|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№5 (158) май |
|
|
«Целого мира мало»?
«Во вселенной бессчетное множество миров, а я еще и одного не завоевал», — сказал однажды великий полководец Александр Македонский. Целый мир — много это или мало? Если мало, то сколько тогда миров нужно для счастья? А если хватит и одного мира, то сколько человеку будет достаточно в этом мире? Достаточно не для того, чтоб играть в свои причудливые игры, а чтобы обрести смысл и прийти к тому главному, ради чего, собственно, и живет человек.
«Глаза навсегда потеряли свой свет...»
На меня смотрели две сотни глаз... нет, не так было. Наоборот: это я смотрела в эти сотни глаз, которые в то же самое время смотрели в точку, которую обычно называют «никуда». Периодически я все же встречалась с кем-то взглядом, и по коже пробегал мороз: это был взгляд без чего-то самого важного, главного. Такие разные, такие красивые глаза — но все без огня, надежды и устремления, что всегда отличает глаза юных.
Со временем я привыкла к типичному взгляду наркомана. Но тогда, в реабилитационном центре, передо мной сидели ребята совсем юные, еще не достигшие зрелости. Они пребывали здесь уже какое-то время и были в относительной «трезвости», но в глазах по-прежнему не было огня, не было цели, ради которой стоит жить. Выражаясь метафорически, это были сотни безводных, безжизненных пустынь, и это было жутко.
Глаза не обманули: при общении стало очевидно, что вопросы о мечтах, целях, смысле жизни их попросту ставят в тупик. Было чувство, что ребята впервые открыли для себя существование этих понятий. И словно младенец, который пытается запомнить букву, они пытались постичь эти очевидные, казалось бы, вещи.
«Верхом на звезде»
Юности присущи высокие стремления, высокие идеалы, высокие порывы. В молодости легко жить ради идеи, и, кажется, ты готов, если нужно, даже умереть за нее. Молодость живет глобально, и в этом ее прелесть, неповторимость. Если юность не горит идеалом, то неизбежна ситуация из реабилитационного центра. Юному земная жизнь кажется вечной, собственные силы — неиссякаемыми, все двери открытыми. И даже если вдруг какие-то окажутся случайно заперты, то непременно хватит сил их отворить. Цена собственной жизни постоянно колеблется от значимой и важной до никчемной и пустой. В таком возрасте мечтаешь спасать весь мир. Да что там мир — порой и целого мира кажется мало, настолько много всего нужно успеть, чтоб оставить глубокие следы в биографии всего человечества.
Моя знакомая поступала в медицинский институт. Поскольку семья, состоящая из одной мамы, не имела средств, то девочка сдавала тестирования, не рассчитывая ни на какую материальную помощь. Упорный труд и вера, даже уверенность в том, что все у нее получится, удивляли друзей и знакомых. Она была зачислена в два самых престижных медицинских вуза страны. Выбирая столичный вуз, она призналась, что движима мечтой: стать детским онкологом, пройти практику где-нибудь в Израиле и непременно вернуться в Украину, чтобы помогать детям, став лучшим специалистом страны (и даже мира) в выбранном деле. В успехе своего предприятия она не сомневалась нисколько. Весь мир, казалось, ляжет к ее ногам, покорный ее целям, как верный пес...
Амбиции, желание жить и совершать великие дела — это та самая жизненная сила юности, с помощью которой многое строится и многое рушится. Молодости некогда заглядывать в собственную душу, молодость захвачена глобальными идеями и глобальными масштабами.
Навстречу смыслу
Как известно, возрастные кризисы, о которых так много говорят психологи, — это периоды, когда прежний образ жизни устаревает и приходит время перемен.
С обретением жизненного опыта перспективы становятся более реальными, ответственность, в идеале, — более ощутимой, поступкам и словам уже присуща осторожность и осмысленность. Суета, пустота и нереализованность отнимают много сил, и понимаешь, что коэффициент полезного действия мог бы быть гораздо выше... Но говорит ли это о том, что нужно отказаться от своей заветной «великой цели»?
Постигая собственную душу, осознавая свою жизнь и сознательно выстраивая ее, мы уже меньше думаем о глобальных и далеких перспективах. Без иллюзий мы смотрим на конечность земной жизни и ее быстротечность, на свою ограниченность и «обычность», на так называемую прозу жизни. И, вместе с тем, мы уже видим реальное поле деятельности и знаем, что оно наше и его пахать — нам. Пусть это не целый мир, но мы не можем не ощущать его связи с той мечтой, в которой весь мир создан исключительно для ее воплощения.
«Путь к себе лежит через весь мир», — сказал философ и мыслитель прошлого века Виктор Франкл. И, наверное, для того, чтобы в конце концов постичь значимость собственной жизни, важно сначала пожелать сотни раз отдать эту жизнь за правое дело.
Смена приоритетов
По мере взросления души человек приходит к пониманию того, что менять весь мир — безнадежное и бесполезное занятие. Здесь важно суметь сохранить веру в свое дело, в важность собственной жизни для себя, людей, Бога. Иначе первый порыв молодости с ее захватывающими идеями сменит пустота, бесполезность и безрадостность середины жизни (вспомним пресловутый кризис тридцати лет).
Становится очевидно, что для исполнения мечты, достижения цели необходима не смена внешних декораций, не замена людей и не исправление всех и каждого, а работа над собой, неустанный труд над созиданием своего внутреннего стержня, своей опоры и сущности.
С годами взрослеющая душа понимает, что главное не стать лучшим и спасти весь мир — гораздо важнее стать хотя бы честным, порядочным человеком. Спасти хотя бы того, кто рядом и ждет твоей помощи. И тогда это «хотя бы», то самое, на которое горячая молодость попросту не обращала внимания, становится огромной и первостепенной задачей. Притом задачей довольно сложной из-за вдруг обнаружившей себя тяги к греху.
«Такая вот вечная молодость»
Возможно ли быть вечно молодым? Как сохранить молодость в душе, не оставаясь при этом инфантильным и недоразвитым? Входя в зрелость, неизбежно ли становимся стариками, утрачивая силы молодой души?
Оставаться вечно молодым — значит гореть своей мечтой и, несмотря на собственную ущербность, идти к цели за своим предназначением. Но в то же время стать зрелым человеком — значит путь к этой цели прокладывать упорным трудом над самим собой.
Психологию я очень люблю за то, что при правильном и глубоком ее изучении она совершенно созвучна Православию. Ведь именно христианство учит нас не спасать всех вокруг, а приняться сначала за себя. Работа над собой, в конечном итоге, приносит то, ради чего и горело сердце в юности: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Значит, есть шанс спасать тысячи!
Завершить свои размышления хотелось бы одной притчей. Молится юноша: «Господи, помоги мне изменить мир к лучшему!» В ответ тишина. Через 10 лет: «Господи, помоги мне изменить моих родных и близких, мне так сложно рядом с ними!» В ответ снова тишина. Еще через 10 лет: «Господи, помоги мне изменить самого себя!» Тогда Бог ответил: «Ну вот теперь наконец пришло время тебе помочь».
В изначальной версии притчи последняя просьба молящегося была предсмертной. Наверное, вера в человека позволяет увидеть эту картину более оптимистично. Верю, что человек за главное дело собственной жизни может приняться намного раньше, пока еще есть и силы, и возможности что-то менять.
Анна Лелик
По материалам http://otrok-ua.ru
|