В конце марта в Калининградском драматическом театре состоялась презентация красочного альманаха «Культура Калининград-2018», выпущенного Издательским Домом «ЛЕТО-Пресс» (Москва). Среди многочисленных достопримечательностей Калининграда в таком серьезном издании нашлось место и Музею церковного искусства «Ковчег», расположенному на втором этаже Православной гимназии (площадь Победы, 2). Редакция газеты «Спас» не могла оставить без внимания этот факт. Предлагаем читателям беседу с руководителем музея «Ковчег» Инной Валерьевной Аполонской.
— Любому полезному начинанию предшествует идея, за которой следуют определенные действия по воплощению в жизнь задуманного. Несомненно, Инна Валерьевна, так было и с вашим музеем. С чего все начиналось?
— Все началось еще до официального открытия гимназии… Дело в том, что вся моя прежняя жизнь была самым тесным образом связана с музеем. 18 лет я отработала в отделе музейной педагогики Калининградской художественной галереи и, к слову, была вполне довольна своей профессией.
Когда в 2008 году о. Сергий Коротких, директор готовящейся к открытию Православной гимназии, предложил мне работу преподавателя изобразительного искусства, я не сразу приняла решение уйти из галереи. Вне музея я себя просто не представляла...
— А почему о. Сергий пригласил именно вас?
— К этому моменту мы с батюшкой уже несколько лет сотрудничали в реализации разных проектов. Я помогала организовывать епархиальные выставки детского творчества, приглашала отца Сергия на мероприятия, проходившие в галерее. Кроме того, с 2000 года я веду уроки живописи в воскресной школе при Кафедральном соборе Христа Спасителя по авторской программе «Сотворение мира». Вероятно, опыт интеграции духовно-нравственного содержания в методику преподавания изобразительного искусства был важен для молодого образовательного учреждения.
— Итак, вы пришли в гимназию. Но, как я понимаю, никакого музея здесь еще не было.
— Музей появился позднее, но идея его создания была озвучена уже при первом нашем разговоре с о. Сергием. Тогда еще не вполне было ясно, чему будет посвящен музей, как именно он будет функционировать, где будет располагаться…
В помещении, где мы с вами сейчас разговариваем, находилась библиотека. Однажды среди стеллажей с учебниками и детской литературой появились несколько застекленных шкафов. Они-то и получили условное название «Музей».
— В этих стеклянных шкафах что располагалось?
— В основном это были старопечатные и рукописные книги. Большинство из них поступило из Крестовоздвиженского собора, который до 2006 года имел статус кафедрального. Именно поэтому там оказались собраны по-настоящему уникальные вещи: церковная утварь и шитье XIX века, иконы XVII—ХХ веков, богослужебные книги XVIII—XIX веков.
— Сколько примерно времени прошло с момента возникновения идеи до начала ее непосредственного воплощения? Ведь любое серьезное дело требует в том числе и определенных материальных затрат.
— Первые конкретные шаги по созданию музея были сделаны в 2014 году. К этому времени гимназия расширилась и библиотека переехала в новый корпус. Появилась возможность предоставить музею отдельное помещение. Тогда же было написано положение, регламентирующее работу музея как структурного подразделения гимназии, намечен вектор его развития, началась инвентаризация фондов. Коллекция музея к этому моменту значительно расширились и уже не умещалась в библиотечных шкафах, поэтому для хранения экспонатов были приобретены стеллажи.
В первый год существования музея его посетителями были исключительно ученики гимназии. В его стенах проходили уроки по разным гимназическим дисциплинам, на которых со стеллажей доставался тот или иной предмет из музейной коллекции, который можно было рассмотреть и даже прикоснуться к нему.
— Но это все-таки не было музеем в привычном понимании…
— Это был промежуточный этап, который не мог длиться долго. Во-первых, я выступала против того, чтобы давать в руки посетителям особо ценные экспонаты: это негативно влияло на их сохранность. А во-вторых, возникло ощущение, что музей, обладающий столь уникальной для нашего региона коллекцией, не может служить образовательным целям только одной гимназии. Поскольку в Калининграде не существовало ни одного музея, который бы знакомил посетителей с церковным искусством, «Ковчег» должен был заполнить эту лакуну и нести миссию просвещения для самого широкого круга людей.
Но предметы нужно было достойно представить в выставочном пространстве. Возникла потребность в средствах на экспозиционное оборудование: витрины, подиумы, подвесочную систему и прочую музейную атрибутику. С этой целью было решено участвовать в Международном грантовом конкурсе «Православная инициатива 2015—2016». Наш проект получил финансовую поддержку, благодаря чему у «Ковчега» появилась настоящая музейная экспозиция, а также была создана школа юного музейщика.
Результатом реализации гранта стало торжественное открытие «Ковчега», которое состоялось 23 декабря 2016 года.
— Давайте подробнее остановимся на особенностях экспозиции вашего замечательного музея, уже обретающего популярность не только среди гимназистов, их родителей и сотрудников гимназии, но и, если судить по альманаху «Культура Калининград-2018», во всем культурном пространстве нашей области.
— Наш музей представляет основные виды церковного искусства, рассказывает об их назначении, истории, художественных особенностях, раскрывает духовный смысл предметов. Открывают экспозицию богослужебные книги. Это не случайно. «Вначале было Слово», — сказано в Евангелии от Иоанна. На иконах Спаситель нередко бывает изображен с книгой, которая является символом Самого Иисуса Христа. Ведь Слово, которое «было вначале», «было Бог»! Господь и весь мир творит именно Словом. «И сказал Бог: "Да будет свет", и стал свет….»
Церковное искусство тоже начинается со «слова». Прежде чем написать икону, построить храм, расписать стены, пошить церковное облачение, составляется программа, то есть словесное описание. Смысл церковных предметов всегда очень глубок и обязательно связан с богослужением и Евангелием.
Центральная часть экспозиции так же, как и наш музей, носит название «Ковчег». Это слово, как известно, имеет несколько значений. Прежде всего, вспоминается, что ковчег — это корабль Ноя, на котором были спасены люди и животные во время Всемирного потопа. Кроме того, ковчегом называют ларец, в котором хранились каменные скрижали, данные Богом Моисею, а также киот, то есть шкафчик со стеклянной дверцей, куда помещают икону. Назначение киота — оберегать и украшать святой образ. Та же задача стоит и перед нашим музеем, миссия которого — сохранять предметы христианской культуры и привлекать к ним внимание, выявляя их красоту и уникальность, раскрывая духовный смысл.
Так вот, в центре нашей экспозиции расположены именно такие «шкафчики»-ковчеги. Они разные: маленькие и большие, деревянные и керамические, фигурные и имеющие простую прямоугольную форму. В некоторых ковчегах расположены не иконы, а фотографии тех произведений церковного искусства, которые «не поместились» в нашем музее. Например, иконостас или храм. Ведь архитектура — это тоже произведение искусства. А кроме того, храм — именно то место, которое объединяет все виды церковного искусства.
Напротив экспозиционного комплекса «Ковчег» представлена коллекция крестов и медного литья. Кресту в музее выделено особое пространство, поскольку это главный символ христианства. Крест сопровождает христианина всю жизнь, с момента крещения, когда священник первый раз надевает на шею младенцу маленький нательный крестик. А в храме крест устанавливается на самом высоком месте — на куполе. В коллекции «Ковчега» есть настоящие раритеты: нательный крест XVII века, первый наперсный крест калининградского владыки Пантелеимона (ныне митрополита Красноярского и Ачинского), который был изготовлен из ювелирных изделий, пожертвованных прихожанами, крест полкового священника, найденный на месте сражений Первой мировой войны. Этот свидетель трагических событий столетней давности разломан на две части, а судьба его владельца, видимо, навсегда останется тайной для нас.
Заслуживают внимания и другие экспонаты нашего «Ковчега»: священническое облачение XIX века, Евангелие, изданное при императоре Павле I, старинная ендова, которая в XVIII веке использовалась для разливания напитков во время пиров, а в XX веке послужила для омовения рук на самой главной трапезе — евхаристии. Представлены в музее и старинные иконы, которым немало довелось пережить, на многих заметны следы поругания. Наш «Ковчег» послужит и для их спасения.
Значимую часть коллекции музея составляют эскизы убранства Кафедрального собора Христа Спасителя. Ну а завершает экспозицию «Мастерская иконописца», где представлено все, что необходимо художникам для создания иконы.
— Спасибо, Инна Валерьевна, за столь подробный рассказ. Наверное, то же самое могут рассказать и ваши подопечные из упомянутой вами школы юного музейщика.
— Никакой музей невозможно представить без музейных сотрудников. Официально таковым в «Ковчеге» являюсь только я, и, естественно, не могу в одиночку справиться со всем объемом работы. Поэтому важной составной частью проекта, реализованного на средства гранта «Православной инициативы», стало создание Школы по подготовке музейных кадров из числа учеников гимназии.
Первый набор был осуществлен в мае 2016 года: учениками Школы юного музейщика стали 20 гимназистов 5—7 классов. Обучение состояло из двух этапов. На первом этапе ребята знакомились с основами музейной работы, на втором осваивали конкретную музейную специальность: экскурсовод, экспозиционер, исследователь, хранитель…
Как показала практика, наиболее востребованными и интересными для детей оказались направления экскурсионной и исследовательской деятельности. Поэтому в этом году, осуществляя второй набор, уже вне грантовой поддержки, мы несколько иначе построили программу обучения. Детей мы не делили на группы, а знакомили со всеми направлениями музейной работы, делая акцент на наиболее интересных для детского восприятия формах.
Отмечу еще, что привлечение детей к работе музея важно не только для «Ковчега», но и для них самих. Выполнение миссионерской работы способствует формированию у юных сотрудников музея серьезного, ответственного отношения к деятельности, а также их личностному росту.
— Наверное, есть конкретные люди, которые внесли лепту в пополнения ваших фондов.
— Можно смело сказать, что наш «Ковчег» строится всем миром. Уже с первых дней создания музея многие неравнодушные люди откликнулись на призыв предоставить экспонаты для его коллекции. Пользуясь случаем, хочу выразить глубокую признательность за переданные в дар экспонаты архиепископу Калининградскому и Балтийскому Серафиму, епископу Черняховскому и Славскому Николаю, протоиерею Сергию Коротких, протоиерею Владимиру Кузьмину, протоиерею Вадиму Неткачеву корреспонденту газеты «Спас» Дмитрию Осипову, руководителям московского издательства «ЛЕТО-пресс» Анатолию Белову и Елене Менсон, художникам Андрею Куркову и Наталье Паниной, фотографам Татьяне Проскуряковой и Андрею Карпенко, а также многим-многим другим отзывчивым людям, список которых постоянно расширяется.
Беседовал Дмитрий Осипов