|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (162) сентябрь |
|
|
Помощь страждущим
В кабинете главного внештатного психиатра-нарколога Северо-Западного федерального округа и Калининградской области, главного врача областного наркологического диспансера Юрия Скалина среди множества дипломов, благодарностей и грамот центральное место занимает икона Христа Спасителя. Предлагаем читателю беседу о пути воцерковления этого интересного человека, о его помощи страждущим в преодолении пороков и возвращении к нормальной жизни.
— Юрий Евгеньевич, начнем, наверное, с того как в вашем кабинете появилась икона Христа Спасителя.
— Это очень значимый для меня подарок. Его преподнес о. Сергий Василевский, с которым вместе ведем целенаправленную работу по противодействию алкоголизму и наркомании. Он — в Калининградской епархии, я — в наркодиспансере.
— Несмотря на то, что вы имеете дело с довольно специфическим контингентом, вы относитесь к ним прежде всего как к людям, личностям, а не как к обезличенным пациентам. Поэтому в наркодиспансере и было создано отделение медицинской реабилитации. До этого ведь ничего подобного здесь не было. И о. Сергий отзывался тепло и о вас, и о руководителе отделения Наталье Викторовне Крыловой. Такая позиция полностью соотносится с православным миропониманием.
— Надо просто всегда помнить евангельский призыв Спасителя: «Нельзя уничижать малых сих». Даже если мы сейчас видим человека убогого, обездоленного, завтра он может стать праведным верующим и даже добиться больших духовных успехов, чем все мы вместе взятые. Мы должны понимать, что болезнь, которую мы стараемся излечить, имеет духовное происхождение. Ведь все страсти, которые нас поражают, вызваны обеднением наших ориентиров. Когда мы выводим людей в трезвость, на последней стадии излечения, я всегда спрашиваю: теперь не пьем, а что дальше, в чем смысл дальнейшей жизни? Ведь трагедия любого суррогатного удовольствия — алкоголизм и наркомания занимают здесь первые места — это замена радости общения, радости любви, радости рождения детей, семейной жизни.
— А что еще кроме пьянства и наркотиков числится в суррогатных удовольствиях?
— Может быть, мои слова кому-то покажутся крамольными, но я все же выскажусь. Вот у нас в России недавно закончился Кубок конфедераций по футболу, до этого внимание болельщиков было приковано к чемпионату мира по хоккею. Как там наши — выиграют, не выиграют? В большинстве своем — и к этому активно призывала реклама различного рода — это обсуждалось, а потом смотрелось в барах, где спиртное, как говорится, рекой лилось. Домашние условия просмотра вряд ли серьезно отличались. А это ведь не что иное, как один из видов суррогата.
Я не спорю: когда вы сами играете в хоккей, футбол, неважно, бегаете, катаетесь на велосипеде, то есть сами занимаетесь каким-либо спортом, это истинная форма удовольствия, это идет только на пользу здоровью, и физическому, и духовному. Конечно, и «болеть» за спортсменов можно по-разному, но когда в этот процесс включается пиво, даже безалкогольное, и тем более другие спиртные напитки — ничего полезного!
— Касаясь этой темы. Если говорить о потреблении алкоголя, в последнее время появилось такое понятие: «ответственное потребление». Как вы к этому относитесь?
— Понятие «ответственное потребление» пришло к нам из западной культуры. Если кратко: когда вы садитесь за стол, то понимаете, что вы хотите пить и сколько хотите выпить…
— Полезно ли это для нашей действительности? По словам некоторых святых отцов Русской Православной Церкви, есть ли что доброе с Запада?
— В том-то и дело. У нас нередко застолье превращается затем в безудержное пьянство. И уже сформировалась своя так называемая культура: «на посошок», «на ход ноги», «на посад в седло», и так далее и тому подобное. А если отказываешься, значит, не уважаешь. А ведь на самом деле это страшные вещи. Вспомним недавний жуткий случай в поселке Редкино Тверской области. А ведь все с обыкновенного веселого застолья началось…
Это уже вещи, определяющие тип культуры. И тут сохранить трезвость, когда досуг строится на алкоголе, просто трудно. Мне могут возразить: сколько и как пить — это личное дело каждого. Но где грань между выпивкой для удовольствия и превращением с виду пока еще нормального человека в зависимого от алкоголя? Причем он может быть уже наркологическим пациентом, но при этом считает себя вполне здоровым человеком.
— То есть все опять-таки начиналось с «ответственного потребления»…
— Вот именно. Так вот, потребление алкоголя не должно превращаться в смысл жизни, как это иногда случается. К сожалению и наши средства массовой информации во многих случаях подталкивают к этому. Например, по радио в среду уже напоминают, что скоро выходные…
— Я как-то еще лет 30 назад посмотрел фильм «Голос» с неподражаемым Семеном Фарадой в главной роли и с тех пор радио не слушаю. Хотя понятно, что реклама спиртного может «достать» и через телевидение, интернет, здесь уже никуда не денешься. Не кажется вам, что людей к алкоголизму подталкивают его производители?
— Мы, к сожалению, живем в обществе потребления, и любая форма увеличения продаж влечет к формированию зависимости. Не обязательно даже алкоголь брать. Возьмем хотя бы фаст-фуд: реклама приучает, а то и заставляет людей есть вредную для здоровья пищу… То есть опять ведем речь о суррогатном удовольствии.
И я должен сказать, что в таких условиях значение Православия, веры в Бога многократно возрастает. Почему? Сейчас почти каждый человек вовлечен в очень высокий темп жизни. Пользуясь этим, ему все время предлагают те или иные формы суррогатного удовольствия. Например, в США много таких людей, которые живут в трущобах, а все деньги тратят на развлечения, получение каких-то суррогатных форм удовольствия. Но при этом человек чувствует себя одиноким, наблюдается системный дефицит любви.
И здесь базовым должно являться духовно-нравственное воспитание. Чтобы человек просто правильно смог ответить на основополагающие вопросы: почему я должен создавать семью, воспитывать детей, любить родителей, свою Родину? Если все это убрать, то что же, жизнь дана Господом только для удовольствия — ешь, пей, веселись? Как часто такое миропонимание приводит к трагической развязке!
Уже доказано учеными, что дефицит внимания со стороны родителей — одна из главных причин наркомании у подростков и молодых людей, так как возникает синдром одиночества. При отсутствии духовных ориентиров в качестве подмены возникает алкогольная культура, когда буквально весь досуг человека строится на употреблении спиртного. Если подростка еще как-то можно контролировать — родители, школа, — то начиная со студенческих лет все гораздо сложнее, алкогольная культура становится довлеющим фактором личностного поведения. Так построена система общения, что трезвым как бы уже и невозможно принять участие в каких-то совместных действиях — встречи, танцы и т. д. Помните замечательный кинофильм «Осенний марафон», когда в это вовлечен был даже непьющий профессор из Дании? Персонаж Евгения Леонова в фильме это четко демонстрирует, когда тот отказывается: «Профессор, я обижусь!» Это ведь из жизни взято…
— Да, это уже становится глобальной проблемой, ее необходимо решать. И вы, Юрий Евгеньевич, один из тех кто занимается ее решением, занимаясь реабилитацией зависимых. Не касаясь чистой медицины, как это происходит в духовно-нравственном аспекте?
— Вот здесь очень важно, чтобы человек начал постепенно воцерковляться. Тогда процент ремиссии значительно возрастает. Дело в том, что зависимый человек так психологически устроен, что себе он может объяснить все что угодно в оправдание своих действий: не я такой, жизнь такая. Мы ведь начинаем заниматься лечением через 8—10 лет после начала формирования заболевания — алкоголики же не сразу к нам приходят. Это уникальный момент для всей медицины. Если вы придете к онкологу даже хотя бы через два года после начала болезни, он откровенно признается, что уже не в состоянии помочь: четвертая степень.
Поэтому процесс воцерковления просто необходим, он дает вектор для дальнейшего развития личности. Само собой возникает понимание: я должен быть трезвым, потому что…
— И что вы или о. Сергий Сергий Василевский говорите и делаете в этом случае? Почему надо быть трезвым, в чем спасение от этого порока?
— Во-первых, мы определяем понятие природы страстей. Ведь в Священном Писании сказано, что сначала человек соприкасается со страстями, а потом они уже формируют его поведение. Это абсолютно точно связано с зависимостью. Во-вторых, мы говорим о свободе человека, о воле, о свободе его выбора. Потом уже переходим к жизни на Небесах, после смерти, когда о. Сергий в беседах с нашими пациентами раскрывает суть спасения, убеждает в том, что еще не поздно побороть свою страсть, еще можно спастись, а иначе спасения уже ждать будет не от кого.
— То есть вы их таким образом духовно направляете?
— И формируем ответственность за свои поступки. Сюда же можно отнести и вопросы покаяния…
— Что это значит в данном случае?
— Человек так устроен, что он способен каяться в своих грехах и получать прощение, а это напрямую связано с ответственностью за свое поведение. Помните из Евангелия, что Иисус Христос сказал раскаявшейся грешнице: "Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши" (Ин 8:11).
— Иными словами, вы стараетесь среди своих пациентов «сеять разумное, доброе, вечное», то есть веру в Вечность, куда надо войти уже очищенным?
— Еще хочется особо выделить важный момент выздоровления: когда люди воцерковляются, то они входят в общину. И приходят в храм через это. Помогает православная община св. праведного Иоанна Кронштадтского и лично о. Сергий Василевский. Здесь также очень большую роль играет социальный отдел епархии и его руководитель Мария Борисовна Филькова. Отдел осуществляет дополнительные реабилитационные мероприятия среди алко- и наркозависимых в стационарном православном реабилитационном центре. Эта общность очень нужна потом, когда надо закрепить положительный опыт отказа от алкоголя. Для дальнейшего углубления такой работы мы планируем построить на территории наркодиспансера храм. Само здание будет двухуровневым: наверху — каноническая церковь, где будут проводиться церковные богослужения, а внизу, в цокольном этаже, планируем разместить общество трезвения св. праведного Иоанна Кронштадтского.
Беседовал Дмитрий Осипов
Окончание следует
|