|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№7 (160) июль |
|
|
Дух творит себе формы
Храм на улице Киевской живет насыщенной церковной жизнью. И кажется, так было всегда. Однако сколько трудов надо было положить, чтобы создавалось такое впечатление обыденности происходящего! Митрофорный протоиерей Марьян Позунь — один из тех, на чьих глазах протекала практически вся 30-летняя история Калининградской епархии, свидетель основных вех становления Православия на Калининградской земле.
(Окончание. Начало в № 6 (159) июнь 2017 г.)
— Отец Марьян, давайте вернемся к работам по благоукрашению храма. Алтарь сейчас украшен замечательной мозаикой. Она появилась не так давно. Почему была выбрана именно эта изобразительная техника?
— Дело в том, что она позволяет очень хорошо смывать копоть, которая накапливается на стенах. Конечно, удовольствие это не из дешевых, но я решил попробовать, и, по-моему, неплохо получилось.
— Вы сейчас являетесь секретарем Калининградской епархии. В чем заключаются ваши функции и кому вы напрямую подчиняетесь?
— В Калининградской, как и в любой другой епархии, существует строгая иерархическая система, и я непосредственно подчиняюсь правящему архиерею, то есть архиепископу Калининградскому и Балтийскому Серафиму. Что касается моих обязанностей как секретаря, то это прежде всего помощь правящему архиерею в подготовке новоизбранных к священнической хиротонии, вопросы перевода священников на приходах, организация замены священнослужителей пока они отсутствуют на своих приходах и другое.
— А когда владыка Серафим отсутствует, вы его подменяете?
— В чем-то да, особенно если он мне поручает какое-то конкретное дело.
— Коснемся еще некоторых ваших служений. Вы нередко встречаетесь с представителями правоохранительных органов. Какие вопросы обсуждаете?
— На встречах, в основном с правоохранителями Московского района — полицейскими, работниками прокуратуры, судьями — обсуждаем разные вопросы, прежде всего духовного содержания. Священник на приходе для всех должен быть пастырем-отцом, идти туда, где может быть труднее всего. Хорошо, когда сами просят прийти, гораздо хуже, когда священник приходит, а его не ждут.
Самые важные темы, которые обсуждаются, — духовность и патриотизм. Они важны для каждого человека, но особенно для тех, кто облечен властью, как любой представитель органов правопорядка.
Конечно, сегодня быть полицейским, который в случае необходимости может пожертвовать жизнью, охраняя закон и порядок, значит выполнять не какую-то обычную работу, а нести служение на пользу всем людям. В этом служении они порой испытывают сильнейшее отрицательное давление, и важно, чтобы сотрудники полиции сами не пошатнулись в духовно-нравственных устоях. И беседы о духовности, которые я с ними провожу, думаю, помогают им в какой-то степени избежать этого.
— А в этих беседах произносится слово «милосердие»? Я к тому, что герой Владимира Высоцкого в популярнейшем телесериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», который с интересом смотрят до сих пор, прямо произносит: «Милосердие — поповское слово». К сожалению, с явно отрицательным подтекстом.
— Каждому человеку присуще милосердие — и полицейскому, и военному, и врачу, и так далее. В 100-м Псалме Давида мы читаем: «Милость и суд воспою Тебе Господи». Давид обещается воспевать Божественные милости, Его суд, то есть ту правду, которая дана в Его законе.
Однако люди, ожидая милости Божией, хотят, чтобы он судил их не по правде, а по милосердию. Хотя сами-то, может быть, очень далеки от закона, который заповедовал Господь в своих заповедях. И если быть милосердным к человеку, который преступал закон и не научился бороться со своими страстями, а также не хочет раскаиваться, то можно самому стать грешником. Такое ложно понятое милосердие может привести к страшным последствиям. В данном случае милосердие без рассуждения не может быть благом.
— Я здесь не имею в виду потакать преступникам. Где надо стрелять, полицейский обязан стрелять. Или из того же фильма: «Вор должен сидеть в тюрьме!»
— Я как раз сейчас вхожу в общественный совет УФСИН по Калининградской области. Беседую с заключенными, и почти все говорят, что сидят ни за что: подставили и тому подобное. Есть и такие, озлобленные на жизнь, которые строчат во все инстанции, придумывая, что с ними плохо обращаются. Когда начинаешь разбираться, сразу понимаешь, что человек, ничего в жизни хорошего не сделавший, совершенно не желающий трудится ни духовно, ни физически, и здесь хочет «выехать» на милосердном к нему отношении.
Но и к таким надо искать подход. В находящихся за решеткой надо видеть прежде всего человека, а не заключенного. Видеть в нем образ Божий. Ошибку может совершить любой человек. Как говорится, и конь о четырех ногах, а спотыкается…
— Посещая учреждения пенитенциарной системы, вы больше общаетесь с заключенными или сотрудниками?
— Со всеми. Представители общественного совета выезжают, когда есть жалобы.
— Сотрудники тоже жалуются?
— Каждый человек свободен, и, если нарушаются его права, он тоже может пожаловаться.
— И не боится, что его просто уволят после этого?! А как эти жалобы до вас доходят?
— В каждом учреждении есть почтовые ящики, так что здесь никакой сложности нет.
— Кто из священников кроме вас входит в общественный совет?
— Я один…
— А протоиерей Вадим Неткачев, возглавляющий епархиальный отдел по взаимодействию с Федеральной службой исполнения наказаний?
— Общественный совет — это не епархиальная структура. В него входят известные в области люди — писатели, политики, общественные деятели и так далее. Например, Александр Малышев, известный в области поэт, про храм наш хорошие стихи написал. Всего в совете 14 человек. А епархиальный отдел занимается тоже очень нужным делом по духовному окормлению заключенных. Это 17 священников, в обязанности которых входит посещать пенитенциарные учреждения, проводить церковные богослужения там, где есть храмы, обеспечивать желающих духовной литературой. Это тоже очень нужная кропотливая работа, и мы действуем в унисон, дополняя друг друга.
— Один священник из этого отдела поделился, что ему в одном из учреждений не разрешили в этом году сделать несколько снимков с Пасхального богослужения, хотя раньше с этим проблем не было.
— Да, сейчас режим несколько ужесточился по сравнению с прежними годами. На мой взгляд, это лучше, чем некие послабления, которые зачастую приводят к неблагоприятным последствием. Да и раньше уже столько наснимали, что еще долго можно использовать. К тому же никто не запрещает заключенным заниматься творческой деятельностью — петь, рисовать и так далее.
Самая большая проблема — отсутствие работы. А это не только безделье само по себе, провоцирующее на нехорошие поступки, но и отсутствие заработка, возможность помочь семье, оставшейся по ту сторону решетки.
— За решетку лучше вообще не попадать. Хотя от сумы и от тюрьмы никто не застрахован. Кстати, батюшка, как вы относитесь к этой народной мудрости?
— Это очень правильная поговорка. Мы не знаем, что может случиться с нами завтра. Вот сейчас наводнение в Ставропольском крае, пожары в Сибири. Кто из пострадавших в них людей ожидал еще неделю назад, что сегодня останется без средств к существованию?
— Это верно. Коснемся теперь вашего пастырского служения. В своих проповедях вы затрагиваете очень злободневные вопросы отношения человека к Богу. Что здесь, на ваш взгляд важнее всего?
— Дух творит себе формы. Каким духом наполнен человек — божественным или демоническим, — такова и будет его жизнь, его поступки. Хотя с виду он может казаться человеком очень высокой нравственности, а копни глубже — что увидишь? Это очень важный момент. По слову Серафима Саровского, каждый человек должен стяжать Духа Святаго — любовь, кротость, воздержание, терпение. И дай Бог, чтобы у нас было меньше житейских бурь. Но если они появляются в жизни, важно помнить, что это нас Господь испытывает, как ты себя поведешь: отступишь от Истины, ввергнешь себя в беззаконие или будешь стойко держаться веры Христовой? Человек должен стремиться к Истине. Особенно в наши дни, когда так много соблазнов, обрушивающихся со всех сторон, и прежде всего на молодежь.
— С какой страстью или пороком, исходя из вашего священнического опыта, надо наиболее усиленно бороться?
— Если человек видит свои недостатки, даже, на первый взгляд, и не очень опасные, он должен начать трудиться над их преодолением. Начинается духовная работа, которая всегда принесет пользу.
Мелкая страсть может привести еще к худшему падению, чем большая. Есть такой рассказ, как одному монаху, упорно боровшемуся с одолеваемыми его страстями, бес предложил, что отстанет только тогда, когда он на выбор совершит один из трех грехов: либо впадет в блуд, либо убьет кого-то, либо просто напьется. Естественно, было выбрано последнее как — ему казалось — наименьшее из зол. В итоге он пошел в корчму, напился там, в пьяном состоянии впал в блуд и начал приставать к женщине. В конце концов, в невменяемом состоянии подрался с ее мужем и убил его. А все началось с малого греха. Поэтому надо бороться с любым грехом, каким малым бы он ни казался.
— И в заключение беседы, отец Марьян, вкратце расскажите, как вы сами пришли к вере?
— Сам я родом с Западной Украины. Родители мои были очень верующими людьми. А бабушка с дедушкой даже пешком совершали 70-километровое паломничество в Свято-Успенскую Почаевскую лавру. Так что атеистическое воспитание обошло меня стороной. Сразу после 10-го класса я хотел поступить в семинарию, но туда после школы не брали, обязательно надо было отслужить в армии. Поэтому я поступил в полиграфический техникум во Львове. А здесь многое связано с именем Ивана Федорова, русского первопечатника.
Окончив техникум, я отслужил срочную службу в Вооруженных Силах, затем снова хотел поступить в семинарию — уже в Ленинграде. Но опять не получилось, так как в армии у меня был допуск к секретным документам, по этой причине надо было ждать еще три года.
Тогда я поехал в Смоленск и по благословению архиепископа Смоленского и Вяземского Кирилла поступил в Смоленскую духовную семинарию. Там и началась моя подготовка к будущему служению священника.
Беседовал Дмитрий Осипов
|