|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№11 (152) ноябрь |
|
|
От кирхи Розенау до Покровского храма
В этом году исполнилось 25 лет с момента образования православного прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы, расположенного на ул. Клавы Назаровой в Московском районе Калининграда. Еще не войдя в него, начинаешь чувствовать себя уютно от обилия цветов, многообразия зелени в церковной ограде. Такова традиция, заведенная настоятелем храма протоиереем Вадимом Неткачевым: каждый прихожанин должен посадить дерево, кустарник или украсить клумбы новыми цветами. Растет человек — растет дерево. А в самом храме радуешься красоте росписей на стенах и сводах, внутреннему убранству. И на душе становиться теплее. Сегодняшний рассказ — о сплоченном церковном приходе Покровского храма и о его настоятеле.
Цвета любви и надежды
Храм Покрова Пресвятой Богородицы занимает здание, история возведения которого началась еще в самом начале прошлого века, когда предместье Розенау было включено в городскую черту Кёнигсберга, нынешнего Калининграда. Окрестности Розенау быстро разрастались, здесь строились промышленные предприятия, появлялись новые жилые кварталы.
Поэтому здесь, на Домнауэр-штрассе, решено было построить евангелический храм по проекту архитектора Августа Пфаума. Закладка фундамента состоялась 23 июля 1914 года. А спустя неделю началась Первая мировая война, и строительство кирхи было отложено на неопределенный срок. Лишь в 1926 году, когда постепенно стало улучшаться финансово-экономическое положение германского государства — «Веймарской республики», кирха, первоначально названная в честь Святой Троицы, была окончательно достроена.
По ее краткому описанию, приведенному в книге «Памятники истории и культуры. Калининград», можно судить, что здание было построено в неоготическом стиле. В северо-западном углу располагалась квадратная четырехэтажная башня с часами, которые были безвозмездно предоставлены магистратом. Под часами проходит выполненный из песчаника фриз с резьбой. Притвор находится с запада и имеет трехдверный портал из белого песчаника. Все окна кирхи — стрельчатые. На востоке находится алтарная часть, к которой была пристроена конфирмационная зала. Фундамент кирхи покоится на гранитных камнях от старой крепостной постройки Кёнигсберга.
В 1990 году, когда здание было передано Русской Православной Церкви и начались восстановительные работы, под крестом в барабане шпиля кирхи была найдена грамота, которая содержала некоторые сведения о строительстве. В ней говорилось, что кроме архитектора Пфаума строительство велось под руководством строительных и плотницких дел мастера Альберта Квадфазеля и артельного старосты Першке. Три двери из белого песчаника на портале кирхи символизировали Святую Троицу. А красный цвет, преобладающий во внешней цветовой гамме здания, в сочетании с зелёным, — это цвета любви и надежды.
В грамоте строители также просили прощения у потомков, если со временем обнаружится какой-нибудь брак, так как кирха строилась в трудное время и очень быстро. Действительно, судя по этому документу, основное строительство длилось полтора года — с апреля 1925 года по декабрь 1926 года. Освящение кирхи состоялось 12 декабря того же года.
При штурме Кёнигсберга в апреле 1945 года войсками Красной Армии кирха практически не пострадала, так как в районе Розенау активных боевых действий не велось. С окончанием Великой Отечественной войны в кирхе Святой Троицы прекратились и лютеранские богослужения.
По Потсдамскому соглашению северная часть Восточной Пруссии отошла к Советскому Союзу. Более 40 лет на территории образованной здесь Калининградской области РСФСР не было вообще ни одного действующего храма Божьего. Здание кирхи Розенау в 1945—1990 годах использовалась как складское помещение предприятия «Рыбтехцентр». В течение многих лет помещение снаружи и внутри заваливалось шлаком из заводской котельной. Из-за отсутствия отопления стены промерзли настолько, что кладка во многих местах дала глубокие трещины, стены покрылись плесенью.
Возрождение святыни
Именно в столь неприглядном, полуразрушенном виде то, что еще осталось от когда-то презентабельного здания, после настойчивых просьб было в 1990 году передано православным верующим. Бывшая кирха перешла в ведение образованной за пять лет до этого Смоленской и Калининградской епархии и была зарегистрирована как приход Покрова Пресвятой Богородицы. Настоятелем был назначен священник Петр Бербеничук. После приведения убранства храма в более-менее приличный вид и сооружения простенького фанерного иконостаса здесь начались богослужения.
Исторический день для Покровского храма настал 19 мая 1991 года. После малого освящения храма митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, нынешним Патриархом Московским и всея Руси, состоялась первая Божественная литургия.
Изрядно обветшавшее здание, избежавшее сноса во многом еще и потому, что служило хорошей декорацией для съемок кинофильмов про Великую Отечественную войну, начали потихоньку приводить в порядок. Серьезные строительные работы начались только с назначением на приход 22 июня 1996 года священника Вадима Неткачёва.
— У храма долго не было своего постоянного настоятеля, — вспоминает протоиерей Вадим. — Здесь поочередно проводили богослужения немногочисленные на тот момент священники Калининградской епархии. В то время — а это была первая половина 1990-х годов — всякий, кто ни переступал тогда порог нашего храма, не мог внутренне не содрогнуться. Все окна и витражи были замурованы массивным силикатным кирпичом, кладка из которого как нечто бледное и чужеродное смотрелась на фоне стен из красного кирпича. Повсеместно протекала крыша, требовавшая капитального ремонта. Пол залит бетоном. Плесень на стенах проступала повсюду словно изморозь, так как никакого внутреннего отопления не было и в помине. Снаружи здания едва ли не до среза оконных проемов — утрамбованные тяжелой техникой отвалы шлака.
Священнослужителю практически ежедневно, даже после проведения богослужений и треб, приходилось менять рясу на рабочую спецовку. Слава Богу, в помощниках недостатка не было. Рядом с ним на самодельных лесах с энтузиазмом трудились десятки добровольцев из числа прихожан. Только мусора с прилегающей к храму территории тогда вывезли 35 большегрузных КамАЗов. При такой трудовой отдаче через два года вместо некогда аварийного ветхого здания стоял и радовал глаз полноценный, сияющий свежей краской православный храм.
Сейчас о той разрухе напоминают только фотографии, которые отец-настоятель хранит для экспозиции будущего музея Покровского храма. После проведения необходимых реставрационных работ, когда местными иконописцами был сооружен древнерусский, так называемый «тябловый», иконостас, 16 августа 1998 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Великое освящение храма.
Уже после того как бывшее здание евангелической кирхи было передано Покровскому приходу, а потом полностью восстановлено и благоукрашено изнутри и снаружи, в Калининград из Германии стал приезжать внук архитектора Августа Пфаума. Католик по вероисповеданию, монах-иезуит, доктор богословия, профессор Берлинского университета, он был очень рад узнать, что в постройке, которую, как он считал, давно должны были разрушить, вновь возносятся молитвы ко Господу, под управлением регента Марины Буковой поет церковный хор.
Отец-настоятель
Как часто бывает, чтобы какое-то дело основательно сдвинулось с мертвой точки, необходимо появление определенного человека, который становится как бы катализатором идей, воплощая их в жизнь. Не зря ведь существует теория о месте личности в истории. Глубоко копать не станем, но в нашем случае именно так и произошло. Видимо, не случайно по указу митрополита Кирилла 20 лет назад сюда был переведен молодой священник из Нестерова, самого отдаленного района области, где он уже успел поднять планку жизнедеятельности прихода на должный уровень.
Протоиерей Вадим Неткачёв не особо склонен вдаваться в воспоминания, однако вспомнить и рассказать есть о чем. Для тех, кто родился в 50-60-х годах прошлого столетия, само понятие религиозности, веры в Бога было чем-то очень уж отдаленным. Такое уж было время: строителям коммунизма полагалось быть атеистами и верить в «светлое коммунистическое будущее». Но все же оставались еще люди, так сказать старой закалки, которые не только искренне исповедовали христианскую веру, но и детям своим старались привить уважительное отношение к религии.
На престольном празднике храма 14 октября этого года среди особо почетных гостей была мама протоиерея Вадима Неткачёва Екатерина Макаровна. Она была директором школы в Актюбинске (ныне Казахстан), но при этом не скрывала своего отношения к Богу, была, можно сказать, духовным лидером в семье. Именно она стала первым наставником в христианской вере своего сына, будущего священника. После переезда в Целиноград в храме свв. Константина и Елены 17-летний Вадим с душевным трепетом впервые зашел в алтарь, чтобы взять хоругвь для крестного хода. Уже тогда он стал серьезно задумываться о дальнейшем жизненном пути и все чаще в мыслях примерял на себя облачение священника.
Но пока впереди была обязательная тогда для каждого молодого человека служба в Вооруженных Силах СССР, куда Вадим Неткачёв был призван, не являясь членом ВЛКСМ (в этом тоже было непосредственное влияние Екатерины Макаровны), что для того времени было чем-то из ряда вон выходящим.
Вера в Бога помогала с достоинством выносить «тяготы и лишения» службы в армии, вдали от родного дома. Правда, в комсомол после настоятельных указаний вышестоящих командиров все же пришлось вступить. К тому же дисциплинированный, образцово выполнявший свой воинский долг военнослужащий был избран комсоргом подразделения, стал старшиной роты. Замполит части предложил вступить в КПСС, а затем прямо после увольнения в запас поступать в Высшую партийную школу, чему собирался всемерно поспособствовать.
— До конца службы оставался месяц, я, естественно, в партию вступать не собирался и никакой инициативы в этом деле не проявлял, — вспоминает протоиерей Вадим. — Вопрос с поступлением в ВПШ повис в воздухе. Старослужащих, тем более старшину роты, на утренних проверках особо не трогали. Поэтому никто из начальства не знал, что я уже полгода ношу нательный крестик. Надел, когда побывал дома в отпуске. А тут на занятия по физподготовке неожиданно пришел комбат. Увидел веревочку на моей шее, потянул, а там — крестик. «Это что такое?! Так ты что, верующий?» После небольшой паузы, переваривая увиденное, спросил: «И молитвы знаешь?! Читай!» Я прочитал, как сейчас помню, «Отче наш», «Символ веры». Это, видимо, потрясло его до глубины души. Глаза от изумления стали круглыми, и, не сказав ни слова, он тут же куда-то убежал. Через минуту появился замполит, буквально крича на бегу: «Неткачёв! Быстро в штаб!» Там был собран весь начальственный «ареопаг» — взводный, ротный, комбат, парторг, замполит. И началось: да как ты смеешь! позоришь армию! В общем, дисбат плачет… И это при всем том, что, обвиняемый во всех смертных грехах, я еще всего каких-то 15 минут назад был образцом для подражания личному составу всей части — дисциплинированным, добросовестным воином, не имевшим ни одного взыскания.
Первый приказ за все время службы в армии, который отказался выполнять старшина Неткачев, — снять крестик. Шла весна 1985 года, уже подули первые ветры перемен, поэтому с упрямца насильно снимать крест никто не стал. Наоборот, от греха подальше решили уволить в запас по-тихому, в числе первых.
После возвращения домой в Целиноград молодой человек первым делом пошел в храм, где начал выполнять обязанности завхоза. Постепенно Вадим самостоятельно выучил церковную службу, пел на клиросе, читал. Но тут судьба послала еще одно испытание: молодым прихожанином церкви заинтересовался КГБ, который даже с началом перестройки, за пять лет до развала Советского Союза, все еще был всесильной организацией.
— Помню, меня забрали в милицию, видимо, на испуг пытались взять, — священник Вадим Неткачев снова возвращается к воспоминаниям своей молодости. — Два часа со мной беседовали «люди в штатском», а потом вдруг неожиданно предложили сотрудничать — сообщать о настроениях прихожан храма. Мол, у советского государства много врагов, они часто действуют через церковь и тому подобное. Естественно, я отказался, даже телефон не взял на будущее, если вдруг передумаю. Опасался, что будут препятствовать поступлению в семинарию, куда я уже отослал документы: их вполне могли не пропустить на местном почтовом отделении. Поэтому послал их нарочным, все обошлось, и в августе я поехал учиться в Троице-Сергиеву лавру.
Там, в намоленном месте, известном каждому православному русскому человеку, у великой святыни — раки с мощами св. Сергия Радонежского — начался путь к священническому служению. Четыре года учебы в семинарии, а затем столько же в Московской Духовной академии пролетели быстро. Там будущий священнослужитель стал постоянным участником братского хора, состоявшего из монахов и студентов лавры. С хором принимал участие во всех значимых событиях Русской Православной Церкви — мероприятиях, посвященных 1000-летию Крещения Руси, 400-летию установления Патриаршества и других.
Духовным наставником все время учебы у молодого семинариста, а затем слушателя Академии был доктор богословия, профессор МДА архимандрит Матфей (Мормыль), который был также и регентом братского лаврского хора. Много дали в понимании будущего пастырского служения лекции профессора МДА Алексея Ильича Осипова, Константина Ефимовича Скурата.
Начинающий священник, по окончании МДА получивший ученую степень кандидата богословия, вполне мог остаться в Москве, где ему предлагали возглавить приход. Но еще во время учебы он познакомился с игуменом Пантелеимоном (Кутовым), будущим викарным епископом Смоленской и Калининградской епархии (ныне митрополит Красноярский и Ачинский), и отцом Петром Бербеничуком, учившимися на заочном отделении МДА. Они уговорили поехать в Калининград.
— Все у Господа промыслительно: я видел, как в Германии, где неоднократно бывал с хором, служат наши православные священники — в кирхах, костелах, словом везде, где предоставлялась такая возможность, — говорит батюшка. — В России это казалось странным, но я уже тогда был знаком с таким синтезом, возможностью ведения православного богослужения в стенах готического здания. Кроме того подростком я несколько лет провел в Вильнюсе у своей тетушки. Она преподавала в 25-й средней школе, где я учился. В Прибалтике даже в советское время с верой в Бога было немного свободнее. Мы постоянно ходили на службы в Свято-Духов монастырь, другие храмы. Поэтому еще тогда я заинтересовался этим краем. А когда учился в Лавре, у меня появилось много друзей из Польши. Захотелось быть поближе к этой стране. Все это вместе, наверное, и повлияло на мой выбор. В день празднования Смоленской иконы Божией Матери состоялась встреча с митрополитом Кириллом, нынешним Патриархом. Он благословил меня на службу в Нестерове. По его благословению владыка Пантелеимон в 1993 году рукоположил меня в Свято-Никольском соборе Калининграда: 11 сентября — в дьякона, а 9 октября — в священнический сан.
В Нестерове тогда приход был только что образован, и молодой священник увидел: и взрослые, и молодежь действительно жаждут слова Божия. Было особое рвение нести его жаждущим Истины. Стал ездить по поселкам района, в полуразрушенных домах культуры беседовал с людьми, под духовную музыку показывал слайды на библейские темы и тут же объяснял их значение, отвечал на вопросы. Началась повседневная работа проповедника Слова Божия. Вскоре был создан приходской церковный хор. Спустя три года, в 1996 году, священник Вадим был назначен настоятелем Покровского храма в Калининграде и по сей день возглавляет этот приход.
Приход — общее дело
— Я благодарен Господу и митрополиту Кириллу, что сразу был назначен на маленький приход — в Свято-Духов храм в Нестерове, — говорит протоиерей Вадим. — Если вспомнить начало 1990-х годов, тогда почти не было никакой информации о Православии, а людям надо было что-то показывать, объяснять основы веры, как-то вести миссионерскую деятельность. Приходилось придумывать какие-то необычные формы такой работы. От дома культуры Нестерова мне выделили «газик», на котором я объездил весь район, все сельские клубы, где показывал слайд-фильмы о православной вере, рассказывал жития святых, объяснял суть евангельских заповедей. Клубные помещения, в холодное время зачастую не отапливавшиеся, все равно заполнялись до отказа. Это было потрясающе. Поэтому молодым священникам я всегда советую начинать с самого отдаленного прихода, тем более что сейчас выпущено в разном формате много информации о Православии. Хотя надо сказать, в отличие от других районов Калининградской области местные жители были и тогда уже более воцерковленными, так как совсем рядом, в литовском Кибартае, в советское время был действующий православный храм св. князя Александра Невского. Закрытой границы, как сейчас, не было, и многие жители приграничной территории ездили и даже пешком ходили к соседям на богомолье.
Опыт, полученный за три года на приходе в Нестерове, очень пригодился, когда священник Вадим был назначен настоятелем Покровского храма. Прежде всего, в правильной организации приходской жизни. Что способствует сплочению людей, посещающих храм? Наверное, не только совместные церковные службы. Протоиерей Вадим это очень хорошо понимает. Ему и другим священникам прихода удалось создать настоящий коллектив единомышленников.
В его кабинете есть большая фотография, на которой перед входом в храм около сотни человек. Такие совместные фотографии прихожан уже стали доброй традицией. Обычно это происходит в один из погожих весенних дней. Затем происходит выезд в монастырь в Изобильное. Там после молебна — совместный отдых на природе, на берегу красивого лесного озера. Очень популярными стали рождественские елки для детей прихожан, «День пельменей», который традиционно проходит на праздник Казанской иконы Божией Матери в День народного единства, «Пасхальные встречи» в Доме культуры железнодорожников.
На другом фото — батюшка в желтой спортивной фуфайке, в шлеме и с клюшкой. Оказывается, до армейской службы он неплохо играл в хоккей и сейчас не прочь выйти на ледовую площадку. На приходе создана хоккейная команда «Бобры», большую часть забот по содержанию которой взял на себя генеральный директор ЗАО «Содружество-Соя» Александр Владимирович Луценко. Основу команды составляют прихожане храма. Один из них, староста прихода Александр Григорьевич Сайко, является благотворителем детской хоккейной команды «Светлогорец», привлекает мальчишек к занятиям спортом, а потом и в храм, тем самым отвлекая их от многих уличных соблазнов. Если продолжать спортивную тематику, то есть и команда по мини-футболу. Некоторые игроки даже выступают за клуб «Лукойл» на первенстве области. Спорт, здоровый образ жизни здесь в почете.
Сплачивает не только совместное проведение отдыха. Социальному служению, помощи особо нуждающимся людям на приходе уделяется особое внимание. Часто протоиерей Вадим Неткачёв и другой приходской священник Валерий Скибо вместе с прихожанами посещают Дом ребенка, где по просьбе администрации совершается крещение младенцев, а также проводятся беседы с сотрудниками учреждения. Также священнослужители прихода духовно окормляют детский дом «Надежда» на ул. Камской, приют «Яблонька» на ул. Полоцкой. На праздники Рождества Христова, Пасхи, в День защиты детей прихожанами готовятся подарки для детей и подростков.
Родильный дом № 3 на Аллее Смелых, хоспис на ул. Дзержинского посещаются сестрами милосердия и священнослужителями Покровского храма, где также проводятся молебны, исповеди, причастия, соборование, крещение. Ежегодно 1 октября проводятся различные благотворительные мероприятия, посвященные Дню пожилого человека. Приход шефствует над Центром социальной помощи Московского района на ул. Судостроительной, сотрудничает с областным Домом ветеранов на ул. Комсомольской.
В День Победы от Покровского храма идет крестный ход к находящемуся неподалеку памятнику герою-летчику Василию Козенкову. Возлагаются венки и цветы, служится заупокойное богослужение.
Приход Покровского храма постепенно становится тем общим делом, в котором по- настоящему участвуют все, приходящие в храм на Божественную литургию. Само слово «литургия» с греческого языка так дословно и переводится: «общее дело». И можно только порадоваться за прихожан, их духовного наставника протоиерея Вадима и помогающих ему клириков храма, что с каждым годом в это «общее дело» вовлекается все больше и больше людей.
«Пустите детей приходить ко Мне…»
В начале 2008 года при храме открылось новое здание воскресной школы, построенное на средства прихожан с помощью военнослужащих частей Балтийского флота, которые окормляются приходом. Автором проекта небольшого многоугольного здания, напоминающего своей куполообразной крышей сказочный шатер, является сам протоиерей Вадим Неткачёв. Всего восемь месяцев прошло от момента начала строительства, чтобы воскресная православная школа в честь святого мученика младенца Гавриила Белостокского, была полностью готова к сдаче в эксплуатацию.
Здание гармонично смотрится рядом со строгой архитектурной формой самого Покровского храма, радует и восхищает глаз не только внешним дизайном, но и внутренним интерьером, представляющим один большой зал площадью чуть больше ста квадратных метров, условно поделенный на сектора: гардероб в виде просторного шкафа-купе, пищеблок (православное общение немыслимо без дружеского чаепития), класс, игровая площадка. В светлое время суток за счет большого количества окон, в том числе оборудованных в крыше-потолке, здесь и без дополнительного электрического освещения светло и просторно, как на улице.
Стены и окна воскресной школы украшены предметами рукоделия воспитанников. Кстати, ее учащимся не только преподают Закон Божий, церковное искусство и песнопение – их также знакомят с лучшими боевыми традициями русского православного воинства.
Занятия в основном по воскресным дням посещают дети от двух до 14-ти лет. В программе обучения — основы православной культуры, декоративно-прикладное творчество, церковное хоровое пение. Некоторые занятия проводятся в помещении расположенного поблизости ДЮЦ Московского района, с которым у прихода налажено тесное сотрудничество. Всего различные занятия воскресной школы еженедельно посещают около 90 детей.
— Мы не ограничиваемся только рамками программы, жизнь постоянно подсказывает новые формы работы, — рассказывает руководитель воскресной школы Ирина Николаевна Козуля, которая пришла в храм в 1996 году, практически одновременно с протоиереем Вадимом. — Чтобы оптимизировать нашу работу, мы строим ее по нескольким направлениям и распределяем воспитанников по возрасту на 12 групп. Например, одно из направлений — раннее развитие интеллектуальных, творческих и музыкальных способностей у детей младшего возраста от двух до трех лет. А богослужебное направление для мальчиков и юношей от 7 до 22 лет включает в себя алтарное послушание, но допускается только с благословения настоятеля прихода протоиерея Вадима Неткачёва. Кроме того, по желанию мы предлагаем подготовку школьников 9—11-х классов к сдаче экзаменов по русскому языку.
Но главная деятельность учащихся воскресной школы, считает Ирина Козуля, — это социальное служение. На приходе акцент сделан на то, чтобы дети своей радостью могли поделиться с другими, и прежде всего с пожилыми людьми. Например, на День пожилого человека в этом году ребята из бумаги и других поделочных материалов сами изготовили приглашения на чаепитие в форме ромашки. Все пирожки, которые были принесены в этот день в храм, пекли ребята со своими родителями. После литургии детский хор спел «Многолетие». Пожилые прихожане были приглашены в воскресную школу на концерт за совместным чаепитием. Раз в месяц детский хор из ребят, занимающихся церковно-хоровым пением, обязательно поет на клиросе часть духовных песнопений во время литургии на какой-нибудь православный праздник. На праздник Жен-Мироносиц и День матери учащиеся воскресной школы своими руками готовят подарки и раздают всем женщинам, пришедшим в храм.
Доброй традицией стали поездки детей на Рождество и Пасху в Центр социальной помощи «Альтернатива» с подарками и концертной программой. Старшие ребята 15—17 лет посещают хоспис на ул. Дзержинского, что само по себе является хорошим уроком милосердия. А подарки для пациентов хосписа делаются из материалов, купленных на деньги, вырученные за поделки, выставленные на импровизированной приходской ярмарке.
Раз в год для учащихся воскресной школы организовываются паломнические поездки по святым местам России с посещением, как правило, какого-то одного монастыря в течение нескольких дней. Ребята уже побывали в Троице-Сергиевой лавре, Оптиной пустыни, Псково-Печерском монастыре. Раз в год посещают женский монастырь Державной иконы Божией Матери в Изобильном, по возможности устраиваются паломничества по другим святым местам Калининградской епархии. Кроме духовной составляющей в этих поездах всегда есть время для игр на свежем воздухе, проведения викторины по российской истории и культуре.
В ногу с людьми в шинелях
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Покровском храме ежегодно проводится традиционный благодарственный молебен, в котором принимают участие офицеры и курсанты Калининградского пограничного института ФСБ РФ. По окончании молебна служится панихида по всем воинам «на поле брани жизнь свою за Отечество положивших», поминая всех погибших пограничников.
Приход с 1999 года шефствует над этим военным вузом. Клирики храма проводят богослужения в расположенной на территории института небольшой церкви св. Илии Муромского — святого покровителя пограничных войск. Ежегодно в день выпуска, обычно это бывает в конце июня, на плацу проводится торжественный молебен для офицеров-выпускников. Потом — окропление святой водой, напутствие воинов. Несколько лет назад родилась хорошая традиция: выпускники дарят икону для установки в храм св. Илии Муромского. Первая такая икона — «Нерукотворный образ Христа Спасителя».
На престольный праздник в этом году у стены Покровского храма с северной стороны был установлен настоящий окрашенный в красный и зеленый цвета пограничный столб, привезенный с одной из застав государственной границы на территории Калининградской области, — символ совместной работы по патриотическому воспитанию молодежи.
Десять лет назад епископом Балтийским Серафимом в отдельном автобатальоне тыла Балтийского флота, что на Аллее Смелых, был освящен мемориальный храм в честь св. блгв. кн. Александра Невского, который также приписан к приходу. Он возведен рядом с братской могилой и памятником 300-м воинам, погибшим при взятии Кёнигсберга. Здесь совершаются богослужения, проводятся праздничные мероприятия, беседы с военнослужащими на духовные темы.
«В темнице был…»
Еще в начале 1990-х годов у священника Вадима Неткачёва, тогда студента МДА, возникла идея написать работу по истории тюремного духовенства. Это был первый научный труд на подобную тему в современной России. Приехав в тогда еще Смоленскую и Калининградскую епархию, он стал на практике проводить в жизнь идеи по окормлению людей, находящихся по ту сторону колючей проволоки. А спустя почти 20 лет протоиерей Вадим Неткачёв возглавил созданный уже в Калининградской епархии отдел по взаимодействию с учреждениями исправления и наказания по Калининградской области.
— Покров Пресвятой Богородицы является таким праздником, днем милосердия, когда люди посещают нуждающихся в помощи, особенно находящихся в тюрьмах, — говорит протоиерей Вадим. — Поэтому, когда предложили организовать церковные службы в калининградских пенитенциарных учреждениях, сразу согласился. Наш приход сейчас окормляет следственный изолятор, а также ИК № 9, в просторечии тюрьму «девятку».
Очень радостно становится на душе священника, когда он встречает бывших заключенных, которых исповедовал и причащал за колючей проволокой, уже в иной обстановке — на свободе. Для большинства из них именно храм стал первой ступенькой для переосмысления своего прошлого, началом новой жизни согласно евангельским заповедям.
В гости к польским братьям
На одной из богословских конференций, которая проходила в Миколайках (Польша), а затем в Калининграде, протоиерей Вадим познакомился со священником Григорием Мисиюком из Белостока. Оказалось, что нижний храм церкви св. вмч. Георгия Победоносца в этом польском городе также назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Так завязалась дружба между приходами двух братских православных церквей.
Вскоре прихожане и хор Покровской церкви посетили Белосток на престольный праздник, участвовали в праздничном богослужении. Потом состоялся ответный визит. На автобусе приехало человек 40 — много молодежи, хор. Помимо совместных богослужений, устраивали познавательные поездки, поляки отдохнули на море, съездили на Куршскую косу.
Спустя некоторое время приходской хор Покровского храма участвовал в международном фестивале церковных хоров в польской Гайнувке, занял 2-е место среди 36 коллективов. С молодежью съездили на святую гору Грабарку, куда, по традиции, принесли и установили крест.
С тех пор между приходами-побратимами завязалась крепкая дружба, объединяющая православных верующих двух стран. А ведь до этого многие прихожане вообще не знали, что в Польше есть православные, считали, что это исключительно католическая страна.
В 2003 году для храмовой иконы св. мученика младенца Гавриила епископ Белостокский и Гданьский Иаков передал частичку мощей, взятых из раки святого, находящейся в Свято-Никольском соборе Белостока. По преданию, святой Гавриил является покровителем всех детей. У православных в Польше есть традиция: перед началом учебного года все дети собираются перед ракой с его мощами и молятся. Подобная традиция прижилась и в калининградском Покровском храме — здесь также проходят молебны перед иконой Гавриила Белостокского.
Конечно, в рамках одной статьи, невозможно рассказать обо всей приходской деятельности храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Калининграда. Можно только порадоваться тому, что приход динамично развивается, вовлекая в свою жизнь новых и новых людей самых разных возрастов и профессий, а также выразить надежду на то, что мы еще не раз встретимся на страницах нашего издания с настоятелем храма, его помощниками и прихожанами. Ведь положительный опыт созидания и развития христианской общины всегда крайне востребован и важен, причем не только для вновь созидаемых церковных приходов, но и для всего нашего общества в целом.
Дмитрий Осипов
|