|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№5 (134) май |
|
|
ЗА ЗДОРОВУЮ И КРЕПКУЮ СЕМЬЮ
Продолжаем разговор с клириком храма свв. Кирилла и Марии Радонежских о. Вадимом Трусовым, который в 10—11 классах лицея № 17 ведет учебный курс «Нравственные основы семейной жизни». Священник не понаслышке знаком с образовательным процессом в современной школе: основы педагогики штудировал, еще учась на историческом факультете БФУ им. И. Канта, потом трудился в одном из учреждений образования г. Калининграда.
(Окончание. Начало в № 4 (133) апрель 2015 г.)
— О. Вадим, что нового дает ваш курс для воспитательной системы школы в целом?
— Предмет «Нравственные основы семейной жизни» несет в себе не только обучающую, но и воспитательную функцию. Он дает дополнительную возможность расширить сферу партнерства и взаимодействия всех главных участников педагогического процесса — педагогов, учащихся и их родителей. Это может способствовать гармонизации семейных отношений в семьях на уровне детско-родительских связей.
— Я давно знаю директора лицея № 17 Людмилу Георгиевну Зубкову как человека, поддерживающего новаторские подходы в образовательном процессе. Тем более что сейчас идет очередной этап принятого лет 10 назад курса на модернизацию среднего образования. В связи с этим, о. Вадим, в чем новизна вашей программы?
— В существовавших ранее программах отсутствовал системный подход, включающий одновременно психолого-педагогический, богословский и культурологический анализ. Данная программа, разработанная в Екатеринбурге, предполагает изложение более современных, полных и упорядоченных представлений о семейной жизни, синтезирует знание разных научных областей: психологии и культурологи, христианской этики и богословия.
Я познакомился с одним разработчиков программы, Юрием Моисеевым, в 2013 году, когда он приезжал сюда и презентовал ее на Свято-Георгиевских образовательных чтениях в Гвардейске. И решил: почему бы самому не попробовать?
В преподавании курса «Нравственные основы семейной жизни» применяются интерактивный и ценностный подходы. Это требует особых усилий по созданию условий, благоприятствующих формированию у старшеклассников собственной иерархической системы личностных ценностей, которая бы была ориентирована на традиционную систему семейных ценностей. Интегрированный подход может способствовать не формальному изучению материала, а внутреннему принятию его содержания как личностно значимого. При изучении курса ценности семейной жизни должны переживаться и усваиваться учащимися, выстраиваться в особую иерархию сообразно значимости для подростков.
— В советское время, помню, существовал школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», который был внедрен в образовательную систему еще в 1980-х годах. Согласитесь, тогда все школьные программы проходили очень строгий контроль. Может быть, из него тоже следует что-то взять?
— Этот, как я бы его назвал, советский вариант курса рассматривал семейную жизнь как предмет изучения прежде всего с идеологической точки зрения и охватывал не все ее аспекты. В нем затрагивались главным образом психофизические, психосоциальные и этические стороны семейной жизни. Вопросы антропологические, духовные почти не поднимались. В предполагаемом варианте программы особое внимание уделяется именно проблемам семейного счастья, смысла жизни, которые рассматриваются в контексте семейной проблематики, личности и ее места в обществе, а также в аспекте построения ею будущей семьи.
— Использовались ли вами какие-то наработки в данном направлении образования, относящиеся еще к дореволюционному времени? Я имею в виду период до Октябрьского переворота 1917 года. Тогда семейные ценности не были пустым звуком.
— Дело в том, что до революции не было необходимости создания учебного курса по семейной культуре, поскольку положительный опыт семейной жизни достаточно хорошо усваивался в рамках воспитания в семье. Об этом свидетельствуют статистические данные: практически полное отсутствие разводов (только 3 %), существование многодетных семей (в среднем по пять детей в семье), почти полное отсутствие абортов и случаев отказа от детей и стариков.
— Итак, вы своим курсом хотите заложить своего рода фундамент тех семейных отношений, что были в России более 100 лет назад?
— Это, наверное, слишком громко сказано, но стремиться к этому необходимо. Что касается курса «Нравственные основы семейной жизни», то я бы так сформулировал его основную миссию: укрепление основ семейной жизни в российском обществе.
Она предполагает решение определенных задач. Среди них — ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими смысл, ценности и нормы семейной жизни; формирование у старшеклассников основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологи и этики; пробуждение у учащихся желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью; снижение и предотвращение рисков на пути к созданию крепкой, счастливой многодетной семьи; ознакомление со средствами решения семейных проблем; обучение основам психологической, культурологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений и другие аспекты семьи в рамках системы ценностей, традиционных для отечественной культуры.
— Это очень важно — сформировать правильную систему ценностей. В последнее время нам с подачи «просвещенного» Запада какие только рецепты счастливой семейной жизни не предлагаются, где зачастую под маской либерализма и свободы личности навязываются явно антихристианские понятия семейных отношений и воспитания детей. В итоге в разных странах Европы и в США все чаще проводятся массовые выступления в защиту традиционной семьи.
— Западное общество заражено сейчас бациллой индивидуализма, что, несомненно, сказывается и на семейных отношениях. Конечно, каждому человеку присуща собственная иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Поскольку «ценности» выступают в качестве регуляторов поведения, взрослое сообщество должно осознанно относиться к духовному качеству тех ценностей, которые формируются у подрастающего поколения.
— Основная задача любого подобного курса — сформировать базовые ценности, на которые потом можно будет опираться. Не могли бы перечислить их подробнее?
— В данном курсе рассматриваются следующие базовые семейные ценности:
— семья, отец, мать, материнство, отцовство, дети, многодетность, счастливое детство;
— супружество, мужественность, женственность;
— человек, жизнь, здоровье, трезвость, целомудрие, воздержание;
— общение, дружба, любовь, семейное счастье, верность, пожизненный брак;
— взаимное уважение членов семьи, искренность, взаимопомощь, взаимопонимание, отзывчивость, жертвенность, милосердие;
— умение прощать, терпение, терпимость к недостаткам других;
— мир в семье, духовное единение супругов, радость семейной жизни, родство душ;
— традиционный семейный уклад; семейные традиции, честь семьи;
— благочестивое воспитание, почитание старших, послушание;
— семейный труд, общественное служение, свободное стремление к добру, ответственность за семью и перед семьей;
— любовь к Родине, служение Отечеству;
— дом¸ достаток, хозяйственность, рачительность.
— Без сомнения, ваш курс очень полезен. И надо, чтобы как можно больше учреждений образования его имели в своих школьных программах. Кстати, нельзя ли его как-то адаптировать в курс преподавания основ православной культуры, который сейчас разрабатывается для преподавания в старших классах?
— Пока рано говорить об этом. Прорабатывается вопрос, чтобы преподавание духовно-нравственных дисциплин вынести с 4-го класса на более широкую линейку — вплоть до 10-го. Правящим архиереем Калининградской епархии Святейшим Патриархом Кириллом уже внесено предложение по данному вопросу в соответствующие государственные органы. Синодальным отделом религиозного образования и катехизации нашему епархиальному отделу предложено в случае принятия положительного решения начать такую работу в экспериментальном порядке. В настоящее время нет нормативов, обязывающих учебные организации внедрять у себя те или иные дисциплины духовно-нравственного содержания. Поэтому здесь может возникнуть определенная двойственность: с одной стороны, мы говорим о важности и нужности духовно-нравственного образования и воспитания и даже чувствуем поддержку регионального министерства, а с другой стороны, это величина, не измеряемая в граммах или метрах и тем более не предусматривающая сдачу ЕГЭ. Поэтому во многих школах этот вопрос не принимается как приоритет.
— Очень жаль, что руководители учреждений образования не понимают главного — того, что еще более 150 лет назад сформулировал гениальный врач, основоположник русской военно-полевой хирургии, герой Крымской войны Николай Иванович Пирогов. Он отмечал необходимость общественной подготовки к жизни высоконравственного человека с широким духовным и нравственным кругозором: «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание». У нас же упор делается на подготовку специалистов, а духовность и нравственность в процессе образования и воспитания как бы выносятся за скобки. А потом удивляемся: откуда берутся коррупция и прочие преступления, безответственность, пренебрежение к людям и так далее? В том числе и непрочные семьи и связанные с этим конфликты. Или я не прав?
— Совершенно правильно подмечено: именно человека надо воспитывать. Если вернуться к главной теме нашей беседы, могу сказать, что современная российская семья испытывает очень серьезные проблемы. Наша страна на одном из первых мест в мире по количеству разводов — 7 из 10 семей распадаются в первые десять лет …
— Здесь можно еще одного русского гения вспомнить — Александра Сергеевича Пушкина. Помните ответ Татьяны Лариной опомнившемуся и вернувшемуся к ней Евгению Онегину: «Я другому отдана и буду век ему верна». Хотя понятно, какие чувства она испытывала к нелюбимому генералу. В ее ответе как бы сконцентрирована высокая духовность и нравственность, которые тогда воспитывались самим укладом жизни, основой которой были христианство, православная вера. Будем надеяться, батюшка, что и ваш курс внесет свою лепту в возрождение тех существенно подзабытых основ семейной жизни, которыми была сильна Россия.
— Время покажет. Надеюсь, мы не зря взялись за это дело.
Беседовал Дмитрий Осипов
|