|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№4 (145) апрель |
|
|
Забота о страждущих
Отдел по социальному служению Калининградской епархии в рамках Дней реабилитации наркозависимых недавно провел комплекс мероприятий по повышению квалификации сотрудников, занятых этой сфере деятельности. Одним из приглашенных консультантов был игумен Силуан (Роубо), настоятель Свято-Георгиевского храма в селе Георгиевском Ивановской области. Он является руководителем епархиального отдела Кинешемской епархии Иваново-Вознесенской митрополии по противодействию наркомании и алкоголизму, а также членом Совета координационного центра по противодействию наркомании отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. На странице газеты «Спас» он рассказал об опыте такой работы.
— Отец Силуан, пожалуйста, вкратце расскажите о том, как организована работа со страждущими у вас в епархии, о чем вы рассказываете на занятиях в Калининграде?
— На базе нашего Свято-Георгиевского прихода в 2010 году была разработана методология социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине. По итогам работы уже вторым изданием выпущена книга. Этот опыт мы передаем всем, кто заинтересован в такой работе. Мария Борисовна Филькова, руководитель отдела по социальному служению Калининградской епархии, была у нас, посмотрела, как это выглядит на практике, и пригласила меня в Калининград.
— А где вы познакомились, как узнали, что в нашей епархии в отделе соответствующего профиля занимаются решением схожих проблем?
— Структура любой епархии предполагает наличие отдела по противодействию наркомании и алкоголизму. При отделе по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви в октябре 2010 по распоряжению Святейшего Патриарха Кирилла был создан координационный центр по противодействию наркомании. Его сейчас возглавляет епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев). Он является моим духовником, и в течение 25 лет был настоятелем Свято-Георгиевского храма в селе Георгиевском, где мы вместе и начинали работу по социальной реабилитации наркозависимых. Так что, можно сказать, я наследовал его дело.
Координационный центр, в том числе и наш Свято-Георгиевский приход, стал проводить обучающие семинары по соответствующей тематике, на одном из которых я встретился с Марией Борисовной, увидел, насколько ей интересен уже наработанный нами опыт. Хотя, надо отметить, и в Калининградской епархии есть что показать.
— С калининградским опытом мы знакомили читателей. Сюда, как можно понять, вы приехали не с пустыми руками, тоже делитесь опытом работы с наркозависимыми. В чем ее суть?
— Метод нашей работы с наркозависимыми имеет определенную структуру и делится на три этапа. Первый — найти себя; второй — прийти к Богу; третий — вернуться к людям. На каждом из этих этапов есть свои задачи, которые совместно решаются вместе с нашими подопечными.
— Давайте тогда пройдем по этим этапам на пути выздоровления страждущих и, прежде всего, наверное, духовного выздоровления. Итак, первый этап — найти себя.
— Человеку предлагается самому разобраться в своей зависимости. Какие у нее оправдания на употребление, какая история, чем вызывалось неуправляемость и бессилие в противодействии ей. Ведь поначалу любой наркоман считает, что ему-то по силам справиться с собой и бросить употреблять наркотики, когда он этого захочет. Когда мы начинаем заниматься проработкой возникшей зависимости, то человек начинает обращать на себя внимание как на личность, как на духовное существо. Для этого даются соответствующие задания: мои интересы и увлечения, мое воцерковление, духовная биография. Зависимый человек старается глубже понять себя как личность. В конце этапа воспитанник пишет итоговое задание, как бы рисует свой собственный портрет — как он себя видит в данный момент. Этим «автопортретом» первый этап и завершается.
— Что происходит на втором этапе?
— Здесь мы предлагаем ребятам разобраться, что такое грех. Мы рассматриваем грех в плане невыгодности и с житейской точки зрения. Объясняем, что любой грех, любая страсть приводят в конечном счете к страданию, и в духовном, и в физическом и в социальном смысле. Как правило, поступающие к нам на реабилитацию люди неверующие, зачастую и некрещеные, и понятие греха для них очень относительно. Вот и разбираемся в чем «невыгодность греха». Наша задача не состоит в том, чтобы под напором всех подряд воцерковлять. Мы можем создать условия для воцерковления. И если человек принял решение остаться, то он тем самым дает согласие жить по законам братства. А это значит, скажем, что все — и отцы, послушники прихода, и воспитанники — сообща идут на утреннее и вечернее правило, на богослужение, вместе идут трудится. И само проживание в братстве одной семьей, в одинаковых условиях как бы обусловливает то, что они подтягиваются к правильному образу жизни, и в отношении к Богу, и к людям, и к себе. Как правило, практически все наши воспитанники воцерковляются. Также на этом этапе прописывается задание по возмещению ущерба, которое причинил зависимый человек по отношению к людям, к организациям. И заканчивается второй этап генеральной исповедью.
— В чем особенности третьего этапа реабилитации?
— Здесь даются задания связанные с тем, что создается так называемая «граница безопасности». То есть буквально прописывается что не надо делать: не ходить в такие-то районы, не брать в руки такие-то предметы и так далее. Также разъясняется, что делать в случае встречи с возможными соупотребителями наркотиков. То есть полностью моделируются ситуации, как избежать риска возвращения к употреблению наркотиков. Другой блок заданий — планирование жизни вне братства в социуме на ближайшие год-полтора. Это можно назвать как бы выпускным экзаменом для возвращения в нормальную трезвую жизнь воцерковленным человеком. На протяжении всех трех этапах реабилитации наши подопечные выполняют специальные письменные задания.
— В чем это выражается?
— Первый этап подразумевает примерно 10 таких заданий, которые потом обсуждаются в группе. Человек говорит о своей проблеме, исходя из вопросов, которые эти задания предполагают. Они связаны с историей развития зависимости. Обсуждая это в группе, человек ищет наиболее оптимальный способ переломить ситуацию, встать на путь выздоровления. Это, можно сказать, решающий момент. А на оставшихся двух этапах уже идет закрепление достигнутого результата, как с духовной, так и с практической стороны.
— География ваших подопечных ограничивается Ивановской областью?
— Наоборот, мы как раз мало берем местных. Есть так называемый «момент безопасности», подразумевающий: чем дальше наркоман находится от родных мест, тем легче ему выздороветь. Поэтому география у нас довольно широкая: Новосибирск, Челябинск, Москва…
— Кроме выполнения упомянутых заданий и молитв чем еще занимаются в братстве? Какая-то трудотерапия существует?
— Слово «трудотерапия» мы не употребляем, а то, что вы подразумеваете под этим словом, называем послушаниями. В основном это общие работы по хозяйству, так как приход полностью сам себя обеспечивает. С подопечных мы (приход) денег не берем.
— С продуктами, одеждой, другими бытовыми нуждами понятно. Но ведь и какие-то медикаменты все равно надо иметь в запасе, а они, как я знаю, немалых денег стоят?
— Во-первых, мы участвуем в грантовой деятельности, что дает определенные средства. Во-вторых, за годы деятельности приобрели немало надежных друзей, которые нам помогают. В частности, помощь приходит даже из Германии. Дело в том, что город Иваново — побратим немецкого Ганновера, а там серьезное внимание уделяют ресоциализации наркозависимых. Когда узнали о нашей работе, стали помогать и нам.
— А из тех, кого вы вылечили, можно сказать спасли, кто-нибудь потом оказывал благотворительную помощь?
— Полностью выздоровевших, окончательно порвавших с наркотиками у нас достаточно. И благотворители среди них также есть.
— А вы, отец Силуан, ведете какую-то статистику? Например, какой процент бывших подопечных полностью преодолел зависимость после реабилитации в вашем братстве? Есть какие-то цифры?
— Если считать с 1998 года, когда мы начали свою деятельность, полностью перестали принимать наркотики более 100 человек.
— Итог действительно впечатляющий. И ваш опыт будет, безусловно, полезен в работе аналогичных структур в Калининградской епархии. Вы уже несколько дней здесь находитесь, посетили реабилитационный центр. На ваш взгляд, каковы перспективы развития подобной деятельности в нашей епархии?
— Уже открыт центр для мужчин, в планах вашего отдела по социальному служению — открыть аналогичный центр для женщин. Все это требует солидной поддержки, финансирования, а главное — нужны люди, которые были бы, мотивированы, лично заинтересованы в такой деятельности по реабилитации заблудших душ.
— Если я правильно понял, главная составляющая окончательного успеха это человеческий фактор, который у нас пока недостаточно развит? А сколько, по вашему мнению, необходимо иметь сотрудников, чтобы оптимально выполнять такую работу? У вас на приходе сколько человек трудится?
— У нас шесть человек, но это только приход, а здесь целая епархия. Я точно не могу сказать, так как нескольких дней недостаточно, чтобы увидеть всю картину целиком. Но я увидел, что руководителем отдела Марией Борисовной Фильковой, окормляющим наркодиспансер священником отцом Сергием Василевским и другими уже немало сделано, чтобы зарядить людей на такую работу. Мне нравится такая напористость, с которой они идут к намеченной цели, а это уже немало.
— Возвращаясь к проводимым здесь вами занятиям по повышению квалификации уже работающих сотрудников отдела и мастер-классам — каких конкретно тем вы касались?
— Мне кажется, особое внимание надо уделить проведению базовых семинаров, чтобы не только освоить методику разных технологий по работе с наркозависимыми, но и овладеть навыками такой работы.
— То есть вы с удовольствием делитесь и будете делиться своими наработками, так сказать, «ноу-хау» работы с наркозависимыми в лоне Православной Церкви. Наверное, Калининград не первый пункт в православной России, куда вы с этим приезжали.
— Мы по мере сил и возможностей откликаемся на любой запрос, куда нас приглашают, то есть по всей России — от Владивостока до Калининграда.
Беседовал Дмитрий Осипов
|