Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№7 (28) июль

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

АХ, ЗАПАД, ЗАПАД…

 

Сегодня очевидно влияние массовой западной культуры на отечественную культуру. И менее очевиден глубинный обратный процесс, берущий свое начало в недрах истории. Об этом наш корреспондент беседует с заведующим кафедрой философии и культурологии Российского государственного университета имени И.Канта, доктором философских наук, профессором Ириной Сергеевной Кузнецовой.

 

Ирина Сергеевна Кузнецова- Ирина Сергеевна, что дает нам право утверждать, что Западная Европа с упованием смотрит на Россию?


- Исторические факты, конечно, и факты современности. В нашей истории огромную роль сыграло Православие, оно оказало сильнейшее влияние на развитие культуры.


Стоит заметить, что еще выдающийся русский мыслитель В.Я. Данилевский, рассматривая культурно-исторические типы, указал на особую структуру, на особенность славянской, русской цивилизации, на ее большие возможности и значение для всего мира.
Напомню и о том, что после выхода книги Шпенглера "Закат Европы" многие кризисные явления западной культуры стали очевидны. И мыслящие люди Западной Европы часто обращали и обращают взоры к России.


- В Росси всегда звучали голоса: "Ах, Запад, Запад!" Мол, он такой замечательный, а у нас дороги плохие…


- Спору западников и славянофилов не одна сотня лет, эти голоса всегда будут звучать. Если говорить об обывателе, то эти восторги — от невежества, от элементарного незнания великой истории своего великого народа. Взять хотя бы взаимоотношения Пруссии и России. Разве все знают, что за те четыре года, когда Пруссия входила в состав России после победы в Семилетней войне — 1758-1762 годы, — этот край переживал своеобразный расцвет? В первую очередь все определялось тем, что русские относились к немцам не как победители, а как соотечественники. Даже немецкие источники не определяли этот период как оккупацию.


Английский политик лорд Керзон с возмущением писал, что "русские люди в своих колониях относятся к местному населению как… к людям".


Русские войска не брали контрибуции. Приобретая, например, фураж или продовольствие, обязательно за все расплачивались. За эти годы было очень много построено: дамба в Лабиау (ныне Полесск) дала возможность этому краю успешно заниматься сельским хозяйством. В Пиллау (Балтийске) возвели Русскую дамбу и Русскую набережную, они сохранили свое название даже в годы Второй мировой войны. Не говоря уже о постройке части Королевского замка.


Надо Вам сказать, что местное население не очень-то рвалось обратно под крыло Фридриха II, который не любил Пруссию. Россия не только сохранила здесь все традиции гражданской и религиозной жизни, немецкую администрацию, но и снизила налоговое бремя и дала возможность благодаря торговле зародиться многим крупным состояниям.

В нашей истории огромную роль сыграло Православие, оно оказало сильнейшее влияние на развитие культуры


А балы, которые любил устраивать губернатор барон Николай Корф, пользовались неизменной популярностью, потому что барон приглашал представителей разных сословий.


- Получается, что завоеватели принесли демократические свободы?


- Можно сказать и так. У нас ведь только при царе Алексее Михайловиче прекратили переходить из сословия в сословие, а до него — пожалуйста, хотя бы и в крестьянское.


Вообще у нас многие представляют себе демократию как западную государственно-политическую форму устройства общества. На самом деле не будем забывать, что Новгородское княжество, которое по сути было республикой, существовало 500 лет, а Конституции США чуть более 200. Будем помнить, что наши университеты старше их свобод.


Немцы даже передали кирху в центре Кенигсберга Русской Православной Церкви. Это место на пересечении улицы Житомирской и Ленинского проспекта, там сейчас стоит "Инвестбанк". Передали добровольно, никаких эксцессов! И постоянно ходили смотреть на службы и восхищаться церковным пением.


- Уместно вспомнить крестоносцев, представителей "цивилизованного Запада", которые несли веру Христову "огнем и мечом"…


- Западный мир времен крестовых походов на многие столетия порвал с античной культурой и философией. Крестоносцы разграбили Константинополь в 1204 году, разрушили православные храмы. Они уничтожали со-хранившуюся античность. Россия же органично вос-
приняла античную культуру и философию, являясь их прямой наследницей, приняла их вместе с христианством. Кстати, "непросвещенный" язычник князь Олег, который прибил свой щит на ворота Константинополя, не разрушал, а восхищался со своей дружиной величественными храмами и культурой Византии.


И пусть это не покажется кому-то смешным, постараемся не забыть, что в России стали пользоваться вилкой в IX веке, а во Франции —  лишь в XVII.


- От вилки вернемся к вопросу о значении русской культуры.


- И в Европе, и у нас в стране прекрасно понимают, что она может сыграть особую роль в сохранении общеевропей-
ской культуры. Именно Калининградская область является той частью России, у которой здесь, в центре Европы, особая культурная миссия, и она едва ли не главная. Контакты с соседями позволяют формировать образ нашего народа и нашего государства, доверие друг к другу, интерес и уважение к нашим традициям.


В нашем университете для выполнения этой миссии есть хорошие специалисты. Мы недавно создали Центр русской культуры в Юго-Восточной Балтике и в декабре уже провели международную конференцию, посвященную русскому зарубежью — отечественным философам, историкам, филологам, работавшим в эмиграции.

Спору западников и славянофилов не одна сотня лет, эти голоса всегда будут звучать


Например, в Литве работал философ Лев Платонович Корсавин. В Кенигсберге в 1921-1944 годах работал выдающийся философ Николай Сергеевич Арсеньев. За рубежом эти люди продолжали сохранять традиции русской культуры и русской философской школы. Между прочим, они оказали большое воздействие на европейскую культуру.


В советское время была замечательная традиция проведения студенческих конференций вузов Прибалтики, Белоруссии и Калининград-ской области. Например, я участвовала в конференциях, проходивших в Каунасе, Таллине, Риге, Минске, Калининграде. Многие их участники состоялись как ученые и даже как политические деятели. Я смотрела, например, на состав правительства Литовской республики и видела знакомые имена. Президент Белорусской академии наук Борис Комраков в свое время на нашей секции по математике получил золотую медаль. Конференции позволяли не только обмениваться опытом, но воспитывали чувство глубокого взаимного уважения между людьми разных культур и традиций.


- Ирина Сергеевна, наша культура все-таки трансформируется, искажается под влиянием Запада. Есть ли надежда выстоять?


- Несмотря на то, что нашу культуру нельзя полностью отождествлять с Православной верой, все, что связано с Православной традицией, наиболее устойчиво. А если говорить о человеке верующем, то его развернуть к вестернизации практически невозможно.
В целом наблюдается процесс отторжения, неприятия массовой культуры, хотя ее влияние нельзя отрицать. Сознавая это влияние, необходимо прикладывать все силы, чтобы сохранять и развивать русскую культуру.


Обратим внимание: после распада СССР, когда наш край оказался отделенным от основной территории страны границами, в разных районах области и в Калининграде стали вдруг создаваться фольклорные коллективы. Их не организовывали "сверху", никто не финансировал, но люди соединялись, искали опору именно в русской культуре, в национальном искусстве. И этот интерес к отечественной культуре, к истории нашей страны все более отчетливо проявляется у молодежи, создавая защиту против вестернизации.

 

Людмила Козельцева

Желающий успешно сражаться против ереси должен быть вполне чужд тщеславия и вражды к ближнему, чтоб не выразить их какою насмешкою, каким колким или жестким словом, каким-либо словом блестящим, могущим отозваться в гордой душе еретика и возмутить в ней страсть ее. Помазуй струп и язву ближнего, как бы цельным елеем, единственно словами любви и смирения, да призрит милосердый Господь на любовь твою и на смирение твое, да возвестятся они сердцу ближнего твоего и да даруется тебе великий Божий дар - спасение ближнего твоего.

 

Св. Игнатий Брянчанинов

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото11

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.