|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (139) октябрь |
|
|
Преподобный Макарий Великий СЕМЬ СЛОВ
(Продолжение. Начало в № 7 (112) июль 2013 г.)
ГЛАВА 13
Посему кто намеревается соделаться подобным Христу, чтобы и ему самому можно было наименоваться сыном Божиим, рожденным от Духа, тому преимущественно надлежит благодушно и терпеливо переносить встречающиеся скорби, будут ли то телесные болезни, или обиды и укоризны от людей, или также и козни от невидимых врагов. Ибо, по смотрению Божию, попускается испытание душ различными скорбями, чтобы несомненно явными соделались души, искренно возлюбившие Господа. Доказательством же сему служит то, что с начала века и патриархи, и пророки, и апостолы, и мученики проходили тесным путем искушений и скорбей и тем благоугодили Богу. Ибо Писание говорит: «Чадо, аще приступаеши работати Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи» (Сир 2:1).
Посему душе, намеревающейся угодить Богу, паче всего иного должно запастись терпением и упованием. Ибо у злобы всегда одно и то же ухищрение — ввергать нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Господа. Но Бог никогда не попускает надеющейся на Него душе до того изнемогать в искушениях, чтобы дойти до отчаяния: ибо, говорит апостол, «верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением, и избытие, яко возмощи понести» (1 Кор 10:13). И лукавый огорчает душу не в такой мере, сколько у него есть желания, но сколько попускается ему Богом. Если и людям известно, сколько времени должно сосуды держать в огне, чтобы, оставшись долее надлежащего, не дали трещин и, также вынутые прежде достаточного обожжения, не оказались негодными к употреблению; если, говорю, у человека столько разумения, то не тем ли паче и не бесконечно ли более Божию разуму ведомо, в какой мере каждую душу должно подвергнуть искушению, чтобы соделалась она благоискусной и благопотребной для небесного царства?
ГЛАВА 14
Как стебель растения, если недолго колотить его, не будет годен к тому, чтобы прясть из него самые тонкие нити, но чем долее его колотят и чем более вычесывают, тем чище делается он и пригоднее к делу; и как выделанный из глины сосуд, если не был в огне, негоден к употреблению людям; и как младенец, неискусный еще в делах мирских, не может ни строить, ни садить, ни сеять, ни выполнить какое-либо другое мирское дело, — так нередко и души, хотя, по благости Господа, ради их младенчества соделались причастными божественной благодати и исполнены сладостию и упокоением Духа, однако же, как не искушенные и не испытанные различными скорбями от лукавых духов, остаются пока во младенчестве и, так сказать, неблагопотребны еще для небесного царства. Ибо божественный апостол говорит: «Аще без наказания есте, ему же причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове» (Евр 12:8). Посему и искушения, и скорби насылаются на человека к пользе его, делают душу тем более благоискусной и твердою. И если претерпит она до конца с упованием на Господа, то невозможно не улучить ей духовного обетования и избавления от зловредных страстей.
ГЛАВА 15
Как мученики, подвергнутые многим истязаниям, показав твердость свою даже до смерти, соделались чрез это достойными венцов славы, и чем больше испытали самых тяжких трудов, тем большую славу и большее дерзновение приобрели пред Богом, так, подобно сему, и души, преданные различным скорбям (какие или видимо причиняются людьми, или мысленно производятся непристойными помыслами, или происходят от болезней телесных), если до конца перенесут их с терпением, удостоятся одних с мучениками венцов и того же дерзновения.
ГЛАВА 16
Поелику несомненно, что таков путь, вводящий в жизнь, и узок, и тесен, почему немногие и шествуют оным, то в уповании на уготованные на небесах блага должны мы с твердостию переносить всякое искушение лукавого. Ибо сколько бы скорбей ни перенесли мы, воздадим ли сим что-либо равноценное или будущему обетованию, или утешению, какое здесь еще подается душам благим Духом, или избавлению от тьмы зловредных страстей, или множеству долгов, т.е. грехов наших? Сказано: «Недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим 8:18). Ради Господа должно с твердостию все претерпевать, по сказанному, подобно мужественным воинам, не страшась умереть за Царя нашего. Ибо почему, когда заняты мы были миром и делами житейскими, тогда не впадали в такие горести, теперь же, поелику пришли послужить Богу, терпим сии многоразличные искушения? Видишь ли, что скорби сии ради Христа; потому что сопротивник завидует нам в уповаемом нами воздаянии и хочет вложить в души наши расслабление и леность, чтобы нам не сподобиться уповаемого за богоугодную жизнь? Все ухищрения его против нас разрушаются споборающим Христом. Помыслим же, что Он — наш защитник и покровитель — так прешел век сей: поносимый, гонимый, наконец поруганный довершил все позорною смертию на кресте.
|