|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№6 (159) июнь |
|
|
Цель: уцелеть
О том, что целое больше суммы частей, говорили многие мыслители. И все же «отцом» этой мысли принято считать Аристотеля. В чем же может быть практическая ценность этой формулы? Вопрос целостности волнует тех, кто ищет смысл жизни, стремится к зрелости и развитию, пытается понять непостижимый мир другого человека. Сегодняшняя жизнь как никогда ранее расколота, показушна и фрагментирована, а целостное восприятие жизни становится наградой за труд в нелегком деле «быть».
Стоп-кадр
Жан Бодрийяр, французский философ, обновил идею Аристотеля и объявил наше время временем симулякров. Симулякр — это копия, которая не имеет оригинала в реальности, репрезентация того, чего в реальности не существует. Сам философ полагал, что немалая заслуга развития симулякров принадлежит картинкам, которые мы наблюдаем с телеэкранов, не имея возможности сопоставить их с реальностью.
В качестве примера симулякра мыслитель назвал войну 1991 года в Персидском заливе: в новостях мелькают картинки, которые телезритель принимает за реальность, не имея опыта соприкосновения с настоящей реальностью.
Современная культура симулякров делает свое дело, предъявляя нам на экране телевизора, рекламных вывесках, в социальных сетях и приложениях счастливых, здоровых, смеющихся людей. «Значит, счастье есть», — думает про себя человек, огорчаясь, что есть оно у всех, а у него — нет. Утрачивая интимное, личное пространство в пользу социальных игр, знакомые и незнакомые нам люди счастливо улыбаются нам со своих сетевых страничек. И мы им верим: мужчины, женщины, старики и дети — все поголовно, видя глянцевую, отполированную сторону реальности, ставят под сомнение нормальность себя и своей жизни, в которой болезни атакуют, нервишки шалят, с друзьями не ладится, в семье конфликты, непонимание и отчуждение. Фото со счастливыми лицами — это лишь кадр, мгновение; что происходит, когда камера выключена, никто не знает. Но жизнь сужается в одну точку: они счастливы и успешны, я — нет.
И начинается невротическая гонка за собственными счастливыми кадрами, фразами, масками: я не хуже, у меня тоже такое есть. Но человек становится лишь более и более тревожным: себя не обманешь, даже если на мгновение показалось, что счастливая маска приросла к лицу. Гонки за показушным счастьем развивают инфантильность со свойственным ей желанием что-то доказывать, казаться, а не быть. В погоне за позитивом мы отрицаем другие важные части жизни, нутром чуя, что обманываемся сами и обманываем других. Мы становимся уже, меньше и... несчастливее.
Сказать жизни «нет»
Федор Михайлович Достоевский сказал однажды, что необходимо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Мыслители отмечают, что философия прошлого века была жизнеутверждающей, а сегодняшнее «да» жизни звучит скорее как «да» вседозволенности.
Когда психолог Виктор Франкл писал свой уникальный труд «Сказать жизни "Да!". Психолог в концлагере», слова книги звучали как ода жизни, как радость от возможности жить. Полнота бытия содержит в себе два главных слова: «да» и «нет»; вседозволенность не способна слышать «нет». Войны, потери, опасность, страх и тревога, охватившие мир в ХХ веке, научили человека любить жизнь за саму возможность видеть, слышать, говорить, думать, чувствовать, познавать, дышать.
Философия нашего времени не довольствуется такими «простыми» чудесами, воспринимая их как должное. На первый план выводятся жизненные блага, приобретения, успех, ради которых необходимо вести постоянную невротичную борьбу. В этой суете мы утрачиваем самый важный дар — жить.
Позитивная (но вовсе не жизнеутверждающая) психология говорит, что не стоит думать о плохом, «чтобы не притягивать к себе». Есть психологи, которые предлагают различные аффирмации, аутотренинги и внушения на тему счастья, свободы и прочего. Мысли же о чувстве долга, потерях, болезнях, смерти — недопустимы.
Человек, избравший подобную философию, уподобляется ребенку, который забрался на высокий турник и посмотрел вниз. Испугавшись головокружительной высоты, он разжимает руки, чтобы закрыть ладонями глаза и не видеть пугающей картины... Карабкаясь по жизни, мы неизбежно встречаемся с тревожной и порой пугающей реальностью, но разжать руки, чтобы закрыть глаза и уши, — это самообман, который может привести к гибели. Запрет на страшные, больные, печальные темы порождает в душе тревогу и страх быть отвергнутым в случае болезни, быть непонятым, покинутым, уличенным в слабости. Именно поэтому общество веселых и общительных людей характеризуют как общество одиноких, разобщенных, тревожных индивидуумов с огромным количеством страхов и комплексов. Массовыми уже стали такие психологические немощи, как панические атаки (необъяснимые приступы очень сильного страха), хроническая усталость, депрессии и другие расстройства. Ни одному человеку еще не удалось избежать старения, смерти, болезней, одиночества, непонимания, предательств. Но когда весь мир говорит, что сейчас время успеха и радости, человек со своим горем или печалью остается выброшенным за борт.
«Неудобные» стороны жизни делают картину бытия целостной. В напряженные моменты жизнь дает нам уроки, а мы имеем возможность стать взрослее, мудрее, чище, добрее. Ведь, по сути, счастье, успех, достижения нас ничему не учат — эти моменты существуют для того, чтобы наслаждаться, радоваться жизни. Но незрело было бы думать, что жизнь дана человеку исключительно для этих минут. Наиболее невротичные, тревожные люди — те, кто ориентирован исключительно на достижение, удовольствие, благополучие. Те, кто стремится прежде всего к зрелости, целостности, подлинности, способны переживать тревогу, напряжение, страхи и скорби как неотъемлемую и нужную часть своей жизни.
Важнее счастья
Человек стремится к счастью. Это кажется естественным, к чему ж еще стремиться? Но как быть, если практически утеряно понимание того, что же это такое? Когда просишь человека описать свое вожделенное счастье, то получаешь не более трех минут перечисления благ и удовольствий. «И чтобы все были здоровы», — прибавит тот, кто по опыту узнал ценность здоровья. Становится очевидным, отчего так трудно достичь такого «счастья»: удовольствия и материальное благополучие не приносят подлинной радости — сколько за ними ни гонись, оказывается либо не то, либо мало, либо не вовремя, либо не с теми. Всегда рядом кто-то болеет, умирает, страдает, уходит, что-то рушится, что-то теряется...
Погоня за иллюзорным счастьем и вера в то, что именно для него создан мир и человек, обесценивает другие важнейшие грани жизни. Вот что пишет об этом австралийский психотерапевт Хью Маккай: «...Идея, что все, что мы делаем, должно вести нас к счастью, кажется мне очень опасной. Из-за нее в нашем обществе появилась новая болезнь — страх печали. По-моему, все эти призывы — "напиши перед сном три вещи, которые сегодня сделали тебя счастливым", "счастье — наше право от рождения", "бодрись несмотря ни на что" и все в таком духе — звучит дико. Так мы учим детей, что счастливым полагается быть по умолчанию. Какой вздор».
Ликвидируя способность переживать печаль и боль, мы не можем с полнотой пережить и радость. Вместо того чтобы отгоревать свое и испытать счастье сполна, мы застреваем в зыбучих болотах уныния и недовольства. Жизнь кажется нам чередой непрекращающихся несправедливостей и бед, а по сути мы не можем плакать от души и радоваться так же от души, предпочитая находиться в состоянии «чистилища». Когда человеку делают анестезию, он не чувствует боли, но глупо предполагать, что обезболенная часть тела почувствует какие-то приятные импульсы. Обезболивая свою душу, мы попросту ликвидируем ту ее часть, которая способна чувствовать и переживать. По сути, когда сегодня человек жалуется на качество своей жизни, одним из первых прозвучат слова «безразличие» и «пустота» — в противоположность слову «полнота».
Анна Лелик
По материалам: otrok-ua.ru
Окончание следует
|