Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№9 (150) сентябрь

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 

 

А.И. Осипов ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

 

 

Это чрезвычайно важно как в изучении богословия, так и в понимании духовной жизни. Это основа. Понимая это, если попытаться рассматривать духовную жизнь в их освящении, то прежде всего на что нужно обратить внимание? Святые отцы исходят из того, что мы все видим и все знаем. То есть человек состоит из души и тела. И что бы ни творила душа, это творит человек. Что бы ни творило тело, творит человек. Нельзя разделять то и другое.

Причем как они взаимосвязаны, тело и душа? Телу дана свобода действовать на душу. Оно может полностью ее омрачить. А душа, если она заражена самомнением, мнением о своей праведности, добродетельности, святости, что она делает с телом? Вы, наверное, все слышали, что подчас происходит с людьми, находящимися, как мы говорим, в прелести. Что такое прелесть? Мнение о себе. Человек не обязательно говорит: «Я святой». Но «я скажу вот так», и вы не поймете, что случилось, как это есть и как надо понимать. И вот такими присказками и сказками, неопределенностями подчас убеждают простых людей в своей прозорливости, святости.

У святых отцов дар чудотворения и прозорливости никогда не рассматривался как признак святости. Как это важно сейчас для людей! Например, о некоем духовнике только и слышно: «Ой, он как утешает, он как говорит. Я с ним встретилась, не знаю, что делать. И я после этого замуж вышла так хорошо». — «А я женился так хорошо». И вот одно за другим прямо приводят, одно за другим.

Смотришь, это что за оценка? Мы что, материалисты, что ли, дикие? Только об этом мы и думаем? И сколько людей попадается на это: «Чудо. Чудо. Дайте чудо мне и больше ничего». А забыли, что говорят святые отцы? Я вам приведу только одну фразу. Она поразительная. «Часто люди, развращенные умом и совершенно отрекшиеся от веры, именем Господа творят великие знамения и чудеса». Ну-ка, как? Именем Господа. «Ой, старец, всё». — «Развращенные умом и совершенно отрекшиеся от веры».

Не по чудесам и прозорливости узнается, истинный человек или ложный, а совсем по другим критериям, о которых и стоит сегодня чуть-чуть поговорить, поскольку эти вопросы сейчас представляют чрезвычайную важность. Какая-то погоня, стоит только встретить священника в возрасте, седого, худого, со слабеньким голосом — всё, он уже святой. Больше ничего не надо, и толпа идет.

Спрашиваю: «А почему вы идете?» — «Ой, Марья сказала то-то, он ей ответил то-то, и точно так и сбылось». Ах вот как, оказывается. Ну, Марья — авторитет, конечно, великий, еще бы. На что смотрим? Неужели мы не знаем, что часто происходит? Такие прозрения и чудеса от кого бывают? Преподобный Иоанн Кассиан говорит: от трех вещей. Бывают от Бога? Бывают. Бывают от дьявола? Ой как бывают. Об этом мы даже не думаем. Даже не думаем об этом! А бывают от нашего испорченного естества или, как он говорит, по вере человека. По вере человека! И приводит очень хорошие случаи, когда человек исцелялся, думали, что он святой, а на самом деле это разбойник и бандит.

У нас же критерий только один: чудеса и прозорливость. До какого невежества дошел наш православный народ. Вы знаете, чем это грозит? Страшными вещами. Святоотеческое предание говорит, что самым великим чудотворцем кто будет? Антихрист. Он поразит больше, чем кто-либо, своими чудесами. И почва прекрасная, когда для человека чудо — это критерий: всё, он подумает, что антихрист — это и есть Христос.

Святоотеческое предание, то есть учение обращает внимание на то, что как человек двусоставен — тело и душа, — так и духовная жизнь состоит из правильного отношения к телу и душе. Или, как отцы говорят, есть подвиг телесный, и есть подвиг душевный или духовный. А как мы иногда оцениваем, опять-таки? Человек ведет аскетический образ жизни, постоянно ходит в храм, соблюдает посты и так далее. Может быть, действительно ведет аскетический образ жизни. Вы что, думаете, святые отцы так безоговорочно это одобряют? Нет.

Вот что пишет Варсонофий Великий: «Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем. Телесный подвиг, не сопровождаемый душевным (душевным — то есть борьбой со страстями внутри себя) более вреден, нежели полезен».

И объясняет: «Такой телесный подвиг, не обращающий внимания на то, что творится в моей душе, служит причиной необыкновенного усиления душевных страстей», — и перечисляет, каких: тщеславия, лицемерия, лукавства, гордыни, ненависти, зависти, самомнения. Еще бы, «я подвижник, а эти кто такие»?

 

 

Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.

 

2:7-9
Псалтирь

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 3

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.