сотворил нас разными
Думаю все же, что Господь сотворил нас всех различными. И если посмотреть друг на друга для начала внешне, можно увидеть, что мы сотворены разными, например, мужчинами и женщинами, с разными телосложениями, ростом, цветом волос и кожи, разными тембрами голосов. Мы принадлежим к разным культурным и историческим традициям.
И Православная Церковь, кстати, только подчеркивает эти различия. Поскольку наше вероисповедание существует в разных странах и на разных континентах, Православная Церковь каждой местности несет на себе особый отпечаток. В доказательство этому вспомним, например, иконы, написанные по православным канонам, но в разных стилях — греческом, византийском, церковно-славянском, грузинском и даже азиатском. Вспомним всевозможные прекрасные церковные песнопения, в мелодию которых вплетен колорит музыки того или иного народа. Даже само богослужение Православной Церкви в разных уголках мира имеет свои неповторимые особенности.
Но если вернуться вновь к человеку и более глубоко взглянуть на его личность, то можно увидеть, что помимо различной внешности мы совершенно разные и внутренне. Так, например, у нас разные темпераменты, уровень образованности, культурное развитие, интеллектуальные способности, эстетическое восприятие мира, психологические особенности… И ведь именно такими — разными — нас создал Господь.
А если так, то вряд ли в замысел Божий входило создание таких условий, например, в Церкви, чтобы мы все стали одинаковыми и обезличенными: женщины надели платки и длинные юбки, мужчины — отрастили бороды. Все бы отключили телевидение, вели одинаковые разговоры, дети играли бы в одинаковые игры и т.д. Осмелюсь предположить, что все же Господня воля о нас несколько иная…
Индивидуальность как завершенный образ человека
Глядя на все многообразие форм и содержания человеческой личности, мне все же кажется, что наши уникальные различия должны соединиться в один завершенный образ, характеризующийся индивидуальностью каждого отдельного человека.
Ведь так прекрасно жить в мире, наполненном людьми, каждый из которых занимается своим делом, имеет свое мнение, достигает своих целей и благодарит Господа за имеющиеся лично у него возможности, не завидуя другим и не превозносясь над остальными.
Зачастую люди стремятся к идеалам, предложенным извне, забывая задать себе вопросы: насколько это нужно мне лично? моя ли это цель? или же я просто хочу быть как все? Не является исключением из данного правила и человек, оказавшийся в Церкви. Церковь предлагает нам наивысший вариант развития личности — общение с Богом и стремление к единению с Ним, а также показывает образы следования по данному пути различных святых в качестве примера для назидания. Мы же зачастую, вдохновляясь чьим-то подвигом, начинаем подражать ему буквально и порой даже чрезмерно, забывая о том, что у нас свой путь. И то, что подошло одному, возможно, совершенно не подойдет другому. И если обратить внимание на жизнеописания святых, то становится совершенно понятно, что каждый из них избрал свой индивидуальный путь к Богу. А произошло это потому, что святые были разные, не похожие друг на друга люди: они жили в разные эпохи, среди них были мужчины и женщины, императоры и простолюдины, богачи и нищие, люди просвещенного ума и безграмотные и т.д. Но каждый из них, познав себя, познал свое предназначение и избрал свой путь к Богу.
И нам для того, чтобы сделать свой выбор необходимо четко понимать, кто мы и чего хотим достигнуть, не забывая о том, что Евангелие написано не столько «в общем — для всего человечества», сколько «для каждого из нас».
Как определить и с чего начать?
Как же нам определить и развить нашу индивидуальность — личностную уникальность, доставшуюся нам в наследство от предков и благословляемую Господом?
Думаю, что самым первым и простым для понимания способом найти себя, и понять Божий замысел о нас является поиск и развитие своих талантов. Вряд ли кто-либо станет отрицать то, что каждый из нас Богом наделен каким-то особым даром. Возможно, это творческие, интеллектуальные, организаторские способности и или что-то еще… Как же счастливы те люди, которые к моменту выбора профессии, рода занятий знали о своих талантах и связали жизнь с поистине любимым делом! Бывает и так, что человек каким-то чудесным образом интуитивно сделал правильный выбор в молодые годы и уже в процессе трудовой деятельности понял, что когда-то попал «в точку». Но даже если выбор профессии не совсем совпал с нашими творческими способностями, думаю, это не является причиной не искать и не развивать свои таланты.
Возможно, кто-то скажет: «Когда же мне этим заниматься?» Да, одной из основных характеристик современного образа жизни является недостаток времени. Ежедневно нам приходится решать множество вопросов и насущных проблем, связанных с личными и семейными делами, воспитанием детей, заработком, оказанием помощи близким. А в появившиеся короткие промежутки свободного времени мы стараемся расслабиться и немного отдохнуть. Но зачастую эти паузы мы используем на то, что сидим в интернете, смотрим телевизор, ведем пустые разговоры, часто заканчивающиеся критикой и нескрываемым осуждением. И в эти паузы, а зачастую и в единственный выходной день, даже после Причастия, не приходит в душу ощущение умиротворения, радости, вдохновения — всего того, на что можно будет опереться, преодолевая трудности следующей недели.
А ведь свободное время можно посвятить и созидательной деятельности для души. К примеру, вернуться к тому, что с детства приносило нам удовольствие, радость, вдохновение и покой, — найти применение своим талантам. Возможно, это будут занятия спортом или чтение хорошей литературы (не обязательно только духовной), или рисование, пение и игра на музыкальном инструменте, рукоделие, поэзия и т.п. И просто замечательно, если вам удастся при этом привлечь внимание ваших близких к своему хобби или вдохновить их на поиск своего таланта.
А для чего развивать свои таланты?
Для чего же нужно развивать свои таланты, в том числе церковным людям? Каждый, кто занимается реализацией своего творческого потенциала, может сказать, что это время особенного ощущения Жизни, в котором ты — творец (точнее, соработник на ниве Божией). Это время встречи с самим собой, время принятия себя и точного ощущения того, кто ты. Кроме того, наши таланты — это уникальные способности, данные нам Господом, и следование своим талантам, не побоюсь этого слова, — это исполнение воли Божьей о себе.
Отсутствие же подобной деятельности лишает нас дополнительной возможности восполнять свои силы, превращает жизнь в рутину, в которой мы престаем чувствовать самих себя, а подчас и связь с Богом. Вспомним, к примеру, притчу о талантах, в которой хозяин раздает своим слугам монеты, дав наказ приумножить их количество. И хуже всех поступает слуга, который закапывает свои таланты в землю и приходит к хозяину ни с чем. И здесь даже не идет речь о наказании и осуждении. Здесь важно понять, что такой человек никому не причинил вреда столько, сколько самому себе, лишив сам себя прекрасной, освященной Богом части жизни.
Шаг следующий: мужественность и женственность
Еще одним важным аспектом нашей личности является развитие в себе возможностей своего пола — мужественности или женственности.
Сегодня эта тема чрезвычайно актуальна, поскольку все смешалось настолько, что порой даже внешне невозможно отличить мужчину от женщины. Сегодня, когда семьями руководят жены, а мужья подавлены и безынициативны, мальчики воспитываются мамами, которые понятия не имеют, как вырастить настоящего мужчину, а девочки единственной возможностью выражения свое женственности видят в откровенных нарядах и «смелом» поведении, мне кажется, важно коснуться вопроса о мужской и женской сущности. Пока эта тема не утратила своего значения в сердцах молодого поколения окончательно. Ведь даже в церковной среде мы нечасто можем встретить те примеры мужского и женского благочестия, которые нам предлагают жития святых.
Что касается вопроса мужественности, то к великому счастью, эта категория в нашем сознании еще не настолько нивелировалась как в Европе, поскольку в общественных местах мы не видим мужчин, гуляющих парами под руку. Однако нужно понимать, что мужественность — это все же не просто правильная форма удовлетворения своих физиологических инстинктов, а определенный набор личностных свойств, влияющих как на качество жизни самого мужчины, так и на его взаимоотношения с окружающими.
Какого же мужчину можно назвать мужественным? Наверняка, мужественный мужчина — это тот, кто знает, что ему нужно в жизни; тот, кто ставит перед собой цели и достигает их; кто берет ответственность за себя и своих близких; умеет позаботиться о себе и других; имеет свое мнение, основанное на нравственных принципах; кто благороден и великодушен. Я думаю, в жизни каждого из нас есть такие мужчины, которые прямо и открыто смотрят в глаза проблемам, не боятся трудностей и не зациклены на поисках постоянного удовольствия.
Более сложно обстоит дело с женственностью, которая в повседневной жизни встречается несколько реже. Можно сказать, что с современной женщиной всё меньше ассоциируются нежность, любовь, теплота отношений, забота, чуткость, мягкость, уют, элегантность, скромность, искренность, целомудрие и милосердие.
Очень сложно как-то однозначно охарактеризовать женственность, поскольку данное качество совершенно не зависит от семейного положения, наличия детей, финансового благополучия, рода деятельности женщины — скорее, это совокупность указанных качеств, придающая уверенность женщине, которая позволяет ей оставаться женственной всегда и везде. Точно так же как при наличии всех вышеперечисленных условий (замужество, дети и т.д.) можно даже не приблизиться к состоянию женственности.
Женщины сегодня все меньше созидают вокруг себя и все больше либо соревнуются с мужчинами, претендуя на лидерство и забывая о своих естественных женских потребностях и возможностях, либо остаются на положении инфантильного, бессильного и капризного ребенка. В результате проигрывает сама женщина, которая не развила то, что ей было дано, а зачастую и не поняла ни себя, ни своего предназначения; а также проигрывает и мужчина, которому такая женщина не дала возможности правильно проявить себя в семейной жизни и в их межличностных отношениях.
Вообще, если говорить об отношениях мужчины и женщины, то есть совершенно очевидное и прямое влияние полов друг на друга. Как здоровая женственность может правильно повлиять на формирование мужественности, так и наоборот. Поэтому как бы ни была сложна ситуация в семье, и женщина и мужчина должны понимать, что возможность ее «выровнять» принадлежит каждому из нас. Только надо найти в себе силу и смелость принять то, что дано нам Господом. Не побояться стать мужественным, если вы мужчина, и женственной, если вы женщина!
От себя же хочу добавить, что для меня встреча с мужественными мужчинами и женственными женщинами — это всегда встреча с истиной, встреча с Божьем замыслом о нас, о людях. Встреча с такими людьми всегда наполняет мою жизнь и вдохновляет на собственное преображение…
Ответственность за жизнь — дело чести
Следующим, самым сложным шагом на пути к обретению нашей индивидуальности может стать определение направлений нашей жизни, средств достижения желаемых результатов, выбор приоритетов и выработка наших жизненных принципов, следование которым станет для нас делом чести. Все это можно назвать одним, возможно, страшным (без иронии) для современности словом — ответственность.
Как часто можно услышать до боли знакомые слова: «Это во всем виноваты мои родители (супруг, теща, свекровь, неблагодарные дети, начальник, соседи, завистница-подруга…)». К сожалению, люди, привыкшие в своих неудачах обвинять окружающих, живут с глубоко ошибочным сознанием, которое не позволяет им принять на собственный счет свои неудачи и стать ответственными за свою жизнь.
Пошли мы на поводу у лени или страха, малодушия или гордыни — в нашей жизни обязательно наступят последствия этого, и тогда нам надо будет исправлять полученный результат. А отрицая свою вину и возлагая ответственность за свою «злую судьбу» на окружающих, мы встаем на путь инфантильности, оставаясь на позициях ребенка.
Что является частым проявлением такой инфантильности в нас? Это непунктуальность, безрезультатные поиски работы, частая конфликтность в отношениях, пренебрежительное отношение к своему здоровью и образу жизни, бесконечная критика в адрес государства, не создавшего нам благополучных условий для жизни, и т.п.
Но, возможно, некоторым людям знакома и обратная сторона медали — гиперответственность, которая характеризуется тем, что человек причиной всех зол в своей жизни считает только себя и в чрезмерной степени. Поэтому и ругает себя, например, за испорченные отношения с родными, за смерть близкого, за то, что не получено повышение по службе и т.п. А иной раз за дела, к которым он вообще не причастен: за голод в Африке, за страдания чужих детей, за курс рубля и т.д.
Проявлением всего этого являются самоедство, мнительность, ненависть к себе, различные формы неврозов и пр. В конечном счете человек приобретает неуверенность в себе, утрачивает способность проявлять инициативу и определять, что главное в его жизни, а что второстепенное, становится дезориентированным и, соответственно, не способным управлять своей жизнью. И, как ни парадоксально это звучит, гиперответственность в конечном счете ведет все к той же безответственности, а значит, и к бесперспективности. Но если первый тип безответственности более прост в понимании и чтобы бороться с ним, человеку необходимо брать на себя исполнение тех обязательств и обещаний, которые он дает себе и окружающим, то для борьбы с гиперответственностью человеку необходимо понимать, что у него есть определенные психологические проблемы, решение которых потребует более тонкой внутренней работы.
Вот какие советы можно встретить в психологической литературе для борьбы с гиперответственностью.
Во-первых, нужно более критично (т.е. с рассуждением) относиться к обвинениям в свой адрес, не доверяться им без собственного анализа произошедшего.
Во-вторых, если конфликт произошел в отношениях, разделить вину на количество конфликтующих сторон. Более того, доли вины могут быть неравными, в зависимости от того, кто спровоцировал, а кто неправильно отреагировал, и ваша доля вины необязательно будет больше, чем у других.
В-третьих, не следует принимать близко к сердцу то, на что мы повлиять не в силах, а сосредоточиться на том, что мы может изменить в своей жизни и жизни других. А все, что за пределами наших возможностей учиться принимать с помощью Божьей как часть нашего несовершенного мира.
А что в итоге?
Что же в итоге нам даст развитие всех вышеназванных качеств? Пополняя багаж знаний о духовной жизни, развиваясь нравственно и одновременно уделяя внимание своей индивидуальности, мы сможем определить то, что нам по-настоящему интересно и значимо в жизни (опять-таки исходя из своих способностей, потребностей, особенности восприятия жизни и т.д.), и направить свои силы на достижение назначенных целей (здесь все уже будет зависеть от нашей ответственности и самодисциплины). Таким образом, наша жизнь приобретет тот смысл, который нам понятен и дорог, а наши внешние действия станут выражением нашего внутреннего содержания.
Мне думается, что человек, нашедший себя благодаря развитию этих качеств, может не сомневаться, что жизнь его отныне — это дорога к самопознанию, совершенствованию, через великий и непрестанный труд, итогом которого будет радостная встреча с Господом, Которому с легким сердцем и чистой совестью можно будет сказать: «Господи, я от всей души старался исполнить все, для чего был создан Тобой. Помилуй мя грешного и благослови!».
Конечно, ошибки и падения неизбежны для каждого из нас, но мы должны помнить, что не безупречный путь важен для Господа, а именно упорное следование выбранной стезе, для движения по которой Он снабдил нас всем необходимым.
В заключение хотелось бы отметить, что индивидуальность в современном мире понимается скорее как вызов обществу, его устоям, моральным принципам. Вызов, выражающийся в эпатаже, обескураживающем поведении, не совсем достойном образе жизни.
Истинная же индивидуальность — это тоже, наверное, вызов, но только вызов самому себе, своей лени и страхам, своему маловерию. Индивидуальность — это возобладание в нас Божественной правды, мира, радости, ответственности, творчества и любви над нашей греховностью и страстностью, малодушием и безответственностью. Следование своей индивидуальности позволит нам ощутить истинный смысл жизни, даст умиротворение душе, уверенность в правильно выбранном направлении своего развития и оставит прекрасный след в душах наших детей, внуков и последующих поколений.
Мария Варламова
|