|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№3 (156) март |
|
|
Куда приводят мечты
Что такое мечта? Заветная территория, где господствуют наши лучшие порывы и чистые стремления сердца? Или тихая заводь, которую не тревожат яростные шторма реальности? И святые отцы, и психологи призывают к мечтаниям относиться с осторожностью. Так есть ли в жизни христианина место для мечты?
Реквием по мечте
Есть люди, которым мало интересна реальная жизнь. Они тепло и уютно устроились в выдуманном мире сладких грез. Девиз их прост: «Мечтать не вредно!»
Видимо, именно о таких мечтателях говорят психологи, называя мечты средством, с помощью которого человек бежит от реальности — от проблем, решений, выборов. Такие мечтания, по мнению психологов, могут причинить вред не только духовному росту, но и психическому здоровью человека.
От игры воображения предостерегают нас и святые. Примеров тому немало, один из самых ярких мы находим у святителя Игнатия (Брянчанинова). «Жестоко обманывает мечта ложная последователей своих, — пишет он. — Поступает она с ними как бесчеловечный тиран, как лютый демон». Также апостол Павел предупреждает: не мечтайте о себе (Рим 12:16).
Однако есть у святых и противоположные примеры отношений со словом «мечта». «С первых дней учебы Паисий (Величковский) мечтал о монашеской жизни»; «Он мечтал о монашеском постриге, но был мобилизован и стал санитаром на фронте», — говорится в жизнеописании преподобного Иустина (Поповича).
Очевидно, не всегда одно слово имеет один и тот же смысл. Например, толковый словарь Ожегова дает два значения слова «мечта»: 1) нечто созданное воображением, мысленно представляемое; 2) предмет желаний, стремлений.
С первым значением мы определились: именно о таких мечтаниях негативно отзываются святые, именно их психологи называют бегством в иллюзорный, фантазийный мир, где существует только один бог — сам мечтатель. Именно с игрой воображения связана ловушка, из которой трудно выбраться. Этот наркотик делает реальную жизнь пресной и бесцветной.
Но как обстоит дело со вторым значением слова «мечта»?
Путеводная звезда
Мечта в этом отношении ближе к таким понятиям, как «цель», «стремление», «надежда». Но если цель подразумевает конкретную последовательность действий, то мечта — это то, что еще не стало целью. Это тот неозвученный идеал, который, если хватит талантов и сил, станет реальностью. Один человек сказал: «Оглянитесь по сторонам: все, что вы видите, когда-то было мечтой».
Мечта становится путеводной звездой, помогает идти тогда, когда других ориентиров не остается. Когда ярко светит солнце и человек точно знает, куда движется, то вряд ли ему нужна звезда, указывающая путь. В момент же потери себя и жизненных ориентиров нужна эта яркая звезда — мечта — как идеал, как высшее стремление души, то, вокруг чего человек строит свою жизнь.
Психологи установили, что у людей, склонных к зависимостям и совершавших попытки суицида, как правило, не было мечты, не было направленности в будущее, не было надежды. Жизнь без идеала не имела для них ценности, из нее выпало то важное, ради чего стоит бороться со своими дурными привычками, похотями, слабостями. Эти люди в сложной жизненной ситуации оказались в полной тьме, и путеводная звезда для них потерялась среди тысяч безымянных звезд.
Вспоминается история, которая на моих глазах в течение многих лет происходила с моим другом. Он очень любил рисовать. Самодельными комиксами, нарисованными тушью в тетради в клетку, он радовал всех школьных товарищей, у него определенно был талант. Однажды, как это бывает, мама, вернувшись со школьного собрания, вошла к нему в комнату, молча открыла ящик стола, достала оттуда «лучшие» работы и на глазах у сына изорвала их. «Надоели эти твои рисуночки! Надоело за тебя краснеть! Лучше займись полезным делом. Поступление на носу, а ты все дурачишься, не нарисовался, что ли, в детстве?»
Вскоре мой друг уже просиживал штаны в душных аудиториях математического факультета. Поступил он с первой попытки, преодолев немыслимую череду скучных экзаменов и не видя для себя в этом никакой перспективы. Несколько раз его чуть не выгнали из института, но он не оставлял любимого дела — и по-прежнему рисовал. Правда, теперь он мало кому показывал свои работы, скорее, рисовал просто потому, что не мог не рисовать. Во время учебы он стал увлекаться веб-дизайном — в то время это слово мало кому о чем-то говорило. Сейчас мой друг — востребованный дизайнер, хотя его мама по-прежнему считает, что пора бросить глупости и заняться делом. Как-то он сказал мне удивительную вещь: «Если бы я все это время не думал о том, что рано или поздно стану художником — неважно как, — точно уже был бы наркоманом». Не уверена, что его картины будут украшать Третьяковку. Но как все же здорово, что именно мечта вывела его на ровную дорогу, уберегла от потери себя.
Похожий пример мне подарила одна женщина, которая уже около двадцати лет работает инструктором по дельтапланеризму. На мой вопрос, почему она выбрала такую нетипичную для женщины профессию, она ответила просто: «С детства мечтала летать, как Гагарин. Но и то, что у меня есть, — счастье». Благодаря полетам она встретила своего мужа, который тоже с детства украшал стены своей комнаты портретами первого космонавта...
Таких примеров сотни. Мечта в смысле идеала, цели не только не опасна, но, как мы видим, необходима. Мечта словно мачта корабля: без нее корабль не утонет, но и плыть в нужном направлении вряд ли сможет.
Американская мечта и американская трагедия
Что стоит за известными всему миру словами «американская мечта»? О какой мечте идет речь? Впервые это понятие встречается в трактате Джеймса Адамса «Эпос Америки», датированном 1931 годом. Адамс пишет: «Американская мечта — это мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче, полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает». На первый взгляд, все красиво и хорошо, да и на второй тоже. В Америку как в страну новых возможностей стремились люди из разных уголков земного шара. Реализовать себя здесь, на бескрайних просторах Нового Света, мог каждый желающий. Часто подчеркивают, что американская мечта базируется на свободе личности и свободном предпринимательстве. Кто-то добивался своей мечты талантами и трудом, кто-то — хитростью и обманом... Американская мечта давно распространилась за пределы Соединенных Штатов. Но, так или иначе, она не мыслится в отрыве от материальных благ, признания, известности.
О том, как американская мечта оборачивается «американской трагедией», нам поведал Теодор Драйзер. В своем романе он описал судьбу юноши, окончившего свою жизнь на электрическом стуле. Его смерть стала итогом погони за американской мечтой во всей ее красе. Трагедия его была в том, что все идеалы и устремления были выстроены вокруг того, чтобы получать от жизни «все и побольше». Из этой истории ясно: если успех, слава и богатство не служат чему-то большему, они — лишь начало конца.
Сегодня имена людей, достигших этого «американского» идеала, звучат отовсюду. Мы слышим о них, когда они на пике известности; газеты и ток-шоу «продают» нам один и тот же незамысловатый сюжет: головокружительный успех, удача и богатство — благодаря упорному труду и фортуне. Однако количество самоубийств и случаев наркотической передозировки на этом Олимпе просто потрясает. «Льстит гибельная мечта человекам на всем пути земной жизни; изменяет им в конце жизни, предает их действительности, оставляет ни с чем», — словно о них, о тех, кто карабкается на Олимп славы и богатства, пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Блаженнее давать
Так куда же приведут нас мечты?
Это зависит от того, откуда они произрастают. Когда человек высшим благом полагает довольство и праздность, «блюдечко с голубой каемочкой», наверное, конец его маршрута — это мир Симпсонов, чей идеал — это когда «у тебя все есть и не надо ходить на работу».
Для каждого из нас важно честно дать себе ответ: о чем мы мечтаем? Брать от жизни все — или отдавать Богу и ближним все, что можем? Одни из нас, предаваясь мечтаниям, видят себя только в роли получателей — богатства, славы и прочих благ мира. Для других же мечта связана со стремлением приумножить то, что дано Господом, быть нужным. В биографиях многих великих людей мотив самоотдачи, самопожертвования далеко не последний. Мы помним, что и у святых людей были свои мечты, и для них было важно отдавать себя, служить. Такие мечты стоят того, чтобы посвятить им все силы.
Иметь или быть, получать или давать? — о том, что важнее и нужнее для человека, веками спорят философы. Каждому из нас в течение жизни суждено не раз и не два задуматься над этим вопросом, ответ на который, казалось бы, очевиден. И даже если придется ошибаться, пусть нас не подведет наша путеводная звезда. Пусть она ведет нас той дорогой, в конце которой нас ждет главная цель — Небесный Иерусалим.
Анна Лелик
По материалам: otrok-ua.ru
|