|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (9) декабрь |
|
|
ПИСЬМА ВАЛААМСКОГО СТАРЦА
Мы надеемся, что в этих письмах, обращенных к его духовным детям, каждый читатель сможет найти для себя что-то полезное, что-то глубокое и утешительное.
30 декабря 1947 года
Христос посреди нас!
В твоем последнем письме повторяешь свои переживания. Но теперь они, благодарение Господу, кончились. Не было бы скорбей, не было бы и спасения, сказали св. Отцы; от скорбей две пользы: первая - усердие к Богу и благодарность от всей души. Вторая - избавляет от суетных попечений и забот. Из святоотеческих писаний видно; они подобно нам тоже унывали и малодушествовали, даже испытывали то, что не пожелали предать писанию, чтобы нас, неопытных в духовной жизни, не смутить и не привести в отчаяние.
Конечно, Господь попускает быть скорбям соразмерно нашим силам, кто какие может понести. Они (скорби) нас смиряют, у нас есть какая-то самонадеянность, что мы своими силами хотим преуспевать в духовной жизни, а в скорбях-то и научаемся смирению, что наши усилия без Божьей помощи не достигают цели. Наш должен быть труд к добродетели, а успех в добродетели зависит уже от благодати, и благодать дается от Бога, именно только, смиренным, а без смирительных случаев не смиришься.
Мудрую духовную жизнь св. Отцы до тонкости объяснили в своих писаниях; а их писание больше познается жизнью. Если сам будешь работать, очищать сердце от страстей, - тогда будет все яснее и понятнее. Преподобные отцы, молите Бога о нас грешных, и откройте наш умишко, чтобы уразуметь ваше писание.
Пишешь, что дела развлекают молитву. При делах имей память Божью, она тоже молитва, и то хорошо, что есть у тебя стремление к духовной жизни и к молитве. Это уже половина спасения, а далее Бог поможет тебе, только не унывай и не малодушествуй, помоги тебе Господи.
Еще пишешь, что и начала не положила. Это чувство хорошее, путь к смирению, в духовной жизни так и есть по закону духовного ведения, чем больше человек приближается к Богу, тем больше видит себя неисправнее и грешнее. Избави Бог, если человек увидит себя праведным. Господь да поможет вам, Господь да избавит вас от вечной муки.
31 декабря 1947 года
Твое письмецо я получил и отвечаю на него, только мои советы принимай не как повеление, или закон, а как простой совет, можешь и не принять его, если усмотришь, что несогласно со св. Писанием и с поручением св. Отцов.
Не горячись, раньше времени не стремись к высшему, в духовной жизни скачки не уместны, должна быть терпеливая постепенность; отчасти стала уже замечать неполезное для тебя: светские книги, политика и без нужды хождение по людям. Да, это все вредит для внимательного к духовной жизни человека. Твой способ борьбы со страстями правильный, какие страсти замечаешь в себе, с теми и борись, только не одними своими силами, а с Божьей помощью.
Однако, больше обрати внимание на главную страсть, которая больше тебя борет; знай, еще, наш должен быть труд, а успех зависит от благодати, благодать дается не за труды, а за смирение; кто насколько смирится, настолько и благодать приходит, и в добродетели устоять зависит не от нас, а от благодати.
Еще должна знать, в одном устроении не может быть человек, подобно погоде бывают изменения. Хорошо быть на Фаворе, а иногда приходится быть и на Голгофе, внимательный и рассудительный находит много случаев понять это. Ах, как хорошо говорит об этом св. Исаак Сирин в 46 слове.
Ты пишешь: "Мало надежды, чтобы я попала туда, куда вы". Эти слова возьми назад. Божий суд нам неизвестен, кто куда попадет. Хорошо, что примирились с Х.; всегда так делай, хоть с твоей стороны и не было причин к вражде.
Оптинские старцы духоносны, они пропитаны святоотеческим духом, я высоко чту их и благоговею перед ними. В заключение скажу: "Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов". Что себе не желаешь, того и другим не делай - это золотое правило. Напоминай себе чаще час смертный, никого не осуждай ни в чем, кого, в чем осудишь - сама в эти же грехи впадешь; иначе и не бывает. На вас призываю Божье благословение.
5 января 1948 года
...Господь знает нашу немощь, дал нам ежедневное покаяние до гроба. Пр. Иоанн Лествичник пишет: "Часто старые привычки мучительным образом обладают и теми, которые оплакивают грехи свои, и сие не удивительно. Слово о судьбах падения темно для нас и никакой ум не постигает это".
Еще говорит: "Не ужасайся, если и каждый день падаешь; не отступай от пути Божьего, но стой мужественно и без сомнения, ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение". Преп. авва Дорофей говорит: "Не тот пьяница, кто раз напился, а тот, кто всегда пьет, и не тот блудник, кто раз сблудил, а тот, кто всегда блудит".
По духовному ведению и наказания разные: кто стремится к добродетели и падет, такому надо делать снисхождение, ибо он не стремился ко греху, и искусился нечаянно. А кто не стремится к добродетели, такому требуется строгое наказание, чтобы вразумился и стремился к добродетели. Так и твоя единичная немощь заслуживает снисхождения; просто пустяк, скорей же смущает тебя гордынька. "Как я это допустила?"
Господь да хранит вас.
13 января 1948 года
...Тебя просят помогать в церкви, Бог благословит, потрудись. В древние времена такие труженицы назывались диакониссами, конечно, и еще много других было обязанностей у них, а с тебя и этого довольно. Не смущайся, что службу не приходится слушать. Преп. Макарий пишет так: "Труды идут - молящимся, а молитва идет трудящимся", вот видишь в общем получается целое. Это я написал своими словами на память, если есть книга преподобного Макария, прочти 3-ю главу.
Это хорошо, что стремишься к молитве, молитва дороже всего, но и врагу больше всего она не нравится; много делает препятствий, но бояться его не надо. Господь дает молитву молящемуся, Бог благословит, трудись, молись.
Игумен Иоанн (Алексеев)
|