|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (9) декабрь |
|
|
О ПОСТЕ
С 28 ноября начался ежегодный Рождественский или Филлипов пост. Каково же значение Рождественского поста и любого поста вообще? Почему православная Церковь настаивает на том, что пост - это неотъемлемая часть духовной жизни человека?
Что такое пост?
В Православной Церкви в течение всего календарного года более половины дней - постные. Это, прежде всего, Великий, Петров, Успенский и Рождественский посты. Кроме того, мы постимся каждую среду и пятницу в течение всего года, а также в некоторые другие дни. Для чего мы постимся? В чем смысл поста для нас - и с духовной точки зрения, и с точки зрения телесного воздержания? Что же такое пост?
Если говорить о внешней стороне, то пост - это телесное воздержание, воздержание от той или иной пищи. В современной практике это, прежде всего, воздержание от непостной пищи, то есть от мясных, молочных и вообще животных продуктов. За ис-ключением строгих постов, разрешается, впрочем, вкушение рыбы. В строгие посты, кроме того, не разрешается употребление алкогольных напитков. Пост сопряжен также с воздержанием в брачных отношениях.
Но все это - лишь внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того, чтобы достичь высот на нашем духовном пути. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Ведь существует много причин, по которым человек не может соблюдать телесный пост, - например, болезнь, старость, нищета. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь.
Во многих случаях врачи запрещают больным отказываться от непостной пищи. И нужно помнить, что Церковь никогда и никому не предписывает совершать насилие над своим естеством, не призывает нарушать предписания врачей.
Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например, во время путешествий. То же самое - когда мы живем у других людей или приходим в гости. Как известно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Однако у поста, кроме внешней, есть и внутренняя сторона.
Для чего мы постимся?
По словам пророка Исаии, пост заключается в том, чтобы одеть нагого, накормить голодного, разделить хлеб свой с ближними. Сущность поста выражена в словах: "отдай голодному душу твою". Пост - это время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собою ради других. Время поста дано нам именно для того, чтобы мы пересмотрели свою жизнь в этой перспективе.
Это гораздо важнее и гораздо труднее, чем просто воздерживаться от какой-то пищи. И если в несоблюдении поста телесного мы нередко можем найти себе оправдание (болезнь, путешествие, недостаток материальных средств и т. д.), то в том, что мы не работаем по-настоящему над своей душой, над своим сердцем, нам нет извинения.
Нередко в христианской среде можно наблюдать такую картину. Люди живут весело, дружно, но наступает пост - и они озлобляются, раздражаются, ссорятся друг с другом. Происходит это отчасти потому, что, воздерживаясь от пищи, люди тем самым смиряют свое физическое естество, приглушают телесные страсти. А страстная энергия требует какого-то выхода; и вот, она выплескивается на других людей.
Если такое происходит, то постящийся должен понимать: его пост - именно тот неугодный Богу пост, о котором говорит пророк Исаия. Мы должны поститься не для "распрей и ссор", но для того, чтобы примириться с Богом и друг с другом. Пост должен высвобождать нашу духовную энергию для добрых дел.
Творческое отношение к посту
Церковь призывает нас отнестись к посту творчески: "возрастим данные нашей душе дарования". Пост - это время, когда мы высвобождаем себя для того, чтобы душа наша раскрылась по отношению к Богу, к Церкви и к людям.
Нередко мы, православные христиане, думая, что Священное Писание знаем едва ли не наизусть, неделями и месяцами его не открываем. И не замечаем того, что, даже если и сохраняются в нашей памяти какие-то евангельские эпизоды, Евангелие все меньше и меньше становится книгой нашей собственной жизни, мы все реже видим в нем отражение собственного духовного опыта.
Поэтому, если нам не хватает времени в обычные дни читать Евангелие, то хотя бы в дни поста перечитаем эти страницы, на которых Сам Господь обращается к нам, дает нам пример подлинно христианской жизни.
Для людей семейных любой пост предполагает, помимо всего прочего, еще и воздержание от супружеского общения. Из этого правила, впрочем, могут быть исключения. Например, верующая жена хочет соблюдать пост и воздерживаться от супружеского общения, а неверующий муж не хочет. Нельзя допустить, чтобы пост разрушил семью. В каких-то случаях человеку приходится жертвовать собственным благочестием и своими аскетическими правилами, чтобы сохранить целостность семьи.
Нельзя, кроме того, налагать узы поста на совсем маленьких детей. Со временем, по мере того, как они растут, необходимо воспитывать в них сознательное отношение ко всему, что существует в Церкви, - к бого-служению, к молитве и к посту. Можно приучать детей к некоторым ограничениям в еде, но это должно осуществляться постепенно и не в ущерб здоровью.
Важно помнить, что Рождественский пост, через борьбу со страстями, нравственное очищение и участие в таинствах Церкви готовит нас к встрече с Родившимся Христом. Смысл, цель и сердцевина поста заключается именно в том, чтобы, подражая Христу, мы все более и более к Нему приближались; в том, чтобы, очищая душу и тело, приступая к таинствам Церкви, мы оказывались все более способными воспринять в себя ту духовную Весть, - преображающую, исцеляющую и воскрешающую, - которую каждый год приносит нам родившийся в мир Господь наш Иисус Христос.
Публикуется с сокращениями
Епископ Илларион Алфеев
|