|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№8 (149) август |
|
|
А. И. Осипов ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Видите, какой вопрос поставлен: вопрос о духовной жизни. Если мы хотим об этом говорить, то, наверное, прежде всего стоит вспомнить самое главное: чем принципиально отличается Православие от всех других христианских конфессий, то есть исповеданий? Тем, что оно утверждает, что правильным, истинным, верным является только то, в чем мы находим согласие святых отцов.
Так вот, в этом специфика Православия, и это критерий, по которому мы можем оценивать многочисленные выступления, книги, публикации, которые касаются какой бы то ни было темы церковной, христианской, духовной жизни. Святые отцы. Почему святые? По очень простой причине. Мы верим, и не без оснований, что душа очищенная видит лучше, чем грязная. Так же, как мы говорим: глаза незасоренные. Если глаза плохо видят, мы начинаем протирать их, чтобы увидеть лучше. Душа видит истину по силе жизни. Это замечательные слова святого Исаака Сирина. Душа видит истину (истину, то есть правильное) по силе жизни, а не по силе вспотения мозга. Мозг подчас, бывает, и очень сильно вспотевает, а проку от этого никакого.
Я очень прошу обратить на это внимание. Особенно в наше время, когда со всех сторон мы слышим и проповеди, и публикации, и выступления, и чего только не слышим. Критерий у нас есть для тех, кто интересуется православием. И критерий этот истинный потому, что душа видит истину по силе жизни, а не по какой-либо причине. Даже огромная эрудиция еще ничего не значит сама по себе. Потому что тут, как в музыке, всё зависит от ключа, который будет поставлен перед нотами, и музыка будет соответствующей. И как она еще меняется в зависимости от ключа, так и здесь тоже.
Изъяснение даже христианских догматов и тем более основ духовной жизни целиком и полностью зависит от правильности изъяснения. От силы духовной жизни, то есть от святости человека. Вот что является истинным для Православия.
Вы знаете, как это отвергается. Чем дальше в историю, тем больше. Свои умствования мы часто настойчиво предлагаем, даже не показывая, почему. Помните, что заявил Лютер, этот основатель протестантской реформации в XVI веке? «Я не превозношусь и не считаю себя лучше докторов и соборов, но я моего Христа считаю лучше всяких докторов и соборов». «Моего». «Я так считаю…» Это поразило протестантизм. Потому что если критерием истины является то, «что я понимаю» и «как я понимаю», то вы представляете, к чему это ведет? Мы в мелочах и то расходимся во мнениях и, начиная спорить, чуть ли на стенку не лезем. А здесь, когда касаемся понимания Священного Писания, понимания христианской жизни, использовать критерий «как мне кажется, моей глупой голове»… Куда же мы тогда попадем? И попали. Попали!
Тот же протестантизм сейчас дошел до полного отрицания самых основополагающих христианских истин. А католицизм? Чего там только нет. Это же действительно целый букет ересей. Какой только истины вы ни коснитесь, вы будете просто поражены. Католицизм поражает подчас своей мощной машиной и тем, что люди незнакомые не знают, как понимать эти христианские истины. Просто не знают. А когда они увидят, то скажут: «Боже мой, откуда это такое?»
Я приведу вам один простой пример, основополагающую, если хотите, догму, центр, узел, только благодаря которому католицизм и держится. Это догмат о чем? О римском первосвященнике. Что он гласит? Бог благоволил римского епископа наделить той же непогрешимостью, которую Он даровал Своей Церкви. Но относительно Церкви мы понимаем: она — столп и утверждение истины. А где это Господь даровал такую непогрешимость римскому епископу, скажите? Найдите, где? Вот так, и все!
Как говорили, sic volo, sic jubeo (что хочу, то утверждаю). Дикая совершенно вещь. Потому что в результате Папа провозглашен наместником Христа на земле. Христос далеко, и мы не услышим, что Он говорит, а вот тут Папа говорит: это истина. Это я вам еще один пример привожу, что получается, когда мы отказываемся от искания истины. А эта истина где находится? В совокупном учении святых отцов, когда мы находим, что большинство, многие, а подчас и все святые отцы говорят вот так и только так, следовательно, это истина.
|