|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№3 (156) март |
|
|
Свт. Феофан Затворник ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ
(Продолжение. Начало в № 5 (146) май 2016 г.)
Священное предание
Под словом «предание» не разумеется неопределенная молва, не знать как начавшаяся и распространившаяся, а разумеется Апостольское учение, устно преподанное; или правила и законоположения, в Церкви введенные делом. Апостолы вполне организовали Церковь Христову, по всем сторонам духовной и церковной спасительной жизни. Но как организовали, этого вполне не изложено в писаниях их, а самим делом сделано и введено в жизнь христианскую лично Апостолами, введено и укоренено чрез многократные посещения основанных ими христианских обществ и неоднократные исправления неисправного все личным своим действованием и словом. И образ христианского ведения, и правила жизни, и взаимные отношения христиан, и освятительные таинственные священнодействия, и правила для церковных собраний... все лично словом установлено и закреплено личным наблюдением... И пошли христиане так умствовать, так жить, так действовать во взаимных отношениях, так управляться, так освящаться, так Богу служить, как завели Апостолы... Вновь обращающиеся перенимали у них, и по их образу устроялись. Вновь нарождающееся поколение, все образовывалось по тому устроению общества христианского, какое оставили Апостолы... И потом так из рода в род... и до нас дошло. Вот это все благоустроение общества христианского по всем частям и есть предание Апостольское, следовать которому неотложный есть долг всякого желающего состоять в правде христианина. К слову «предание» прибавляйте всегда «Апостольское» (6, п. 946, с. 18).
Вы понимаете предание как передавание из уст в уста... А оно было передание из жизни в жизнь, из дела в дело... Мы чтим отеческие писания ради того, что в них блюдется Апостольское предание, которое узнается в общем согласии всех их... Греческая Церковь верно соблюла Апостольское предание и передала его нам. Это Апостольское наследие у нас. Католики помутили Апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело и еще хуже сделали... У католиков один папа, а у протестантов что ни протестант, то папа... Я все толкую про Апостольское предание, которое Святая Православная Церковь имеет источником учения наряду с Святым Писанием (6, п. 974, с. 96, 98).
Что предано Апостолами, то составляет жизнь христианскую, и как таковое переходило из рода в род неизменно, входя в то же время в писания отцов с первого же века (6, п. 974, с. 98).
Происхождение человека
Когда надлежало сотворить человека, то не земле дается повеление: «Да изведет», — а в тайне Пресвятой Троицы произносится: «Сотворим!» (64, с. 108).
Бог создал нас и образом Своим почтил, чтобы мы жили в Боге, были в живом с Ним союзе. В раю так и было. Падение прародителей расторгло сей союз (1, п. 89, с. 74).
Тело есть ближайшее орудие души и единственный способ обнаружения ее во вне в настоящем мире. Это первоначальное его назначение. Посему самим устройством оно совершенно приспособлено к силам души (56, с. 325 326).
Отчего некоторые производят человека от животных — от обезьяны? Оттого, что не различают в человеке души от духа (1, п. 106, с. 100).
...Когда мы настоим на различии духа от души и характеристику человека перенесем в дух, тогда вся теория Дарвина падает сама собою. Ибо в происхождении человека надо объяснить не то одно, как происходит его животная жизнь, но то паче, как происходит он яко духовное лицо в животном теле с его животною жизнью и душою (1, п. 106, с. 100).
О свободе... Как бы ни были сильны побуждения, все решение дела принадлежит лицу действующему, и всякий сознает момент, когда он внутри произносит: так и так надо сделать. В этом и есть существо свободы. И этого никакая сила исторгнуть не может (1, п. 137, с. 152).
|