|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№7 (160) июль |
|
|
А.И. Осипов СЕМЬЯ – МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ
Всем известно, какие новые проблемы и подчас сложные ситуации возникают, когда два человека, он и она, вступают в совместную жизнь. Одна из них, нередко приобретающая острые формы, — это характер взаимоотношений супругов, особенно в вопросе их прав и обязанностей.
В древности и даже не в столь отдаленные времена женщина в семье, в браке находилась, можно сказать, на положении рабыни, в полном подчинении у отца, мужа и не имела никаких собственных прав. Само собой разумеющейся была традиция, скажем так, абсолютного монархизма в семье во главе со старшим мужчиной. Какие формы приобретал такой монархизм, зависело от главы семьи.
В последние два столетия, особенно в настоящее время, в связи с развитием идей демократии, эмансипации женщины и равноправия супругов все сильней проявляет себя другая крайность: женщина становится не просто равноправной, но нередко приобретает доминирующее положение в семье.
А где правильно? Как лучше? Какая модель разумней с христианской точки зрения? Ответ: ни та, ни другая — обе нехороши. Православие предлагает понимание этого вопроса, которого прежде не было, да и не могло быть. Предлагает, если хотите, третий вариант. И он действительно необычен.
Мы нередко не придаем должного значения тем словам, которые встречаем в Новом Завете: в Евангелии, в апостольских посланиях. А там содержится мысль, которая совершенно изменяет взгляд на брак и по сравнению с тем, что было, и по сравнению с тем, что стало. Попытаюсь объяснить на примере.
В каком отношении между собой находятся различные части и детали, например, автомобиля? Их множество, из них собирается автомобиль, ибо он есть не что иное, как только совокупность правильно соединенных частей в одно целое. Поэтому его можно разобрать, разложить по полочкам, что угодно изменить, заменить
А человек — то же самое или что-то принципиально другое? Ведь тоже, кажется, имеет множество «деталей» — членов и органов, тоже закономерно, гармонично согласованных в теле. Но тем не менее понимаем, что тело не составлено из руки, ноги, головы и так далее, не образовано из соединения соответствующих органов и членов, а является единым и неделимым организмом, живущим одной и единой жизнью.
Так вот, брак, утверждает христианство, это не просто соединение двух «деталей» — мужчины и женщины, чтобы получился новый «автомобиль», которому безразлично, что в нем чему подчинено. Брак — живое тело и такое взаимодействие членов, в котором все находится в сознательной взаимозависимости и разумном взаимоподчинении. Он не какая-то абсолютная монархия, в которой жена должна подчиниться мужу или муж стать рабом жены. Брак и не то равноправие, при котором не разберешься, кто прав, а кто виноват, кто кого должен в конце концов слушаться, когда каждый настаивает на своем. И дальше что? Ссоры-перевздоры, кто кого в этот раз победит, хоть святых (иконы) выноси! И все это в долгом ль времени иль вскоре приводит к полной катастрофе семьи — ее распаду. С какими при этом переживаниями и бедами!
Да, супруги должны быть равны. Но равенство и равноправие — это совсем разные понятия, смешение которых грозит бедой не только семье, но и любому обществу. Так, генерал и солдат как личности и граждане, конечно, равны, но они обладают и должны обладать разными правами. В случае же их равноправия армия превратится в хаотическое сборище людей, не способное осуществлять свою миссию. А в семье какое возможно равноправие, чтобы при полном равенстве супругов сохранялось ее целостное единство? Православие предлагает следующий ответ на этот жизненно важный вопрос.
Отношения между членами семьи, и в первую очередь между супругами, должны строиться не по правовому принципу, но по принципу живого органического тела. Каждый член семьи — это не отдельная горошина среди других, но живая клетка единого организма, в котором, естественно, должна быть гармония, но которая невозможна, где нет порядка, где анархия и хаос.
|