|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (141) декабрь |
|
|
А.И. Осипов Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И ПРАВОСЛАВИЕ
(Продолжение. Начало в №11 (140) ноябрь 2015 года).
Эдгар По однажды записал: «Если какой-нибудь честолюбивый человек возмечтает революционизировать одним усилием весь мир человеческой мысли, человеческого мнения и человеческого чувства, подходящий случай у него в руках — дорога к бессмертию лежит перед ним прямо, она открыта и ничем не загромождена. Все, что он должен сделать, — это написать… маленькую книгу. Заглавие ее должно быть простым — три ясных слова: "Мое обнаженное сердце". Но эта маленькая книга должна быть верна своему заглавию».
Сказано глубоко, но писатель, видимо, забыл, что такая книга уже давно написана и без каких-либо честолюбивых мечтаний о революционных преобразованиях человеческой мысли. Эта Маленькая книга — Евангелие. Оно с предельной ясностью обнажило сокровенную жизнь человеческого сердца, открыв дорогу к истинному бессмертию. Евангелие стало источником истинного познания человека, путем к совершенному знанию его души, в которой скрываются и рай, и ад: и невыразимая красота, равной которой, по выражению преподобного Макария Египетского, нет ни на земле, ни на небе, и безмерное зло, возникшее в ней же по причине отступления человека от источника всякого блага — Бога.
Достоевский явился одним из тех немногих писателей, которые в свете именно этой Маленькой книги, а не в ключе так называемого реализма, часто граничившего с натурализмом, с потрясающей глубиной показали обнаженное сердце человека. И прежде всего хотелось бы отметить следующий, как кажется, парадоксальный факт. Имея довольно сложный, даже неуживчивый, по отзывам современников, характер, он в своих сочинениях настойчиво и постоянно подчеркивает красоту человеческой души. Эта любовь к человеку, хотя и падшему и потерявшему свое изначальное богоподобное достоинство, но, тем не менее, сохранившему в сокровенных глубинах души отблеск вечной Божественной святости, — главная тема его творчества. «А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением», — так говорил над могилой Достоевского 1 февраля 1881 года В.С. Соловьев.
Что же представляет собой человек в понимании Достоевского?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить те взгляды на человека, которые господствовали в просвещенном обществе того времени. Их три основных.
1. Человек — это коварная, чувственная и эгоистическая обезьяна, несущая в себе наследие своих животных предков.
2. Человек добр, любвеобилен, способен к самопожертвованию. Дурные качества, которые замечаем в нем, — свойства не его природы, но прямые следствия развития цивилизации, которая внесла в человека дисгармонию, отдалив его от природы, от естественной жизни.
3. Человек не зол и не добр по природе, он — «чистая доска», на которую лишь социальная среда во всем многообразии ее факторов наносит соответствующие письмена.
Достоевский очень далек от всех этих теорий. Для него противоестественна первая, дарвинистская точка зрения, хотя редко кто из писателей мог изобразить с такой силой и яркостью «дно» души человеческой, как он.
Он не согласен и со второй теорией, несмотря на то, что сама идея неизгладимого и всегда действующего в человеке добра и правды была ведущей во всем его творчестве. В «Дневнике писателя» читаем даже такое: «Зло таится в человеке глубже, чем предполагают обычно».
Критику вызывает у Достоевского и третья теория. Он не может принять того, о чем мечтают глупцы: «если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать, и все в один миг станут праведными». «Ни в каком устройстве общества, — писал он, — не избегнете зла... душа человеческая останется та же... ненормальность и грех исходят из нее самой».
У Федора Михайловича иное воззрение на человека.
Маленькая книга — Евангелие, которое он так любил и читал до самой своей смерти, — открыла ему тайну человека, открыла, что человек — не обезьяна, и не святой ангел, и не tabula rasa, но образ Божий, который по своей изначальной богозданной природе добр, чист и прекрасен, однако в силу отступления от Источника жизни глубоко исказился, и земля сердца его стала порождать «терния и волчцы» (Быт 3, 18). Поэтому нынешнее, так называемое «естественное», состояние человека в действительности является нижеестественным, больным, в нем присутствуют и перемешаны между собой и семена добра, и плевелы (сорняки) зла.
Какое средство избавления от этой ненормальности предлагает Евангелие? Прежде всего — внутреннее согласие человека с очевидным фактом ненормальности своей природы, постоянно влекущей его к мыслям, намерениям и поступкам, прямо противоречащим нравственному чувству, совести и разуму. Затем — познание неспособности своими силами исцелить, искоренить это. И наконец, нужно смириться и убедиться в необходимости Христа как единственного своего Спасителя. Совершенно очевидно, какое главное препятствие стоит на этом пути — глупая, тупая гордыня, которая и оставляет человека валяться в грязи всех страстей…
|