|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№7 (160) июль |
|
|
Извлечь уроки из прошлого
16 июня 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церковно-научной конференции «100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь», состоявшейся в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне для участия в конференции, посвященной 100-летию начала гонений на нашу Церковь.
Понятно, почему в текущем году особое внимание мы уделяем тщательному рассмотрению и осмыслению этой темы. Задумываясь над прошедшим и над всем тем, что произошло с нашей страной, с Церковью в веке ХХ, мы стремимся извлечь уроки истории и вместе с тем воздаем должное подвигу нашего народа, а наипаче же прославляем новомучеников и исповедников Церкви Русской. Свидетельством тому стали XXV Международные Рождественские чтения, памятные богослужения, многоразличные церковные, а также научно-культурные и просветительские мероприятия, проводимые в епархиях на территории всей нашей Церкви. Неким итогом этого юбилейного года станет Архиерейский Собор, который состоится здесь, в Москве, с 29 ноября по 2 декабря и будет приурочен к 100-летию Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона. А сегодня в этом зале представители духовных школ, представители нашего церковно-научного сообщества поделятся своими академическими изысканиями, посвященными истории нашей Церкви в минувшем столетии.
Форум в воссозданном храме
Знаменательно, что данный научный церковный форум проходит в воссозданном Храме Христа Спасителя — как известно всем, разрушенном в 1931 году. Те, кто разрушал этот храм, сознавали, что они делают: они посягали на символ русского Православия. И тогдашний руководитель города Москвы, один из гонителей Церкви нашей, чье имя всем известно, произнес совершенно омерзительные слова, которые неприлично повторять в большой аудитории, но он в полной мере отобразил настроение тех, кто организовывал и осуществлял беспрецедентное гонение на Русскую Православную Церковь.
Взирая на события минувшего века с высоты исторического опыта, мы можем свидетельствовать, сколь тщетно на самом деле противостояние воле Божией, будь то уровень отдельной личности, или масштабы целого общества и государства, или, позвольте сказать, масштабы всего Божиего творения.
Мы будем рассуждать о том, почему и как в России произошла духовная катастрофа, фактически затронувшая весь мир, подвергнем анализу различные этапы исторического пути нашей Церкви и обратимся к подвигу новомучеников и исповедников XX века.
Минувшее столетие в России было исполнено стольких человеческих страданий, порожденных войнами, политическими и социально-экономическими экспериментами, что в общественном сознании еще не произошло в полной мере отчуждение от той исторической эпохи — она не стала еще прошлым, а поелику она еще не стала прошлым, то всегда оценки того, что не является прошлым, носят на себе отпечаток того, что происходит в сознании людей, пытающихся сделать эти оценки, но связанных непосредственно с той эпохой, о которой они хотят как бы говорить объективно. Чаще всего объективный анализ можно сделать тогда, когда наблюдающий за той или иной исторической эпохой отделен от нее уже многими поколениями.
События XX века продолжают волновать людские сердца, вызывая сильные переживания, а зачастую провоцируя и противостояние. То и дело звучат призывы дать окончательную оценку тому или иному факту, той или иной личности, причем ту оценку, на которой настаивают тот или иной человек или группа лиц, желающие иметь немедленно таковую оценку.
Извлечь духовные уроки из прошлого
Вместе с тем Спаситель сказал: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин 12:47). И дело Церкви следовать за своим Основателем. Мы призваны в том числе и к тому, чтобы помочь людям извлечь духовные уроки из прошлого, научиться противостоять злу и в преодолении испытаний обрести опору в вере.
Рассуждая о причинах известных революционных событий, мы, конечно, не можем игнорировать веками нараставшие социальные противоречия в Российской империи. Разрыв связей между общественной элитой, высшим сословием и простым народом; интеллектуальная атомизация, поощряемая в том числе и активным распространением разрушительных идей и концепций; понимание свободы как вседозволенности; кровавый шквал террора, провоцирующий рост панических настроений и нагнетание атмосферы страха в обществе — все это постепенно разрушало основы народного бытия, разрушало веру и традиции. На смену пришло злое по природе разделение, и подтвердились слова Господа: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф 12:25).
Трагические последствия начинавшейся революционной разрухи отчетливо видел священномученик Андроник, архиепископ Пермский, которому принадлежат такие слова: «Да не будет между нами разделений. Все, как один человек, в эту грозную пору устоим в ровности духа и далее со Христом единодушно, согласно и мирно да пребываем все в это трудное время, возложенное на нас как испытание. Пусть всякий знает: Отечество в опасности; оно потрясено в своих основах. Не предадимся печали, но исполним свой долг, принесем подвижничество в труде, к чему призывает нас Россия». Владыка произнес эти замечательные слова на проповеди 5 марта 1917 года во время совершения Божественной литургии.
Сегодня для успешного осуществления христианской миссии нам необходимо, по слову апостола Павла, стараться сохранять единство духа в союзе мира (Еф 4:3). Вот один из важнейших уроков, который дает нам прошлое. Не было бы тех страшных разделений, не было бы и мученичества, не было бы национальной трагедии, не было бы разрушения основ исторического государства.
Это не исключает необходимости внимательного и беспристрастного исследования истории со всеми ее неприглядными страницами. Она, как известно, не знает сослагательного наклонения. Как это созвучно словам Спасителя: «Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен» (Ин. 5:30)! Действительно, что было, того не изменишь, ему следует лишь постараться дать беспристрастную оценку.
Гонения на Церковь
В XX веке наша Церковь была подвергнута тягчайшим испытаниям. То были сложности и во внутреннем устроении, и неслыханные гонения на ее верных чад. Однако, как сказал в 1920 году при наречении во епископа священномученик Иларион (Троицкий), «Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссоном, кровью новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят». Еще предстояли многие десятилетия гонений, но наши новомученики и исповедники подвигом стояния за веру засвидетельствовали непреложность обетования Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). И в этом смысле прошлое нашей Церкви является священным и заслуживает благоговейного и трепетного отношения.
В незлобии и молитве за врагов восходили на свою голгофу многие наши подвижники минувшего столетия. Их жития — это драгоценный урок для людей любой эпохи, ибо они дают ключ к пониманию того, как земной путь человека, верного Спасителю, сопрягается с вечностью. Новомученики убедительно свидетельствуют нашим современникам, что не только в прошлом, но и сегодня Христос есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин 14:6).
Молитвенное почитание новомучеников, глубокое изучение их житий и духовного наследия имеет огромное общественное значение, способствуя воспитанию подрастающего поколения в духе православной веры и традиций, помогая молодым людям воспринимать нравственные и патриотические ценности через личный опыт святых XX века.
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси
Окончание следует
|