|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (151) октябрь |
|
|
Храм у границы
Украшением и заметной туристической достопримечательностью не только Багратионовска, но и всей Калининградской области стал храмовый комплекс прихода во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, возведенный на холме в центре этого приграничного города. Звон его колоколов слышен даже в соседней Польше. Уже 25 лет несет здесь свое пастырское служение протоиерей Димитрий Крутинь. А начиналось все буквально с нуля, и только с помощью Божией, как считает о. Димитрий, удалось добиться здесь полнокровной духовной жизни. Этот очерк лишь частично показывает, как трудами и молитвой можно добиться задуманного, исполнить которое поначалу казалось совершенно невероятным.
Гореть ко Господу!
Настоятель багратионовского храма протоиерей Димитрий Крутинь прошел все ступени становления Православия в Калининградской области. Начиналось все в середине 1980-х, когда по благословению тогда еще архиепископа Смоленского и Вяземского Кирилла, ныне Патриарха Московского и всея Руси, стал создаваться первый приход в будущей Калининградской епархии. Молодой человек Дмитрий Крутинь постепенно воцерковлялся, стал пономарем Свято-Никольского храма в Калининграде.
— Приходилось проводить богослужения в стужу, мороз под 20 градусов, стекол в окнах не было, но люди стояли, молились, у всех были радостные лица, — вспоминает священник. — Было такое ощущение, что мы, как первые христиане, наперекор всему идем к Богу, к Истине. Ведь тогда еще увидеть священника в облачении было в диковинку. Попадались и такие, кто с неодобрением относился к верующим. Это тоже надо было перетерпеть. Но мы шли в нашу первую церковь наперекор всему. Я так считаю, люди должны гореть ко Господу. Если будешь гореть, то могут получиться самые невероятные вещи.
Кроме исполнения обязанностей, положенных при церковном богослужении — пономарь, чтец, псаломщик, канонарх, — молодому человеку приходилось даже быть кочегаром: топить сооруженную силами прихожан печку, чтобы хоть как-то согреваться. Центрального отопления тогда не было, а проводить его до храма власти явно не спешили. Все эти трудности закалили характер будущего священника, которому Богом было суждено построить первую на калининградской земле церковь в чисто православном архитектурном стиле, да еще в отдаленном от центра области небольшом городке на границе с Польшей.
После некоторых колебаний Дмитрий Крутинь решается полностью посвятить себя служению Господу. Принять окончательное решение сподвигло широко отмечавшееся в стране 1000-летие Крещения Руси. Вскоре молодому священнику предложили на выбор три места служения: Гвардейск, Мамоново и Багратионовск. Отец Димитрий, почти не раздумывая, выбрал пограничный город, где создавать приход было труднее всего.
Церковь в гараже
Приехав в Багратионовск в первый раз, священник прямо в облачении пошел в клуб, где была назначена встреча с жителями, пожелавшими создать местный православный приход.
— Я всегда хожу в облачении, считаю это тоже миссионерством, своего рода проповедью Евангелия, так как иной человек, заметив священника, может быть, впервые задумается о Боге, а там, глядишь, и в церковь придет, — говорит о. Димитрий. — Когда шел в клуб от места, где поставил свою оранжевую «пятерку», буквально фурор произвел. Все смотрели на меня как на космонавта, спустившегося с небес, до того людям тогда необычно было видеть живого священнослужителя.
На первое организационное собрание пришло примерно 40 человек, что вполне хватало по количеству, чтобы зарегистрировать православный приход. Стоит сказать, что, в отличие от православных верующих, в то время в городе активно действовала община сектантов-баптистов, и поэтому особенно важно было не медлить с созданием здесь полнокровной приходской жизни Русской Православной Церкви. Председатель Багратионовского райисполкома Виктор Реутский особо не возражал, предложил даже выделить вместительный зал в клубе, где собирались ветераны войны и представители других общественных организаций.
Шел 1990-й год, Советский Союз был на гране распада, и о строительстве отдельного здания храма оставалось только мечтать. Отец Димитрий согласился с предложенным помещением, но с одним условием: чтобы все другие организации были переведены оттуда в другое место. Естественно, такой вариант не мог устроить партийное руководство города. Пришлось искать другое место.
На выезде из города располагался гараж МТС одного из местных совхозов. Поскольку к тому времени машин и тракторов в хозяйстве стало намного меньше, кое-какие площади освободились, и второй этаж здания был выделен для обустройства прихода первой православной церкви в Багратионовске за всю историю его существования.
Соседство, конечно, было беспокойное: шум работающих двигателей сельхозтехники, искры газо- и электросварки, запахи различных химикатов. Ничего не поделаешь, приходилось с этим мириться.
— Как-то в самом начале обустройства прихода в Багратионовск приехал митрополит Кирилл, — вспоминает батюшка. — Посмотрел на все, покачал головой и с юмором заметил, что обстановка напоминает первые христианские храмы в Древнем Риме во времена Нерона. Потом мы сели пить чай. У матушки слезы на глаза наворачиваются. А владыка говорит: «Ничего, матушка, все наладится, будет здесь в Багратионовске красивый храм!» Как в воду глядел, хотя, по тому времени, предсказать такое было немыслимо.
На крыше с торца здания был установлен крест. Отец Димитрий с матушкой Надеждой и помогавшими прихожанами, засучив рукава, взялись за дело, чтобы привести сильно замусоренные помещения второго этажа в надлежащее состояние для проведения богослужений. Кроме того о. Димитрий оформил все необходимые документы, чтобы не получилось так, что после наведения порядка на выделенной ему территории ее затем смогли бы отобрать прежние хозяева.
Вскоре в помещениях на втором этаже храма, названного в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, начались регулярные богослужения, проводились крестины, венчания, отпевания — словом, все, что сопутствует деятельности полноценного прихода. Со временем начала работу воскресная школа.
Один на три прихода
Поскольку храм открылся в приграничном городе с действующим погранпереходом, что само по себе способствует большому потоку людей, святое место стало известным и за пределами области. Посещали его и жители Украины, в том числе из родных мест о. Димитрия. Они прямо, не стесняясь, предлагали батюшке уехать с ними и продолжать священническое служение в более комфортных условиях. Но священник чувствовал свое призвание — вдохнуть духовную жизнь в это место, только начинающее отходить от морока атеистического безвременья. Поэтому на все соблазнительные предложения отвечал отказом.
К тому же вскоре появились новые заботы. Поскольку отцу Димитрию и для обустройства храма, и для пастырских встреч с местными жителями приходилось часто колесить на своей «пятерке» по близлежащим окрестностям, то ему викарным епископом Пантелеимоном было поручено духовно окормлять жителей Ладушкина и Мамоново. Так что к истории создания православных приходов в этих городах протоиерей Димитрий Крутинь также имеет непосредственное отношение.
Например, храм Святого Богоявления в пограничном Мамоново, образованный в 1991 году, до сих пор находится в том же самом здании прежнего Дома культуры местного рыбоконсервного комбината, известного на всю страну производством шпрот. Теперь здесь по выходным дням не гремят дискотеки, а возносятся молитвы к Господу. И в Ладушкине, прежде чем в 2003 году в пос. Береговом белорусскими мастерами был возведен красивый деревянный храм св. великомученика Димитрия Солунского, о. Димитрий немало общался с руководителями местного зверосовхоза об учреждении православного прихода, который и был создан в начале 1990-х годов. И все это он делал один, не имея на своем приходе в Багратионовске ни второго священника, ни дьякона: священнослужители тогда были наперечет, и любой приезжавший в епархию священник направлялся на новый приход.
Здравому смыслу вопреки?
Конечно, главные мысли молодого священника были о возведении православного храма в центре Багратионовска. Учитывая, какое время было, когда все это задумывалось, невольно можно было посчитать о. Димитрия большим оптимистом с неуемными фантазиями. Но эта неподъемная, казалось бы на первый взгляд, работа еще больше заставляла его «гореть ко Господу», искать и находить пути решения.
— Тогда ведь во всей России практически не было архитекторов, готовых взяться за строительство храма: просто опыта не имели, — вспоминает батюшка. — Проектировался храм по наитию, без соответствующих чертежей, без участия квалифицированных специалистов. Выходил из положения тем, что сам имел видение будущего храма. Я рисовал эскизы разных его частей на обыкновенных листочках бумаги, вырванных из тетради, объяснял, что надо делать, и как-то все двигалось. Показал однажды свои «зарисовки» митрополиту Кириллу. Он долго удивлялся, но благословил строить на том месте, которое к тому времени уже было согласовано с администрацией города.
Хотя поначалу по инициативе владыки рассматривался вариант строительства храма в Балтийске на том месте, где сейчас возвышается памятник императрице Елизавете, которое и должен был осуществить о. Димитрий. Можно сказать, что батюшка только по известному одному ему Божественному провидению ослушался воли архиерея, отстояв строительство храма на запланированном месте.
Оглядываясь назад, можно увидеть, что Балтийск ничего не потерял, учитывая построенное здесь спустя 15 лет патриаршее подворье в честь св. кн. Александра Невского, а вот Багратионовск мог бы потерять свою главную на сегодняшний день архитектурную жемчужину.
Хотя поначалу со строительством было тяжело. Стройматериалы, вплоть до гаек и гвоздей, удавалось доставать с большим трудом: почти все было в дефиците. Неоднократно настоятелю будущего храма приходилось обращаться к предпринимателям. И люди откликались. Несмотря на то, что сами переживали определенные трудности, понимали, что жертвуют на благое дело. К тому времени окончательно был оборудован и открыт международный пункт пропуска на границе с Польшей. Экономическая деятельность в Багратионовске оживилась, удавалось привлекать предпринимателей к жертве на храм. Многие из них, кстати, стали впоследствии заметными персонами и в бизнесе, и в политической жизни Янтарного края.
Под грохот канонады
Однако был момент, когда все могло пойти совсем по другому сценарию. Буквально через несколько дней после начала строительства, в престольный праздник 30 сентября 1993 года, в Москве произошли события, которые могли повернуть вспять всю историю государственного развития современной России.
В первые октябрьские дни в столицу были выведены танки, стрелявшие прямой наводкой по Белому дому, на улицах проходили столкновения между противоборствующими сторонами. Гражданской войны удалось избежать, во многом и благодаря молитвам православных верующих. В те дни, находясь в своей резиденции в Свято-Даниловом монастыре, горячо молился о мире в стране митрополит Кирилл, нынешний Патриарх Московский и всея Руси, приложивший немало сил, чтобы примирить враждующие стороны.
Молились и в расположенном за 1 200 км от Москвы Багратионовске. Строительство, несмотря ни на что, решили не откладывать. Котлован был уже вырыт к тому времени на улице Красноармейской, начались работы по возведению фундамента. После того, как улеглись политические страсти, стали спориться и дела на стройке.
Как говорилось выше, сначала весь храм до крестов на куполах создавался в воображении о. Димитрия. Но для того, чтобы воплотить задуманное в жизнь, необходимо было обратиться к профессионалу своего дела. Московский архитектор Сергей Конев трижды переделывал эскиз проекта, пока его видение полностью не совпало с идеями о. Димитрия.
В самом строительстве участвовала небольшая бригада, одновременно на стройке находились не более 10—15 человек. Ударно наравне со всеми работали на стройке и отец Димитрий с матушкой Надеждой, которая за свои труды была награждена орденом св. равноап. княгини Ольги, получив его из рук митрополита Кирилла в 1997 году. Правда, тяжелые условия труда сказались: через некоторое время матушка Надежда на семь месяцев оказалась прикована к больничной койке из-за болезни спины. Когда выписалась из больницы, о перетаскивании тяжестей на стройке уже думать не приходилось. Зато нашла себя в другом, не менее важном деле: добрым словом и молитвой помогает решать разные жизненные проблемы прихожанок храма, когда к ней обращаются за советом. Благодаря ее стараниям удавалось удерживать людей от необдуманных поступков, сохранить не одну семью.
Такими вот малыми силами, но с помощью Божией уже к середине 1994 года храм был построен. В 1995 году в храме стали проводить первые богослужения. Напомню, что это было за время: в стране разруха, людям порой не хватало средств на самое необходимое, разгул преступности из-за дележа огромных кусков госсобственности бывшего Советского Союза. И вот в небольшом городке Калининградской области появляется красавец-храм с блистающими на солнце золотыми крестами на куполах. Не правда ли, иначе как чудом это не назовешь?..
— Это величайшее чудо, которое совершил Господь, — считает о. Димитрий. — И храм наш был назван во имя тех святых, которые помогали и помогают своими именами не только созидать, но и с надеждой и любовью укреплять в вере тех, кто стоит на распутье, учитывая ту непростую, а может быть, даже трагическую ситуацию, в которой находилась в то время вся наша страна.
Господь слышит молитвы страждущих
30 сентября 1997 года состоялось великое освящение храма, собравшее многих молящихся, приехавших с разных уголков области, которое возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Таким образом, храм стал первым на калининградской земле, построенным по канонам русской православной архитектуры в стиле или московского зодчества XVII—XVIII веков. Хотя сам по себе он уникален, такого другого нигде в мире нет.
Вскоре в храме появилась своя святыня: начал мироточить образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». Отец Димитрий может долго рассказывать о случаях исцеления людей, которые специально приезжали помолиться у этой иконы из разных концов России.
— Необходимо понимать, что если человек по своей греховной жизни обретает какие-то болезни, страдания, несчастья и беды, то прежде всего надо с покаянием и верой обращаться к Господу, — говорит о. Димитрий. — Для Бога нет ничего невозможного, Он может изменить даже физические законы, которые Сам создал. И тем более излечить от смертельной болезни, когда, говорят, шансов уже нет. Или избавить от других несчастий и неприятностей. Только обращаться надо с великой верой, что Он поможет, что наша Заступница Пресвятая Богородица не оставит нас. И тогда может происходить чудо: неизлечимые болезни проходят, неприятности рассеиваются. Но после этого обязательно надо благодарить Господа за помощь, чтобы не оказаться в числе евангельских прокаженных.
Находящаяся в специально сделанном киоте чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» усыпана дарами от людей, получивших по молитвам у этого образа помощь Господа. Кто-то получил дар материнства после многих лет бесплодия, так что врачи потом были в шоке, не верили, что женщина сможет рожать детей. Москвич, год пролежавший в коме, вернулся к жизни. Девочка из Черняховска исцелилась от болезни крови. Еще один особо запомнившийся о. Димитрию случай, когда также из Черняховска передали платок больной раком женщины, чтобы приложить к чтимой святыне. После он был передан обратно, и женщина через некоторое время полностью выздоровела. Все получившие помощь до сих пор приезжают навестить настоятеля и его супругу матушку Надежду. И таких случаев множество, о чем свидетельствуют дары на иконе «Скоропослушницы».
Крестный ход в Лидзбарке-Варминьском
Поскольку Калининградская область — единственная территория современной России, граничащая с Польшей, то, естественно, многие приходы наших храмов поддерживают братские отношения с православными приходами соседней страны. Не является исключением и багратионовский храм, находящийся ближе всех к российско-польской границе. Особенно запомнился один из визитов в Лидзбарк-Варминьский, где находится православный храм св. ап. Петра и Павла. Его настоятель о. Ростислав Солопенко как-то уговорил о. Димитрия приехать на престольный праздник с церковным хором, чтобы местные прихожане смогли услышать русские духовные песнопения. Сказано — сделано. Был заказан автобус, подобран репертуар, с утра пораньше поехали за границу. Однако на польской стороне погранперехода «Багратионовск — Безледы» автобус пропустить отказались: недоставало какого-то документа на проезд через границу. Возвращаться назад? Однако о. Димитрий не из тех, кто готов отказываться от задуманного. Короче говоря, весь хор добрался до места на попутных машинах. После литургии, когда встал вопрос о проведении крестного хода, вдруг выяснилось, что местные православные верующие его совершают внутри храма. Отец Димитрий решил хотя бы в этот день пресечь эту странную традицию и вывел всех участвовавших в богослужении и приехавший хор на улицы города. Надо сказать, это не вызвало недовольства у горожан. Наоборот, многие приветствовали крестоходцев прямо из проезжавших мимо машин. А последующее выступление хора так понравилось полякам, что они просили несколько раз повторить номера концерта.
Кстати говоря, если подняться на так называемую Замковую гору, расположенную близ Живково — известной на весь мир «Аистиной деревни», расположенной неподалеку от города Гурово-Илавецке, то в хорошую погоду в бинокль можно увидеть сверкающие купола храма в Багратионовске, а при соответствующем направлении ветра услышать и звон его колоколов.
Храмовый комплекс сегодня
Со временем забот у батюшки с матушкой и их помощников только прибавляется. Разросшийся церковный комплекс требует постоянного внимания. Помимо главного храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, на холме в конце улицы Красноармейской появились храм Бориса и Глеба, трапезная, воскресная школа во имя св. равноап. князя Владимира, баптистерий, беседка с водосвятным колодцем в честь Софии — Премудрости Божией, аккуратные скверы с парковыми дорожками, украшенными скульптурами ангелов и вечнозелеными растениями. Все это хозяйство нужно содержать и обслуживать. Для примера, одна только котельная, без которой невозможно было бы проводить богослужения в холодное время, «съедает» несколько сотен тысяч рублей в год.
Храмовый комплекс Багратионовска, где соседствуют друг с другом эстетическая гармония и благодать на Божественной литургии в храме, уже сам по себе имеет большое воспитательное значение. И не только в смысле духовности, а просто в смысле элементарной культуры быта — служит примером того, как образцово, в чистоте и порядке можно содержать всю территорию города.
Несмотря на трудности, настоятель багратионовского храма протоиерей Димитрий Крутинь с уверенностью смотрит в будущее. 25-летний юбилей его пастырского служения на одном месте — прекрасное подтверждение тому, что все задуманное можно совершить, если в своих трудах ни на минуту не забывать о Господе, о Его непременной помощи всем труждающимся и обремененным.
Дмитрий Осипов
|