|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (9) декабрь |
|
|
ВОЗРОЖДАЮЩАЯ МИССИЯ ЦЕРКВИ
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ответил на вопросы журнала "Регион-центр".
- Ваше Высокопреосвященство, сейчас много говорят о становлении духовно сильного и нравственно здорового Российского государства. Что Вы вкладываете в это понятие? Какова, на Ваш взгляд, роль Русской Православной Церкви в укреплении духовно-нравственного начала в развитии России?
- На мой взгляд, понятие духовно сильного и нравственно здорового государства предполагает, прежде всего, наличие согласия большинства граждан по поводу того, что духовная жизнь и нравственное совершенствование личности являются главными ценностями и ориентирами для устройства жизни как отдельной личности, так и всего общества в целом. У нас почему-то сложилось неверное представление о том, что надо делать выбор между духовностью и благополучием. Расхожее мнение гласит, что благополучие приобретается только обманом, воровством, вымогательством, то есть имеет безнравственное происхождение. Поэтому, чтобы достигнуть определенного материального успеха в жизни, надо отказаться от высоких принципов и принять нечистые правила игры. Однако, кто-нибудь задался хоть раз целью проследить всю жизнь людей, выбравших подобный путь, а не наблюдать ее только в зените "успеха"? А ведь сколько можно было бы привести примеров смертоубийств, отчаяния и неудач, которые настигают подобных людей еще здесь, в земной жизни. Если все же попытаться согласовать нравственное начало и благополучие, то я доверился бы словам царя и пророка Давида, которые так часто доказывает сама жизнь: "я ... не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет" (Пс. 36. 25-26).
Полагаю, что можно говорить о двояком воздействии Русской Православной Церкви, направленном на укоренение нравственного начала в российском обществе. Прежде всего, она влияет на сердца и души людей с помощью таинств и благодатной жизни. Действие подобного рода является главной миссией Церкви в мире, так как оно направлено на разрушение сердцевины всех проблем человечества - греха. Божественная помощь, подаваемая в церковной жизни, способна излечить и преобразить душу человеческую.
Церковь стремится продолжать возрождающую миссию |
Но и за своей оградой Церковь стремится продолжать возрождающую миссию, принимая участие в образовательной, воспитательной, культурной, социальной жизни общества. Кроме того, она стремится осмыслить нормы поведения личности в политической и экономической сферах. Для этого мы организовываем конференции, совещания, круглые столы по самым различным вопросам современной жизни, так как только соборным разумом нашего народа можно определить правильные стратегические цели и руководящие принципы развития нашей страны.
- Владыко, VIII Всемирный русский народный собор принял "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании". С чем связано, по Вашему мнению, решение о разработке свода? Какую роль он может сыграть в становлении этики хозяйственных отношений в нашей стране?
- Разработка "Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании" явилась одним из конкретных шагов по соборному осмыслению правил поведения личности, в частности, в экономической сфере. Отправной точкой для разработчиков свода стали десять заповедей, данные Богом Моисею на горе Синай. Их этическое содержание близко всем мировым религиям, которые представлены в нашей стране. Кроме того, они совпадают и с основными постулатами естественной морали, характерной для светской этики.
Свод был разработан, а затем принят, исходя из ситуации, в которой оказалась экономика стран бывшего Союза. Эти государства, православное население которых окормляется Русской Православной Церковью, по-прежнему переживают экономические трудности. И это все еще после 15 лет реформ! Действительно, принимаются решения, кардинально реформирующие экономическую и социальные системы общества, а ситуация мало меняется. В общении с государственными деятелями, деловыми людьми, простыми трудящимися приходилось не раз слышать, что проблема состоит не только в создании правильной системы. Требуется также изменение мышления людей. В первую очередь это касается утверждения таких элементарных ценностей, как экономический патриотизм, честный труд, забота о неспособных к труду. Государство в одиночку не в состоянии изменить ситуацию. Необходимо под-ключать все общество. Поэтому Русская Церковь, откликаясь на инициативу государ-ственных, общественных деятелей, деловых людей, профсоюзов, поддержала инициативу по составлению подобного свода.
Конечно, само по себе принятие свода не изменило и не изменит ситуацию. Однако, у общества теперь есть критерии, по которым оно могло бы оценивать состояние дел в сфере экономике. Кроме того, для участников экономических отношений, имеющих добрую волю изменить ситуацию к лучшему, появились четкие нормы, которым они должны следовать. Свод можно сравнить с рецептом врача, который тот выписывает для лечения больного. Но вопрос о том, воспользуется человек этим рецептом или нет, зависит от его желания и воли. Хотел бы подчеркнуть, что без этой доброй воли и не может произойти никаких перемен.
- В нашей стране и за рубежом хорошо известна Ваша неутомимая деятельность в развитии межрелигиозного диалога. Не могли ли Вы более подробно рассказать о причинах столь большого внимания Русской Православной Церкви к этому вопросу и о перспективах межрелигиозного сотрудничества.
Отсутствие общения очень часто приводит к появлению ложных стереотипов |
- Полагаю, что Православная Церковь, даже если бы захотела, то не смогла бы сегодня избегать встреч и контактов с другими конфессиями и религиями, просто потому что мы живем в очень "тесном" мире. Обыкновенный верующий, который совершает поездки в различные страны мира, волей неволей занимается тем, что на языке науки, называется сравнительное богословие. Он сравнивает обычаи и веру своего народа с традициями другой страны. За разъяснениями затруднений он обращается к пастырям своей Церкви. Представители других религий также с повышенным интересом относятся к Православию и в его изучении видят ключ к пониманию нашей национальной жизни. Церковь призвана отвечать вопрошающим, следуя повелению Апостола Петра: "будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3. 15). Мы считаем, что лучший способ действия заключается в установлении диалога. Ведь, если нет диалогового пространства, то вакантное место сразу же занимает конфронтация, порожденная искаженными представлениями друг о друге. Диалог понимается нами не как средство для усовершенствования православной веры, а как разумный инструмент общения между различными религиозными общинами, живущими рядом друг с другом.
Межхристианский и межрелигиозный диалог, таким образом, служит и средством поддержания мирных отношений между религиозными общинами, что опять же является апостольской заповедью: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12. 18). Для этого мы должны встречаться, обсуждать волнующие вопросы, искать точки соприкосновения. Отсутствие общения очень часто приводит к появлению ложных стереотипов, непонимания, неправильной интерпретации намерений и действий той или иной религиозной общины. Бывает, что одной встречи достаточно, чтобы предотвратить конфликт, грозящий перерасти в столкновение, в том числе с пролитием крови. Кроме того, у нас очень богатая повестка дня для совместного обсуждения. Религиозные общины сталкиваются с одними и теми же вызовами современности: безверием, низким нравственным состоянием людей, доминированием земных ценностей во всех сферах жизнедеятельности.
Именно эти соображения побуждают нас участвовать в межхристианских, межрелигиозных организациях, поддерживать двусторонние и многосторонние диалоги с другими конфессиями и религиями. Сегодня наша Церковь участвует в работе таких организаций, как Всемирный совет церквей, Конференция европейских церквей, Всемирная конференция религий за мир, Европейский совет религиозных лидеров. В России и в СНГ при активном участии Русской Православной Церкви действуют Межрелигиозный совет России и СНГ соответственно. Мы намерены и далее развивать дружественные связи с другими религиозными общинами.
Служба коммуникации ОВЦС МП
|