Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№2 (155) февраль

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

Хор как миссия

 

В 1996 году, когда только-только образовался приход Кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда, при нем стал действовать детский хор с красивым названием «Рождественский». Со временем он разросся до Молодежного центра хоровой музыки «Кириллица» при соборе. В него входят три коллектива: детско-юношеский православный хор «Рождественский», молодежный камерный хор «Кириллица» и молодежный камерный оркестр. Все эти коллективы, не раз становившиеся лауреатами различных областных, всероссийских и международных конкурсов, были созданы по инициативе одного человека — Марины Юрьевны Буковой, которая уже почти 20 лет бессменно занимается этой своеобразной миссионерской деятельностью, прививая детям русскую православную музыкальную культуру.

 

— Марина Юрьевна, начнем по порядку. Наверное, идея создания хора возникла, как только был создан приход будущего Кафедрального собора, украшающий ныне центр Калининграда?

 

— Именно так. Тогда, в 1995 году, настоятелем собора, который еще только проектировался, был игумен Меркурий (Иванов), ныне митрополит Ростовский и Новочеркасский, руководитель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Когда я пришла к нему с мыслью создать детский хор при соборе, он, будучи человеком просвещенным и творческим, сразу предложил развить эту идею и со временем преобразовать хор в мощный центр детской и молодежной православной хоровой культуры. Он сам очень любил хоровую духовную музыку, когда я приходила к нему в кабинет, он постоянно ставил и давал послушать хоровые композиции в исполнении признанных коллективов. Уже с начала 1996 года начались регулярные репетиции.

 

— Все это хорошо. Но для того чтобы руководить, пусть даже небольшим церковным хором, детским или взрослым, нужно обладать определенными знаниями. Для середины 1990-х годов, согласитесь, подготовка регентов была делом довольно редким. Вы, видимо, тоже не сразу приобрели необходимый опыт.

 

— Я училась в Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) государственной консерватории, ее Петрозаводском филиале, по классу хорового дирижирования. Это было в 1980-х годах, и, естественно, о возможности петь в церковном хоре не было и речи. Я помню, одного студента очень сильно наказали, когда узнали, что он поет в церкви. Но когда я после окончания консерватории приехала в Калининград, шел уже 1988 год, здесь как раз началось развитие церковной жизни. Я узнала, что в только что открытом приходе Свято-Никольского храма создается хор, и сразу же пришла туда.

 

— То есть можно сказать, что вы, Марина Юрьевна, стояли у истоков зарождения Православия на калининградской земле, которое произошло во многом благодаря энергичным действиям нынешнего Патриарха Кирилла, тогда архиепископа Смоленского и Вяземского?

 

— Ну, я бы не стала проводить такие прямые параллели. Тем более что одновременно начала свою педагогическую деятельность в музыкальном училище (сейчас музыкальный колледж им. С. Рахманинова — Ред.), где я с профессиональной точки зрения полностью соответствовала своей специальности. Что же касается хорового церковного пения, то поначалу я здесь совершенно ничего не понимала. Впрочем, так же, как и другие певчие, пришедшие со мной на клирос. Образно говоря, церковное пение тогда было для нас как обратная сторона Луны. И если бы не ангельское терпение тогдашнего настоятеля Никольского храма игумена Аркадия Недосекова и регента матушки Натальи, не знаю, как бы сложилась моя судьба на стезе духовного хорового пения.

Со временем стало приходить понимание всего, что поется на клиросе. Стали петь чище, особенно когда в наш хор пришла Галина Афанасьевна Макеева, ныне матушка Антонина, которая потом и стала руководителем хора. Когда был отреставрирован храм Рождества Пресвятой Богородицы на Киевской улице, наш хор, который был единственным церковным, поделили и я перешла туда, где по началу настоятелем был о. Меркурий и регентом матушка Елена. Оттуда уже по его благословению в 1996 году перешла в хор будущего Кафедрального собора. Регентом там тогда был о. Владимир Максимов, в свое время окончивший Минскую консерваторию. Ему поначалу приходилось так же трудно, как и нам, но с развитием церковной жизни в нашем городе все вместе мы росли, и духовно, и профессионально.

 

— Итак, ко времени прихода в тогда еще деревянный храм на площади Победы вы почти 10 лет пели на клиросе. Что же окончательно подтолкнуло вас к идее создания детского церковного хора?

 

— Вместе с прихожанами в церковь приходили их дети. Некоторые из них подпевали хору на богослужениях. И, конечно, хотя оно шло от души, но это было наивное пение, иногда они просто мешали. Но увидев стремление детей быть чем-то полезными на богослужении, я как-то предложила им собраться, что-то изучить и спеть. После нескольких импровизированных занятий я и решила обратиться к о. Меркурию с идеей создать при храме детский хор как одну первых ступенек к храму, к духовному возрастанию. У меня на тот момент, может быть, даже не было какого-то конкретного замысла, но он, увидев в этом миссионерское зерно, как-то глобально развернул мою идею так, что я вот до сих пор этим живу.

 

— Давайте теперь вспомним, так сказать, этапы большого пути. С чего все начиналось?

 

— Поначалу пришло шесть человек, потом количество постепенно увеличивалось. Хотя примерно на полтора года, так сказать «по техническим причинам», я взяла перерыв — в связи с рождением дочери. Я передала бразды правления хором, а в конце 1997 года вновь вернулась и с тех пор неразрывно связана с детским хором Кафедрального собора Христа Спасителя.

 

— То есть в этом году своеобразная круглая дата — 20 лет как вы беспрерывно возглавляете хор, который за эти годы стал заметным явлением не только в церковной, но и в общекультурной жизни Янтарного края. Но ведь не только в церкви вы пели. Наверняка были и выступления вне церковной ограды.

 

— Отец Меркурий в качестве одного из начинаний сразу предложил устроить фестиваль хорового духовного пения. Назвали его «Ступени к собору». На тот момент это был единственный фестиваль в нашем регионе, где главным условием было исполнение детскими хоровыми коллективами церковных песнопений. Пусть это были совсем небольшие произведения, но это объединяло всех выступающих. На одном из фестивалей в 2006 году, как раз перед великим освящением собора, фестиваль посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, нынешний Патриарх Московский и всея Руси, который лично вручал награды лауреатам. Это был очень торжественный момент, и, честно скажу, я именно тогда поняла, что не зря взялась за дело.

Также очень запомнилась первая награда от владыки Пантелеимона, викария Калининградской епархии, — Святое Евангелие. Он подписал его и благословил «на долгие и нужные труды». Сейчас, может быть, этим никого не удивишь, но 20 лет назад это был очень ценный подарок. Я передала его в библиотеку музыкального колледжа, и то была первая книга духовного содержания, попавшая в стены этого учреждения образования.

Но главное, что уже после первого фестиваля «Ступени к собору» наш хор стал восприниматься как детский хор собора, как хор, фирменным знаком которого было исполнение духовных произведений.

 

— Может быть, стоит вспомнить, с чего начинался репертуар детского хора?

 

          — Самое первое произведение я очень хорошо помню. Это «Богородица, Дева, радуйся» и антифоны литургии, которые даже пару раз исполнили совместно со взрослым хором. Вторым мы разучивали гимн Пресвятой Богородице «Агни Парфене», распространенный свт. Нектарием Эгинским.

 

— Кстати, когда вы начали серьезно заниматься с детьми в хоре, вы ведь одновременно преподавали в музыкальном колледже. Вам не препятствовали в вашей деятельности в церкви? Мол, это отвлекает от основной работы.

 

Скорее наоборот. Время воинствующего атеизма к концу 1990-х годов окончательно ушло в прошлое. И мне не только не запрещали, а дали возможность заниматься с детьми непосредственно в стенах колледжа имени С. Рахманинова. Дело в том, что у собора в то время помещения просто не было, и директор Татьяна Борисовна Панкова, Царствие ей Небесное, пошла мне навстречу и разрешила заниматься с моими подопечными в одном из классов, но, естественно, вне рабочего времени. Она, кстати, и воцерковлялась вместе со мной и моей коллегой по работе и детскому хору Тамарой Владимировной Тишиной, когда мы еще только стали петь в Никольском храме. Она стала глубоко верующим человеком, и ее потом отпевали в этом же храме.

Со временем, когда у собора появились свободные площади, мы стали заниматься в других помещениях. Сначала собирались в актовом зале епархиального управления, а затем уже переехали в торгово-выставочный центр, где на втором этаже и занимаемся до сих пор, только теперь мы его называем «Творческо-выставочный центр».

 

— Итак, постепенно, шаг за шагом ваше детище разрасталось. Зачем детский хор нужно было превращать в целый Молодежный центр хоровой музыки «Кириллица»?

 

— Дети вырастали, но так сложилось, что уходить из хора многие не хотели, и еще в хоре воспитывались мальчики, которые после мутации запели уже далеко не детскими голосами. Поэтому было принято решение создать молодежную группу, в которой пели бы юноши и старшие девушки. Вскоре под один интересный проект, а именно для записи CD для БФУ им. И. Канта, при помощи наших преподавателей молодежная группа была реорганизована в камерный хор, который и назвали «Кириллица». В него мы стали набирать не только бывших певчих детского хора, но и всех желающих и любящих хоровое пение молодых ребят и девушек. Многие из девушек до сих пор не прерывают связь с детским хором и зачастую поют в двух хорах. Творческая жизнь двух коллективов стремительно развивается, хоры поют в церкви, на православных фестивалях, конференциях, праздниках, ярмарке. Сотрудничая с симфоническим и народным оркестрами, коллективы открыли для себя новые горизонты. Так, появилась идея создания в нашем хоровом сообществе камерного оркестра. Воплотить идею оказалось не трудно, потому, что есть у нас в Калининграде множество музыкантов — скрипачей, виолончелистов, альтистов, закончивших музыкальные школы, но желающих продолжить свою жизнь в музыке. Все они собрались под кровом Собора и под руководством замечательного музыканта, исполнителя, композитора Виктора Грибовского. Вот после такого пополнения нас трудно назвать хоровым коллективом. Мы — Центр хоровой музыки «Кириллица» при Кафедральном соборе Христа Спасителя.

Вырос статус, растут и требования. Перед всеми воспитанниками центра стоит первоочередная задача: формирование профессионализма. Владеть огромным певческим материалом невозможно без специального образования. Силами педагогов в детском и молодежном хоре ведутся индивидуальные занятия с каждым воспитанником по сольному пению, обучение игре на музыкальных инструментах, а главное — сольфеджио. Только благодаря этим занятиям стало возможным детям петь литургию в храме, исполнять сложнейшие музыкальные произведения a capella и в сопровождении оркестра.

 

Беседовал Дмитрий Осипов

Окончание следует

 

Жизнь души, - говорили Отцы, - есть непрестанное памятование и любление Бога.

 

Св. Антоний Великий

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2211]

31%
[1180]

Всего проголосовало:
3793 человека

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 1

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.