|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (162) сентябрь |
|
|
Свт. Феофан Затворник ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ
(Продолжение. Начало в № 5 (146) май 2016 г.)
Воля человека
Присмотритесь еще внимательнее, и вы различите в себе, под этим смятением помышлений в уме, в воле постоянную заботу об устроении своего быта, которая непрестанно точит душу, как червь, гонит человека-труженика от одного дела к другому, устремляя его все вперед и вперед, по недовольству ничем обладаемым, и при производстве одного всегда представляя сотни других дел, будто бы неизбежных (13, с. 37).
Совесть
Совесть называют практическим сознанием. В сем отношении можно сказать, что она есть сила духа, которая, сознавая закон и свободу, определяет взаимное отношение их (56, с. 266).
Совесть нам дана затем, чтоб судить нас самих; если она судит других, надобно сказать, что она не свое дело стала делать (56, с. 272).
Выставляем то слабость, то неведение, то обстоятельства, то соблазны, примеры, число участников, и чем-чем не оправдываем себя! (56, с. 272).
Дело совести, как законодателя, показывать законы, по коим должно действовать существу разумно-свободному, и склонять к тому волю его силою своего обязательства (56, с. 267). …Закон есть неотложный: ничего не допускать, против чего восстает совесть… В совести Сам Бог говорит. Следовательно, ее надо слушать паче всего… А что Бог говорит, известно из укора совести (1, п. 117, с. 120).
Что значит иметь совесть чистую в отношении к вещам? Не злоупотреблять ими, а пользоваться разумно, храня их сколько можно долее. Это монастырское правило (1, п. 113, с. 114).
…Сожжение совестью — внутреннее дело… Сама совесть никогда не сгорает; но душа может дойти до такого нечувствия к ее внушениям и обличениям, что совести будто нет, сгорела (47, с. 325).
Сожженная совесть ничего не чует… грешит с сознанием, и горя мало. То страшное дело! Но вы хорошо делали, что скорбели и себя окаявали, Бог примет сие за исповедь… А когда скажете духовнику, то и совсем конец… и мир (6, п. 1003, с. 141).
Уже по тому самому, что грешник отделился от Бога, должно ожидать, что совесть у него не может быть исправна; ибо, если она есть, то голос Бога в душе (законодатель), то око Его (свидетель), то наместница Его правосудия (судия и воздаятель); то при отпадении от Него все сии Божественные, так сказать, наития на нас чрез дух должны ослабеть и умалиться в числе и силе (56, с. 267).
У человека, к Богу обратившегося и восстановившего благодатное с Ним общение, совесть заблуждающаяся вразумляется, искаженная исправляется… (56, с. 275).
Духовная немощь очищается исповедью, в коей полагается и начало врачевания ее. Врачевание же самое продолжается… доканчивается потом подвигами против нее (немощи). Кончится врачевание, когда страсть станет противною и перестанет быть привлекательной. Пока сия процедура совершается, борющийся состоит в милости Началовождя, хотя раны получает чувствительные, падает и встает. Милость сия отступает только тогда, когда пал кто и не встает, но валяется. А если пал и тотчас встает и опять берется за оружие, чтоб противоборствовать, милость не отходит. Сим растворяйте совести своей горечь (1, п. 88, с. 71).
Совесть видит нашу неправоту и беспокоит. Она права. Не следовало себя связывать: то и то буду делать в видах подвижничества, когда не было уверенности одолевать себя всякий раз. Например: решили не пить чаю, а потом выпили чашечку. И беспокоитесь. Дело не велико выпить чашечку, но велико то, что совесть оскорблена и что допускаются дела, нарушающие прежние решения ваши. Этим разоряется внутренний строй и образуется навык не внимать совести, когда она указывает должное. А тут… и дерзость придет и совершенное равнодушие к богоугождению… (2, п. 316, с. 186).
Как бы мы ни прятались со своими худыми делами, им независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет. Что ж это за хартия, на которой пишется эта запись? Совесть наша (43, с. 390).
Подвизайтесь неленостно так, чтобы совесть ни в чем не обличала… Покой совести есть первое условие мирных отношений к Богу, и эти последние составляют условия преуспеяния духовного во внутренней жизни (3, п. 534, с. 231).
Совесть да будет чистою всегда. Но совесть надо просветить словом Божиим, а то она часто беспокоит за то, о чем и не нужно беспокоиться. Для того читать надо Евангелие и оттуда почерпать правила, какими потом должна руководиться совесть (2, п. 327, с. 200).
|