|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (9) декабрь |
|
|
"ГОСУДАРСТВУ СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ"
Население России поступательно приближается по своей численности к дореволюционным цифрам. Демографическая проблема становится одной из актуальнейших в нашей стране, поскольку касается вопроса: быть или не быть России через сто лет? Сможет ли в ней сохраниться Семья как один из главных источников жизни и процветания страны? Эти и другие насущные вопросы были заданы настоятелям московских храмов, первым из них стал настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов.
- Отец Максим, как вы считаете, может ли государство самостоятельно, применяя особую законодательную политику, решить нынешний демографический кризис в стране? И хочет ли оно его вообще решить?
- Как мы слышали на прошедшем недавно Церковно-общественном форуме из уст министра здравоохранения и других высоких государственных чиновников, деятелей парламента - государство озабочено катастрофической демографической ситуацией в нашей стране. Ведь у нас на протяжении последних десяти лет, каждый год становится почти на миллион людей меньше. А если отбросить миграцию из-за рубежа и рассмотреть отдельно проблему с титульной нацией - с русскими, да и с другими славянскими нациями, то ситуация будет еще катастрофичней. Достаточно вспомнить, что у нас есть огромные пустующие территории Сибири с плотностью чуть больше человека на квадратный километр, а рядом по границе с Россией живут миллионы китайцев с плотностью более ста человек на квадратный километр! Очевидно, что нам, гражданам одно государства, стоит задуматься не о том, как сокращать собственную численность, а о том, как её увеличить. В конце концов, если проблема перенаселения остро стоит для Китая, пуcть он и решает эту проблему, но не с помощью же нас!
И задуматься следовало больше о том, каким образом избежать нам депопуляции, избежать того, чтобы нас, русских людей, шире того - граждан России, не оказалось настолько мало, что мы собственные границы не будем способны контролировать. А ситуация развивается в этом направлении, - через какое-то время у нас будет огромная, незаселенная, кроме совсем небольших регионов, страна.
А если так, то по прагматическим соображениям, государство должно бы поддерживать те социальные группы, те общности, которые ценностно ориентированы на создание семьи и на рождение достаточного количества детей, для которых историческое наследие и сегодняшний день государства - то, что мы называем патриотизмом, - часть их мировоззрения. У них нет соблазна сказать - нет, это не моя Родина, лучше уеду, если тут совсем станет плохо.
И, по сути дела, единственной подобной крупной общностью среди славянского населения нашей страны являются воцерковленные православные верующие. Не нарушая принципа равенства конфессий, но, просто соблюдая собственный государственный интерес, давно пора государству решительно прийти к поддержке этой общности.
- На ваш взгляд, батюшка, какова причина того, что люди не хотят рожать детей?
- Это ситуация не только российская, это ситуация, которая равным образом относится к западному миру, к Европе, к Северной Америке. Фактически увеличение населения земного шара идет, главным образом, за счет черных и желтых рас.
Довольно просто дать ответ на этот вопрос. Увы, - и Северная Америка, и Европа в какой-то мере, и Россия - являются регионами, где религиозные ценности, христианские ценности перестали быть определяющими мировоззрение людей. Это люди, живущие по приоритетам секулярного гуманизма, общества приобретения, комфорта. В конечном итоге, даже если они об этом говорят, они, не верят в Жизнь вечную, как в ту жемчужину, ради которой стоит все остальное продать с тем, чтобы её не лишиться. А в Азии и в Африке, большинство людей религиозны - мусульмане, буддисты, индуисты, даже язычники - они это понимают и не ограничивают деторождение.
- Но ведь и в православной среде возникают такие тенденции к малодетности?
- Тенденция к относительной малодетности есть и среди православных верующих, но преодолевать её можно. Дело не в том, что право-славный человек не может быть не-прав, или не может грешить, как люди нерелигиозного мировоззрения. Ситуация в ином: православный верующий не может оправдать свой грех своим мировоззрением. Он не может сказать: "Я решил иметь одного ребенка исходя из принципов своей веры, своих убеждений". Он, так или иначе, будет говорить: "Я согрешаю, я малодушничаю, я иду против совести, я делаю то, что не должно делать".
В любом случае, это ситуация нравственного конфликта, которую можно победить, если помочь человеку, если дать ему гарантию, если государство скажет: "Да нет же, мы защитим материнство, оно будет приравнено к самой почетной работе; вырастив детей, ты будешь иметь покойную старость, которую государство тебе будет гарантировать". Если будет гарантировано реальное медицинское обеспечение детям, если приоритеты в жилищной политике государства, в образовательной политике будут, прежде всего, для детей из семей, которые государство поддерживает, если мать и отец будут знать, что вне зависимости от их доходов, которые, понятно, при пяти детях будут меньше, чем при одном ребенке, их детям будут даны соответствующие льготы для получения адекватного среднего и высшего образования. Если все эти условия нормальной семейной жизни будут - тогда колеблющиеся будут менее колебаться. Те, кто все равно живут мирскими эгоистическими ценностями, они и на это махнут рукой - западное общество это показывает. Но более слабые из числа верующих людей, будут, конечно, укреплены. В этом смысле государству стоит задуматься.
Продолжение следует... По материалам: Pravoslavie.ru
Сергей Архипов
|