|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (151) октябрь |
|
|
Свт. Феофан Затворник ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ
(Продолжение. Начало в № 5 (146) май 2016 г.)
БОЖИЯ МАТЕРЬ
Меня давно как-то спрашивала одна красавица: «За что так высоко чествуют Матерь Божию, не только выше всех людей святых, но даже Ангелов и Архангелов?» Я ответил: «За то, что ни Ангелы с Архангелами, ни Херувимы, ни Серафимы не имели такого тесного и существенного участия в устроении спасения нашего, как Она». Устроение нашего спасения именуется воплощенным домостроительством. Надлежало Сыну Божию и Богу восприять в Свое личность (ипостась) естество человеческое, и без сего не могло быть устроено наше спасение… Естество сие взято из Приснодевы через наитие Святаго Духа и осенение силы Вышнего. Ангелы же и Архангелы служат при воплощении внешне, не входя внутрь существа дела воплощения; тогда как Божия Матерь в самое существо его входит. За то и чествуется выше всех тварей… В силу сего же существенного участия в воплощении и заступление Ее за нас сильнее всех (4, п. 583, с. 57).
АПОСТОЛЫ
…Апостолы все вложили в Церковь. Ей предали всю истину, которую им открывал Дух Божий; ей предали Таинства для освящения верных и в ней учредили пастырство, прямое преемство апостольства, которого долг хранить вложенное апостолами в Церковь, держать то в действии, над всеми и во всем обществе христианском (38, с. 288).
Все апостольское, таким образом, переходило из рода в род жизнью и делом. Апостолы все, что передали, ввели в жизнь умственную, нравственную, семейную… и во все виды жизни. Жизнь от жизни загоралась… и жизнь, апостолами заведенная, блюлась (6, п. 974, с. 96).
Мужи апостольские, по примеру и заповеди апостольской, правя Церковью, в то же время воспитывали при себе таких мужей, которые бы после них могли занять место их и продолжать блюсти апостольские учения и порядки (6, п. 974, с. 95).
СВЯТЫЕ
В Церкви Божией каждый день благочестивому вниманию предлагается один или несколько примеров, как люди, верные Господу до смерти, подвизались в служении Ему, каких удостаивались дарований здесь и какою увенчаны славою на небе… Потому непременный долг наш — вникать в жизнь святых и каждого дня, тем паче в жизнь святых, нарочито празднуемых (60, с. 84).
Одна душа не человек, и жизнь душою неполная человеческая жизнь. Все святые в настоящее время живут душою и духом, и Божиим укрепляемые могуществом помогают призывающим их, но действование сие и вкушение благ до воскресения несовершенно, есть только начаток и залог того, что будет по воскресении (33, с. 571).
Духовная помощь не всегда видимо подается. Чаще она совершается внутри, посредством изменения мыслей и чувств. А кто ее производит и как одно состояние духа отходит, а другое приходит, мы часто и отчета себе дать не можем. Состоим постоянно под небесным влиянием ангелов, святых и особенно Пресвятой Богородицы… (60, с. 40).
Тогда пред всеми воссияет свет славы благодати Божией и явно будет, какие совершенства кто стяжал трудами на земле и в каких проявляется Божеская слава. Ибо слава та не внешне будет одевать их, а просвечивать изнутри, из тех святых качеств, какие составляют строй души их (54, с. 470).
Тогда же Он покажет, что суть святые и верующие в Него, какую благодатную силу носят они в себе на земле и какою духовною славою облечены души их, под покровом бренного тела и несветлого внешнего положения. Что теперь сокрыто, то тогда явлено будет всем. Господь облечет их славою, какою Сам облечен, так что не только чуждые Ему, но и сами верующие и ангелы удивятся тому и прославят Его Самого (54, с. 470). Никто так не умеет расшевелить заснувшую душу, как святой Ефрем <о Псалтири Ефрема Сирина> (1, п. 94, с. 82).
Симеон Новый Богослов сокровище неоцененное. Сильнее всех он внушает ревность о внутренней благодатной жизни. И пишет просто (3, п. 527, с. 223).
Читайте Симеона Нового Богослова. Я перечитываю теперь, для определения опечаток, его слова в первом выпуске заключающиеся. Как тут настойчиво излагает он суть дела жизни христианской… производя ее во всем пространстве от Господа Спасителя исключительно. И все у него так ясно излагается, что беспрекословно покоряет ум и требует повиновения. Когда бы Господь помог хоть немножко попасть на ту колею, по которой Он ведет хотящего спастись (4, п. 575, с. 47).
…Давно вы читали святого Симеона Нового Богослова? Возьмите еще прочитать. Его слова очень воодушевляют… (4, п. 617, с. 91).
Хорошо вы сделали, что взялись снова прочитать святого Симеона. Это самый отрезвляющий отец (4, п. 659, с. 124).
Он <Симеон Новый Богослов> очень научает страху Божию (5, п. 901, с. 174).
Святой Иоанн Богослов раскрывает перед взором ума вашего две картины: одну мира много мятежного, указывая чем он занят и как пусты предметы те.., а с другой — богатого в милостях Бога, Коего хоть не видим, но имеем возможность силой любви в себе Его иметь, и не видя видеть Его, и не ведая ведать сердцем совершеннее даже, чем умом (4, п. 689, с. 145).
|