|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (150) сентябрь |
|
|
Почему демонизируют Россию
Пролог Кажется, что в последнее время антирусская и антироссийская истерия достигла своего пика. Наши мифические и действительные промахи и просчеты западными СМИ раздуваются до катастрофических размеров, обывателю навязывается малопривлекательный образ русского человека как сверхагрессивного варвара. «Русская угроза» снова модный тренд.
«Почему такое происходит?» — недоумеваем мы, вовсе не собирающиеся крушить маленькие и чистенькие городки Западной Европы. А действительно, почему? И как нам реагировать на все эти провокационные выпады? Спорить, доказывать, что мы совсем не такие? Или не обращать внимания? И как нам самим не пасть жертвой этого массированного антирусского оболванивания?
Исторические аналогии
Возлюбленные о Господе! Судил нам Бог почувствовать себя отчасти (а дальше, если будем участниками Божиих дел, посмотрим, как будет дело развиваться)… так вот, судил нам Бог почувствовать себя отчасти в шкуре ветхозаветного еврея в те времена, когда никто не знал Господа, а евреи его знали. Скажу, что я имею в виду. Евреи были самый нелюбимый народ на земле. Они были окружены темным облаком мифов. Впоследствии и ранние христиане тоже были окружены темным облаком мифов. Кем только их не называли! И пожирающими младенцев, и совершающими гнусные совокупления под покровом ночи, и что-то еще в том же духе выдумывали… Это было нечто страшное. Врагом рода человеческого был христианин в глазах «просвещенного» и еще более темного непросвещенного язычника. Примерно так же относились к еврейскому народу в ветхозаветные времена те, среди которых евреи жили.
Не похожий ни на кого народ, какой-то странный устав о пище, странные законы брака, странная закрытость от всего мира, какое-то ритуальное желание отделиться от всех и жить какой-то сокровенной внутренней жизнью, никого в нее не пуская. Какое-то странное представление о Божестве, абсолютное нежелание поклоняться чужим богам и даже интересоваться ими. Всё это рождало к евреям жуткую ненависть. А евреи, вообще-то, были люди, которые ничем, кроме Бога, не были богаты. Посмотрите, куда, в какое горнило бросил Господь в ветхозаветные времена этих людей, знающих Бога Живого. Каждый народ и каждая цивилизация, между жерновами которых мололся еврейский народ, обладали величайшими талантами.
Древний Египет
Вот, например, Египет. Уникальная цивилизация, обращенная своими мыслями в загробный мир: Египет думал о загробном мире больше, чем о земном. Это цивилизация мистиков. Это цивилизация врачей, которые делают трепанацию черепа; это цивилизация инженеров, строивших точнейшие здания, которые сегодня мы не можем даже повторить; это цивилизация поэтов, тайнозрителей, жрецов… Но главное — это цивилизация, обращенная мыслями в загробный мир. Цивилизация, которая могла сказать Пифагору или его ученикам: вы, греки, — дети. Это греки-то дети? Пифагор — ребенок? Для египтян — да. Потому что несколько тысячелетий они как бы застыли в своих упражнениях по переходу в вечность и накопили огромный багаж самых разных знаний. Это удивительная вещь! Именно там надо было пожить еврейскому народу, прежде чем выйти не просто семьей скотоводов, а еврейским народом, который готов был принять Закон Божий. Вот так.
Древний Рим
Потом Рим. Всё, что мы имеем в юриспруденции, в законах, в дорожном строительстве, в строительстве акведуков, заводов, в спортивных состязаниях, всё, что наработала цивилизация сегодняшнего дня, — это, так сказать, побеги от того корня, которым является Рим. Рим кормит нас сегодня всеми цивилизационными штучками и примочками: сенаты, парламенты, депутаты, адвокаты… — это всё римские слова, римские термины, римская идеология. И «разделяй и властвуй», империалистические всякие штуки, в общем — колониальная политика — всё это тоже Рим. В области эстетики, куда ни глянь, — Рим, начиная с Аполлона в римской колеснице над Большим театром.
Древняя Греция, Вавилон и пр.
Греки — это, конечно же, весельчаки. Так нам кажется. Но греки знали, что такое ужас; греки знали, что такое тайна мира, которая обжигает холодом. Греки многое знали. Ну а для нас греки — это красивые статуи, — Аполлон Бельведерский; это, конечно же, слепой Гомер, это театр масок, комедия, драма, это музыка, это, безусловно, спортивные состязания. В общем, искусство — это греки. Государство, армия, цивилизация — это Рим. Мистика, тайна — это Египет. Могучая организация с целью захвата других стран и, так сказать, приведения их в жесткое послушание — это чудный Вавилон. Страшный и чудный Вавилон. Тоже ведь величайшая цивилизация. «Не моя ли рука сделала всё это?» — говорил Навуходоносор, озирая свой огромный город, свою столицу.
А у евреев был Бог…
А между этим всем — евреи. У них никакого искусства, никаких потуг великих, ни огромной массы народа, сплоченного в единое войско в послушании царю, ни мистики загробной со всеми этими изысками и фресками в пирамидах… А что же у них было? У них был Бог. И ничего другого у них не было. Другое было у других. А у евреев был Бог. И были люди Божии, напоминавшие о Боге. И была великая цель в жизни: сохранить эту живую воду в своих ладонях и дать прийти Мессии именно к ним, от их утробы, от их кровей. Это была их задача, и они ее сделали — худо-бедно, но они ее сделали. И мы наслаждаемся верой потому, что Господь благодаря Девице из еврейского народа сошел к нам, через Нее воплотился и родился. Это великий подвиг. Евреи совершили свое служение человечеству. При всех грехах, которые сопутствовали этому священному процессу.
…К дню сегодняшнему
Так вот из-за того, что они были с Богом, евреи были жутко нелюбимы. Подозревали их, оскорбляли. Что-то похожее, мне кажется, происходит сегодня с Россией. Эта, по слову М.Ю. Лермонтова, «немытая Рассея», а иногда мытая побольше, чем какой-нибудь лондонский пригород, возбуждает мистический ужас и ненависть. Отсюда — война против спортсменов, отсюда — война против художников и деятелей искусства, отсюда — подозрительное недовольство и атмосфера истерии вокруг России и на ее границах — и в духовном смысле, и в физическом.
Военная угроза и истерия вокруг имени «Россия» и слова «русский» — это дело великого Промысла Божия и дело историческое. Так люди платят за то, что у них есть сокровище, которого нет у других. У нас есть некое сокровище, которого нет у других. И те, кто не обладает этим сокровищем, бессознательно, не давая себе полного отчета почему, злятся на нас — и злятся потому, что видят у нас то, чего у них нет.
Это может касаться, например, семьи. Потому что со временем России, может быть, придется показать миру, что такое настоящая семья, сохранившаяся, библейская, классическая, где есть муж и жена, где есть дети, и не один, а много, где есть всё классически, как Бог создал, тогда как весь остальной мир будет дальше развиваться по совершенно страшным лекалам.
Слова большой веры и слова правды
У России есть Господь.
Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В красоте твоей смиренной.
Это слова Федора Ивановича Тютчева, и он пишет в стихотворении, которое посвящено России:
Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя.
Это слова большой веры и слова правды. Ведь природа наша не так роскошна, как природа, например, какой-нибудь тропической страны, куда кто-нибудь летает погреть свои кости, — Таиланда или Мальдив. Ну нет ничего такого роскошного в нашей природе! Урожай мы собираем не три раза в год, как в Израиле или Египте. Землица довольно бедная, и красоты довольно скудные. Но что-то щемит в этих просторах, в этих березах, в этой траве, в этих речках разлившихся, в этих людях странных, живущих на этой огромной территории, которая вроде ничем не примечательна, а на самом деле время от времени из нее выходят Серафимы Саровские, Матроны Московские, Сергии Радонежские. Рождает эта скудная земля какие-то глыбы, сокровища, смарагды и адаманты.
Только вот всё это мы сами про себя не понимаем. Человеку, живущему на Руси, важно себя понять, а для этого нужно от Руси отъехать. Например, поехать на заработки куда-нибудь, на учебу и там истосковаться, изголодаться по картошке жареной с селедкой и по этим березкам нашим чахлым. И потом приехать сюда и, выйдя из вокзала или аэропорта, эту землю целовать и говорить: «Ни в какую я Италию не поеду, больше никогда в Испанию не поеду, а Америку вообще знать не хочу!» Другой хлеб, другой воздух, другие люди… — всё другое.
Своя Россия
Русский человек часто не знает своей страны, поэтому пренебрежительно к ней относится. А ведь это святая страна со святым народом
Русский человек часто не знает своей страны, поэтому пренебрежительно к ней относится. А ведь это святая страна со святым народом. Я помню, что этимологически главный смысл слова «святой» — не «чудотворец», не «сияющий» и не «совершающий невозможное». «Святой» — это «другой», «кадеш» — это «отделенный», не такой, как все.
Есть святая одежда, которую не надевают каждый день, но только раз в год. Есть святые места, где не делают всё, что обычно делают везде, а только молятся, совершают какие-то омовения. Есть святые дни, которые отделяют только для святых занятий. «Кадеш» — это «другой, иной или иная». Поэтому иноков так любят, поэтому иноки и построили Русь, распространили ее. Иные люди сделали иную страну. Но, повторюсь, живя здесь, мы можем этого не чувствовать. Как Николай Сербский говорил, что рыба живет в воде и воды не знает: она настолько окружена водою, что воды не чувствует, и только вырванная из воды, она понимает, как нужна ей вода, и трепещется, а если ее вернут, она будет очень счастлива. Так же птица не знает воздуха, так же и человек не знает святости, пока не потеряет ее, эту святыню.
О Боге говорил Николай Сербский: «Как много Тебя, Любовь моя! А люди не знают Тебя, Боже, потому что Тебя очень много». Как рыба окружена водою, так человек окружен Богом — но он не чувствует Бога. А когда Бог от тебя отходит, ты вдруг начинаешь задыхаться и понимаешь: вот что мне нужно было.
Родина и Бог очень сплавлены
То же самое и с Родиной. Родина и Бог очень сплавлены, потому что родина наша имеет прямое отношение к Богу. Поэт Рильке говорил, что все страны граничат друг с другом, а Россия граничит с Богом. И эта граничащая с Богом страна, не лишенная грехов и соблазнов, вполне повторяет историю Ветхого Израиля. В чем согрешали евреи? В том, что постоянно соблазнялись успехами окружающих стран. Соблазнялись технологиями окружающих стран, хотели строить такие же дома, как у них, хотели ездить на колесницах, как в Египте, хотели повторять всё, что видели у вавилонян, у ассирийцев, у римлян, у греков… Они этим постоянно соблазнялись и забывали Господа. Так и мы.
Примерно все ошибки Русской земли заключаются в идолопоклонстве перед Западом. Влюбленность в западные технологии, убежденность в том, что мы отсталые, а они продвинутые, что у них лучше, а у нас хуже, — это были причины исторических падений Руси. Когда же Русь возвращается сама к себе, она, повторяю, рождает из себя удивительное. Это и есть наше призвание: беречь православную веру и быть Новозаветным Израилем, а Израиль в переводе значит «знающий Бога». Бога знать, и Бога исповедовать, и разносить имя Его, благоухание познания о Нем разносить всем ближним и дальним.
Россия — это религиозно призванная страна разносить Евангелие Божие до конца времен. Она и граничит со всеми религиозными мирами. На Дальнем Востоке она граничит с Японией, а там дальше, южнее — начинается Китай, Монголия, а это и синтоизм, и конфуцианство, и ламаизм. А дальше — буддисты, еще дальше на Восток — исламский пояс, а какой русский не знаком с исламом, потому что ислам у нас везде. А дальше — всякие разные христиане, православные и не православные. И к Калининграду уже выходит романо-германский мир, с которым мы тесно соприкасаемся. Как видим, все миры прикасаются к России. А Россия должна знать Православие, Бога знать должна и, прикасаясь ко всем, Богом со всеми делиться. Это особая призванность России.
Миссия, понимание и непонимание
Эта особая миссия России и рождает недоумение наших врагов. При этом о нас они могут ничего не понимать, но бессознательно на нас злиться. Вот бывает ведь так: идет человек, допустим, по селу (мне батюшка рассказывал, который в селе служил)… так вот, идет человек по селу, песенку поет. Вдруг, проходя мимо священнического дома, смотрит на него и говорит: «Ух, как я тебя ненавижу!» И дальше идет. А что с ним случилось? Да что-то вступило в душу, что-то проснулось в душе демонское такое, когда человек шел мимо храма, мимо монаха или священника. И он сам не понимает себя, сам не знает, почему это так…
Вот и нам говорят: «Твоя борода мне спать не дает. Ненавижу я тебя, сам не знаю, за что». Есть, правда, те, которые знают, за что они нас ненавидят. Это те, кто владеет мировыми СМИ, по которым проходит новостная нарезка — утром это раздается, как горячие пирожки, всему миру; это те, кто владеет мировым капиталом — живет с накруток на ценные бумаги, закидывая их на рынок, добывает углеводороды, завязывает войны, смещает марионеточные правительства… Те, кто воспитывает и выращивает колониальную администрацию. Если хочешь править миром, тебе надо взять 5% населения той страны — и той, и той, и той — к себе, воспитать их как будущую колониальную администрацию и послать обратно. Все эти наши лондонские ученички — это колониальная администрация, которую готовят за рубежом для нас. Для того чтобы 95% жителей были рабами, а 5% — колониальной администрацией. Это топ-менеджеры и журналисты. А больше никого и не надо. Всем остальным мозги пропудрят, и всё будет решено, как надо. Так что есть злые враги у России — это те, кто знают, почему они нас ненавидят. И есть инстинктивные враги России, которые не знают, почему они нас ненавидят, но ненавидят.
«Молчи, щенок, устал я слушать…»
И есть мы, которые сами себя не знаем и не понимаем, за что нас ненавидеть. Что такого мы сделали? Да ничего не сделали, конечно же! Но: «“Молчи, щенок, устал я слушать, — сказал волк ягненку, — ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”. И в темный лес ягненка поволок». Здесь мы имеем дело с иррациональными отношениями. Доказать человеку, что ты хороший, невозможно. «Как смеешь ты мутить питье мое своим нечистым рылом?!» Вот и говорит волк в этой басне ягненку: «Ты и в прошлом году этим занимался!..» — «Так я только пару месяцев назад родился», — оправдывается бедняжка. — «Так это был твой брат иль сват». — «Нет братьев у меня». — «Молчи! Вы все мне всегда вредите, и вы, и ваши пастухи. Устал я слушать. Досуг мне разбирать вины твои, щенок... И в темный лес ягненка поволок». С ненавистью к России примерно так же.
Посмотрите европейские газеты XIX века — там везде русские медведи, русские страшные цари, русские пьяные мужики
Не доказывайте никому, что мы лучше, а они хуже, не удивляйтесь ненависти к русским, потому что русские — неповторимы и у них есть миссия. Попытайтесь разобраться, в чем наша миссия. Попытайтесь узнать себя. Ведь ненависти к России столетия и столетия. Если бы вы взяли газеты XIX века — французские, английские, — вы были бы поражены: это буквально калька с «Шарли Эбдо» сегодняшнего. Там везде русские медведи, русские мужланы, русские страшные цари, русские пьяные люди какие-то с балалайками на улицах, которые страшно угрожают бедной Европе. Европа причесанная, прилизанная красивая девочка танцует на улице красивого городка. А русские — это медведи, которые лезут все себе захватить. В XVIII веке так рисовали, в XIX веке так рисовали. И это несмотря на то, что мы их постоянно вытаскивали: то от Наполеона избавляли, то Балканы освобождали от турок, то вообще костями ложились при Павле I, в Индийский поход даже ходили, чтобы помогать западным странам. Но сколько бы русские ни помогали, вечно они плохие. Поэтому не нужно рассыпаться в убеждениях и доказательствах. Нужно найти точку внутренней опоры, точку силы в самой нашей народной жизни.
Это тайна, архипелаг такой, таинственная вселенная
Чем больше будете знать историю России, священную ее историю, историю ее Церкви — тем больше будете проникаться трепетной любовью к ней.
Я думаю, это всё объяснится, во-первых, знанием истории, углублением в церковные корни нашего бытия, то есть в церковную историю, знакомством с русской святостью и попыткой транслировать все эти священные знания в сегодняшний день. И чем больше вы будете знать историю, тем меньше будете удивляться происходящему. Чем больше вы будете знать священную историю своей страны, связанную с благоверными князьями, юродивыми, мучениками, новомучениками, тем больше будете проникаться жалостливой любовью, такой слезной, трепетной любовью к этой тайне под именем Россия. Это тайна, архипелаг такой, таинственная вселенная под именем Россия. Потом вам захочется сделать что-то хорошее для своего народа, для истории. И вам нужно будет тут же найти ближнего, обратить внимание на того, кто рядом, чтобы засучить рукава и помочь кому-нибудь.
Мы должны знать хорошо русскую литературу. Это одно из лучших явлений культурной жизни, которое есть вообще в мировой цивилизации от сотворения мира, может быть, и даже до Страшного суда. Как говорил Томас Манн: святая русская литература.
Мы должны полюбить, конечно же, Русскую Церковь. Мимо ее грехов и слабостей, мимо наших ошибок и недоделок, мимо всего того, что роится вокруг нас, как роятся мухи над человеком в летний день, садятся то на глаз, то на губу, спать ему не дают… Над нами многое роится. Но мимо того, что роится возле нас и над нами, мы должны полюбить нашу бедную Русскую Церковь, которая сделала нас по-настоящему принадлежными к мировой цивилизации, которая умыла нас и причесала, воспитала и родила самых лучших сынов нашего Отечества. Самые лучшие сыны нашего Отечества прямо или косвенно воспитаны в недрах, или в объятиях, или под тайным воздействием святой Православной Церкви.
История, молитва, Церковь, любовь к ближнему, знание себя — и тогда мы прекратим удивляться той ненависти, которая возбуждается против России. У грешника всегда невинный виноват. Вот прочтем еще раз басню про волка и ягненка Ивана Андреевича Крылова. У Крылова многие шифры есть. У него зашифровано огромное количество отношений международных, личных, семейных и таких обычных человеческих. Вообще Крылова не зря под подушкой держал старец Амвросий Оптинский. Это еще одно такое простое выражение глубинной мудрости нашего народа.
Спорить не будем — будем трудиться
В общем, война продолжается, война объявлена. Ее, конечно, не объявляли громогласно, но ее запустили те, кто понимает, за что нас надо не любить. Ну, а те, кто не понимает, за что нас надо не любить, живут под действием зомбоящика и новостей из нарезок, а новости, повторюсь, подаются из одних и тех же рук — тех, кто, конечно, знает, за что. Мы — последний бастион, как бы ни пафосно это звучало; сломишь его, переломишь хребет, ну, а дальше уже, глядишь, и конец всему.
Любите Родину и Христа, таинственно живущего в ней.
Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя.
Спорить не будем — будем трудиться.
До свиданья!
Протоиерей Андрей Ткачев
По материалам: Православие.ру
|