|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№6 (171) июнь |
|
|
Свт. Феофан Затворник ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ
(Продолжение. Начало в № 5 (146) май 2016 г.)
Чтение
Из Евангелий хорошо заучивать слова Господа на память, слово в слово, а прочее так помнить. Все не суетясь, чтоб внимания не расшатать, оно главное (2, п. 314, с. 180).
Читать для знания — одно дело, а читать для назидания — другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок (1, п. 187, с. 220).
К сему молитвенному труду надобно приложить чтение Слова Божия и св. Отцов. Хорошо читать каждый день дневное Евангелие и дневной Апостол. Но читайте с размышлением, углубляясь в силу слов и, сколько можно, доводя до сердца. Хорошо, когда какое место займет всю душу. С ним можно ходить весь день держа его в памяти (56, 35).
Когда читаете, не оставляйте общим положением прочитанного, а всегда обращайте то себе в правило частное, к вам приложимое, при чем общее всегда терпит некоторые оттенки изменений. Так пойдет расти ваша практическая мудрость (4, п. 707, с. 181).
Из святых Отцов: св. Исаака Сирина, Ефрема, Макария Египетского, Достопамятные сказания, Лествицу, Варсонофия и Иоанна и другие. Из них каждый день прочитывайте сколько нибудь. Много не надо читать… Прочитавши что нибудь, жуйте то, пока дойдет до сердца. И довольно. Вот вам признак полезного чтения! Когда какое место так займет, что все мысли и внимание сосредоточатся в нем, это хорошо. Всякое другое чтение есть праздное. По вечеру или после обеда хорошо читать жития святых дневных. Для того под руками имейте Четью Минею (56, 35).
Духовная жизнь
Ходи в памяти Божией и памяти смертной… Храни дух сокрушения, сердце сокрушенно и смиренно… Будь послушен, люби молчание… времени не имей праздного (1, п. 43, с. 42).
Брань духовная… Брань, ведущая к тому, чтоб всегда в мире глубоком пребывать и с Богом, и с людьми, и в себе самих мирствовать (1, п. 53, с. 48 49).
Со всякою немощью душевною следует тотчас обращаться с молитвой к Господу, прося Его исцелить. Затем, употребляя и от вас зависящие средства и собственные усилия, ждите помощь свыше, и Господь в свой час пошлет помощь и исцелит (1, п. 120, с. 127).
Кроме этой безжалостности к себе (когда человек не жалеет себя, как беспомощного, и как жертву, а действует), возбудителями духовными, самыми сильными бывают стояние вниманием в присутствии Божием и память о конечности нашей земной жизни (1, п. 196, с. 242).
Снова начинать такой закон духовной жизни. Каждый день надо считать первым днем жизни в страхе Божием, заднее всё забывая, кроме грехов, о коих всегда надо каяться (2, п. 331, с. 203).
Духовная жизнь не безусловно подлежит влиянию внешней обстановки и может цвести во всяком месте и при всяких положениях; ибо она вся во внутреннем строе и пред внешним не преклоняет шеи, а напротив, властвует над ним и его направляет (3, п. 385, с. 27).
Если можете, сколько можно скрывайте свои дела по жизни духовной, и ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не обнаруживайте, но действуйте просто… только пустоболтанья избегайте (3, п. 488, с. 156).
Благоговение пред неописанным величием Его всегда держите и возгревайте в себе, а при Нем сердце сокрушенно и смиренно. Веру крепкую храните и упование несокрушимое. Смиряйтесь и других выше себя имейте. Молчание возлюбите и уединяйтесь, сколько возможно, чтоб быть во единении с Господом. Тогда Он Сам сделается для вас Руководителем и Учителем, и других таких лиц уже не потребуется для вас (3, п. 497, с. 169 170).
…Внутреннему деланию цены нет, и ему ничто не должно быть предпочитаемо (3, п. 506, с. 184).
Радость не со вне, а из всего строя нравственно-религиозного. Для нас христиан, она зарождается исповеданием великих благ от рождения Сына Божия плотию, с принятием нашего естества, а растет и крепнет пребыванием в порядках сыновства Богу, чрез облечение во Христа Господа таинственно в крещении или покаянии, и действенно в жизни… Господь приял плоть нашу из девственных кровей. Как мы в силу воплощенного домостроительства едино бываем с Господом, то отличительною чертою характера нашего христианского стала девственность в мыслях и чувствах и в состоянии плоти. Сласть плотская стала отрицанием христианства внутри нас. И ничто так не подавляет радости духовной ныне… как сия сласть. А враг нашептывает, будто это ничего (4, п. 633, с. 106).
|