Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№5 (170) май

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ «КОВЧЕГ»

 

В конце марта в Калининградском драматическом театре состоялась презентация красочного альманаха «Культура Калининград-2018», выпущенного Издательским Домом «ЛЕТО-Пресс» (Москва). Среди многочисленных достопримечательностей Калининграда в таком серьезном издании нашлось место и Музею церковного искусства «Ковчег», расположенному на втором этаже Православной гимназии. Этот факт редакция газеты «Спас» не могла оставить без внимания. Предлагаем вниманию читателей вторую часть беседы с руководителем музея «Ковчег» Инной Валерьевной Аполонской.

 

(Окончание. Начало № 4 (169) апрель 2018 г.)

 

— Инна Валерьевна, согласитесь, музей должен иметь обратную связь. Как у вас с этим обстоят дела?

 

— Наш музей пользуется спросом, но интерес потенциальных посетителей нужно постоянно подогревать. Обычно, выступая на разных мероприятиях, я провожу своеобразные презентации, что стимулирует посещаемость. К нам приходят учащиеся из воскресных и общеобразовательных школ, воспитанники детских садов…

 

— Это дети, а взрослые? Ведь музей уже вполне, можно сказать, сделан на профессиональном уровне. По направленности его можно даже назвать своего рода церковным отделом нашего областного историко-художественного музея. Вы, кстати, с ним сотрудничаете?

 

— Сотрудничаем, и очень активно. В Историко-художественном музее работают очень отзывчивые, заинтересованные в своей деятельности люди. Я чувствую реальную поддержку с их стороны. К слову, мы дружим и с другими учреждениями культуры — с Музеем янтаря, например.

Ну а с приходом к нам взрослых посетителей есть определенные сложности. «Ковчег» находится в стенах образовательной организации, поэтому посещение может состояться только по предварительной договоренности. Взрослая аудитория в нашем музее — это, как правило, художники и музейные работники, которые нас навещают в силу профессионального интереса. Несколько раз к нам приходили ветераны войны и блокадники. Это самая благодарная аудитория…

 

— Согласитесь, музей вполне мог бы выполнять более широкую миссионерскую деятельность. Может быть, стоит подумать о рекламе на православных сайтах хотя бы? Возможно, и благотворители появятся.

 

— Согласна, но пока это в стадии обдумывания и обсуждения.

 

— Какова основная идеологическая нагрузка музея?

 

— Прежде всего это духовно-нравственное воспитание и православное просвещение.

 

— А для гимназистов есть какая-то программа, чтобы, например, раз в месяц каждый учащийся Православной гимназии побывал в музее и получил при этом некоторую информацию в дополнение к тому, что изучается на обычных уроках? Ведь грех не пользоваться таким богатством!

 

— Обязательно! Именно для этого изначально и создавался музей. Но я не могу сказать, что с 1-го по 11-й класс все гимназисты одинаково часто, скажем раз в месяц, приходят в «Ковчег». С какими-то классами и параллелями посещения более регулярные,  с какими-то менее... А, например, с 7 по 9-й класс занятия по русской художественной культуре практически каждую неделю проводятся на базе музея.

 

— Недавно вы побывали на Всероссийской научно-практической конференции «Музейные образовательные программы в экспозициях византийского, древнерусского и средневекового искусства», которая проходила в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве. Не могли бы вы вкратце рассказать об этом?

 

— Прежде всего, было интересно посмотреть, как принципы музейной педагогики работают применительно к теме церковного искусства. Был очень важен опыт коллег из больших музеев, которые уже много лет занимаются популяризацией своих коллекций. Свои наработки презентовали сотрудники Музея имени Андрея Рублева, музеев Московского Кремля, Государственного музея истории религии, Государственного исторического музея… Всего более 30 участников представили на форуме свои доклады.

Говорили о современных формах и методах работы с детьми. Затрагивали проблемы соединения аттрактивности преподносимого материала и благоговейного отношения к нему. Поднимали вопросы интерпретации для школьников произведений церковного искусства... Словом, конференция оказалась необыкновенно интересной и полезной для развития образовательной деятельности «Ковчега»

 

— А с кем-то делились опытом?

 

— Надо отметить, что точного аналога нашему музею я там не встретила…

 

— То есть вы там были единственным представителем подобного музея, созданного при общеобразовательном учреждении?

 

— Да, именно так. Похоже, мы единственный музей церковного искусства, расположенный в общеобразовательном учреждении. И этот опыт интеграции музейной педагогики, церковного искусства и образовательного процесса во многом уникален. Поэтому в Москве участники конференции подходили, интересовались нашей работой. Особенно Школой юного музейщика.

 

— Могли бы вы на ее работе остановиться подробнее?

 

— Для Школы юного музейщика была разработана специальная программа, состоящая из нескольких модулей. Приглашены специалисты из музеев, сотрудники православной гимназии, имеющие опыт музейной деятельности. По замыслу, каждый юный музейщик должен был овладеть одной из музейных профессий: экскурсовод, экспозиционер, хранитель, научный сотрудник, системный администратор. Однако такая структура оказалась не полностью жизнеспособной. После завершения отчетного периода по гранту «Православной инициативы» сохранилось лишь исследовательское и экскурсионное направление. Остальные перестали существовать, поскольку не вызывали долгосрочного интереса у детей.

Поэтому с учениками второго набора процесс выстроен иначе: мы изучаем все направления понемногу, но выпускной проект делаем в рамках исследовательского направления с обязательной ориентацией на дальнейшее просветительское применение материала. В занятия сами юные экскурсоводы привносят интерактивные элементы. Причем к этой задаче они относятся очень ответственно. Как сделать материал, который они предлагают аудитории, интересным? Придумывают кроссворды, игры, творческие задания... А вот составление актов и описание предметов — это обязательная нагрузка каждого юного музейщика.

 

— Я вижу, что здесь также проводится что-то типа реставрации.

 

— Да, сейчас у нас в музее развернута мастерская реставратора. Это не часть экспозиции, а жизненная необходимость. Очень многие предметы поступают к нам в поврежденном состоянии и нуждаются в срочных мерах по обеспечению сохранности. Сейчас на реставрации икона «Спас в терновом венце». С ней работает Наталья Панина. Она профессиональный иконописец, принимала участие в росписи Кафедрального собора Христа Спасителя. Руководитель росписи Андрей Курков, не только замечательный художник, но и реставратор высшей категории, за время работы в соборе обучил нескольких своих сотрудников, в том числе и Наталью, азам реставрации. Сейчас Андрей Валентинович выступает в роли наставника: он составил методику реставрации, наблюдает за процессом, вносит коррективы, консультирует… Реставрация — очень кропотливое занятие, требующее многих знаний, внимания, большой ответственности и самоотдачи. Здесь, как и в медицине, главный принцип — «не навреди».

Икона «Спас в терновом венце» поступила к нам в очень сложном состоянии. Красочный слой отслаивался, во многих местах была угроза его утраты. Сейчас уже завершен процесс укрепления иконы, встал вопрос о ее расчистке от позднего лакового покрытия. Хочу сказать, что у нас проводится исключительно «музейная» реставрация — только укрепление и расчистка. Никаких дописей и поновлений делаться не будет. Важно сохранить подлинность экспоната, чтобы он не превратился в «новодел». Ведь перед нами предмет, который, вероятнее всего, относится ко второй половине XVIII века. Правда, точнее датировку установить пока не получается — экспертиза стоит очень дорого, а визуальное исследование позволяет делать только предположительные заключения.

 

— А как эта икона попала в музей?

 

— Икону «Спас в терновом венце» нам передали руководители Издательского дома «ЛЕТО-Пресс» Елена Менсон и Анатолий Белов. Во время подготовки к изданию альманаха «Культура Калининград-2018» они посетили музей и заинтересовались нашей работой. Во время разговора вспомнили, что у них в мастерской находится эта икона, и предложили нам ее в дар. Мы, конечно, были очень рады этому щедрому подарку. Вещей такого уровня у нас в «Ковчеге» немного.

 

— Отрадно, что руководители упомянутого издательского проекта уделяют внимание истории Православия в Калининградской области. К сожалению, во многих других изданиях подобного рода эта тема освещается очень скупо, если вообще хоть как-то упоминается. А в вашем музее, можно сказать без преувеличения, «Русью пахнет». А что, Инна Валерьевна, есть из последних поступлений?

 

— Буквально на днях архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим подарил нам свою коллекцию колокольчиков. Мы даже еще не успели пересчитать и систематизировать это поступление. Пока такую объемную коллекцию негде размещать. Но, как я уже говорила, под музей выделено мансардное помещение в новом корпусе гимназии, там для нее обязательно найдется место. У нас даже появилась идея, как можно обыграть тему колоколов в новом пространстве. В фондах «Ковчега» до сего момента числился только один колокол. Это рында со списанного корабля, которая после открытия Свято-Никольского собора была принесена в храм и какое-то время выполняла функцию первого в калининградской области церковного колокола. Теперь уникальный экспонат будет объединен с переданными владыкой колокольчиками.

 

— Откуда еще поступают экспонаты?

 

— В основном из храмов города и области, куда мы с юными музейщиками совершаем своеобразные экспедиции. Кроме древних предметов нам очень интересны произведения современного церковного искусства. Ведь многие храмы нашего региона размещаются в довоенных постройках, прежде принадлежавших другим конфессиям. Нетрадиционное для Православия церковное пространство заставляет художников искать способы интеграции нового содержания и стиля, заданного западноевропейскими архитектурными формами. Понятно, что богослужебные предметы, созданные в наше время и не утратившие необходимых для использования качеств, редко попадают в музейные коллекции. Зато эскизно-вспомогательный материал обладатели, как правило, передают с удовольствием.

Сейчас мы часто «снимаем» эскизы прямо с лесов, но вещи, появившиеся 20—30 лет назад, иногда бывает непросто разыскать. Так, например, мы мечтаем о макете Кафедрального собора Христа Спасителя. Я точно помню, что он был: видела его своими глазами. И на фотографиях он запечатлен, но никаких следов найти не удается. Это был бы очень важный экспонат для нашего музея, исторический. Прошло всего двадцать лет, но сменилась целая эпоха. И в плане становления Православия на Калининградской земле, и в плане организации творческого труда художника. Сегодня уже крайне редко архитекторы клеят макеты. Весь процесс компьютеризирован. Может быть, Ваша газета поможет отыскать нам этот макет. Вдруг кому-то из читателей известна его судьба… Кстати, мы будем очень благодарны и за другие предметы, связанные с церковной историей на нашей земле.

 

Пользуясь случаем, хочу также пригласить читателей газеты «Спас» на «Ковчег». Единственное условие — нужно заранее согласовывать возможность посещения музея через секретаря гимназии по телефону: 61-60-49. Также можно связаться через группу ВКонтакте: https://vk.com/club122851691

 

 

Беседовал Дмитрий Осипов

Стереотипы нашей культуры заставляют нас думать, что жизнь — это некоторое физиологическое понятие. «Способ существования белковых тел» и «обмен веществ» — вот ключевые фразы, которые все мы слышали о жизни в школе. Но на самом деле жизнь — вовсе не это. Жизнь человека, говорит сотворивший нас Бог, заключается в том, чтобы пребывать (жить в физиологическом смысле), любить Бога, слушаться Его и, самое главное: прилепляться к Нему. Стремление к единству с Богом — вот основной смысл и жизни, и веры.

 

Святые Отцы

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1180]

Всего проголосовало:
3792 человека

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото39

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.