|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№2 (167) февраль |
|
|
«Суеверие — это пустота, глупость и самообман»
Черная кошка, пустое ведро, 13-е число, особенно если оно выпадает на пятницу… Примет, сулящих неудачу или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство из нас знает лишь о малом их числе, а то бы… Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже паломничеству. О том, где корень живучести суеверий, почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в себе страх перед приметами, сглазом и прочим, мы беседуем с Алексеем Ильичом Осиповым.
— Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А как бы вы определили суть суеверия?
— Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности, в греческом есть такое понятие — «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман». Мне кажется, эти языки —греческий и еврейский, поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании, — очень хорошо передают нам суть этого явления — суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае — самообман. Вот что такое суеверие.
Суетное — это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе, естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие: вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам.
— Почему суеверие называется грехом? Это тоже страсть?
— Тут дело вот в чем. Что такое грех? Грех (о, сейчас дам определение!) — это то, что вредит человеку. Вот, например, сейчас возьму и отрублю себе палец — будет грех. Или иголку всажу — это будет грех. Грех — это все то, что вредит человеку. А представьте себе суеверие: вот я начинаю верить, что черная кошка перебежала дорогу, и теперь неизвестно, что со мной будет, или с пустым ведром кто-то попался мне навстречу… Человек расстраивается, не знает, что делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь — потому это и грех. А есть ведь суеверия разного порядка. Какой-то вологодский лжестарец говорил: «Если вы, крестясь, не дотянете свою руку до левого плеча, надо сверху, сверху! — то он останется сидеть там и будет вам нашептывать на левое ухо». Или, представьте, в церкви вы передаете что-то через левое плечо — так многие шарахаются даже, до чего доходит!
Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые приводят людей к самым печальным выводам. Например, в одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году нам не удалось на Крещение искупаться — а ведь когда искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость, Господи! — разливается по нашей России-матушке, и многие начинают: «Обязательно надо искупаться — смыть грехи». Как легко: искупался — все в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда — ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания стаканчик выпьет — ну просто красота! В общем, Православие — лучшая религия в мире.
— А как бороться с суеверием, с этой пустотой? Как в нее не попасть?
— Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия — это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились, — так вот, для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия, конечно, есть не что иное, как чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество, кстати, на этом все и построено — язычество и есть в конечном счете суеверие.
— Какова природа возникновения суеверия? Необразованность? Какие еще есть причины этого явления?
— Причины могут быть и другие. Иногда же, бывает, что-то действительно совпадает. Перебежала черная кошка дорогу — человек шел, споткнулся и разбил себе коленку: вот! И, может, само совпадение вызвано тем, что человек поверил в эту черную кошку, потому и разбил себе нос или коленку, но само по себе совпадение этих вещей укрепляет в нем веру в приметы. Это один из факторов, которые присутствуют в нашей жизни.
Ну, а может быть, самое главное заключается в том, что вера в Бога налагает на мою жизнь ответственность — перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед верой в то, что за гробом все, что я делал здесь, мне будет показано и принесет мне действительные страдания, если я делал что-то злое.
В общем, вера в Бога — это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же ничего не надо. Только избегать: избегать, чтобы кто-то мне не перешел дорогу… Бывают же случаи — до смешного: идешь — вдруг бежит со всей мочи… И при этом — что? Ну, хорошо, я не перешел тебе дорогу — а ты-то перешла мне. Значит, по такой логике, ты хочешь мне зла? Как же это понять? — Об этом даже мысли нет. Самый основной христианский принцип жизни — это принцип любви, и этот принцип в данном случае отбрасывается полностью: лишь бы мне было хорошо.
Крестик валяется в храме на полу — никто не поднимает. Моя сестра подняла его и положила на окно рядом. Крестик исчез моментально. Потом только она узнала, в чем дело. Оказывается, бросают крестик с тем, чтобы кто-то поднял и взял таким образом на себя болезнь или неприятность — представляете, суеверие становится уже зловерием. Кстати, это один из ответов, почему суеверие — грех. Оно становится зловерием.
В любом случае суеверие не налагает на меня никакой моральной ответственности ни перед чем. Никакие заповеди мне не нужны, ни о каких грехах можно не думать, и поэтому суеверие, конечно, гораздо легче, и интуитивно человек следует этому, нежели вере в Бога, где все сопряжено с трудом. В этом основная причина.
— То есть заполнение своего сознания какими-то неоправданными страхами — это и есть суеверие, и нужно просто с этим решительно бороться?
— Объяснять надо. К сожалению, довольно часто приходится слышать, что в проповеди объясняют историю праздника, объясняют, что такое свечка, что такое амвон, и очень мало, почти никогда не говорят о том, что существуют духовные законы жизни, нарушать которые опасно для тебя — так же, как нарушить закон тяготения или закон температуры: нельзя тебе, ты обожжешься или замерзнешь, нельзя прыгать с десятого этажа. Есть законы: не Бог меня накажет, когда я прыгаю с пятого этажа, а закон тяготения. Так и в духовной жизни, то же самое: если ты желаешь кому-то зла, этим самым ты вонзаешь нож в свое тело. Завидуешь кому-то — недаром говорят: «позеленел от зависти», а святитель Василий Великий писал: «И не зарождалось в душах человеческих более пагубной страсти, нежели зависть». Оказывается, любой грех — это рана, которую мы наносим себе. И в данном случае суеверие связано очень часто со зловерием, и всегда оно наносит человеку урон, грех, рану, которой надо, конечно же, стараться избегать. Но для этого нужно, увы, знать Православие, что его суть не в правильном исполнении просто всех церковных требований, а в том, чтобы бороться со своими дурными желаниями и влечениями: не лгать, не притворяться, не обманывать и т.д. — вот в чем суть Православия-то. «Дай мне сердце твое, сыне», — говорит Господь, — а не ноги и руки. А мы — нет: руки и ноги.
Беседовал Никита Филатов
Окончание следует
|