|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№7 (172) июль |
|
|
А.И. Осипов КОММЕНТАРИИ К ЕВАНГЕЛИЮ ОТ МАТФЕЯ
Несколько моих выступлений по телеканалу «Союз» с комментариями к отдельным местам Евангелий от Матфея и от Марка вызвали значительный интерес слушателей. Так возникла мысль о предлагаемой теперь брошюре по Евангелию от Матфея. Она не претендует на широкий охват вопросов, возникающих при его чтении, и рассматривает не каждый его стих, но в основном те, которые показались более значимыми для современного верующего человека. В брошюре была учтена просьба излагать материал по возможности кратко, современным языком, избегая специфических богословских терминов и церковно-славянских понятий и слов. Основное внимание при этом в ней было уделено святоотеческому пониманию не всегда ясным словам и притчам Спасителя, событиям в Его жизни. Обращение к святым отцам в настоящее время является особенно насущным, учитывая, с одной стороны, прямое вторжение в нашу среду либерально-модернистского духа западного конфессионального богословия, который настойчиво пытается покорить последний бастион христианства – Православие, с другой – появление у нас т. н. «прозорливых старцев», проповедующих свое понимание Евангелия, свое учение. Однако апостол Павел ответил на все времена тем и другим: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал 1:8).
1:1—16. Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова…
Библия прямо указывает на закон наследственной, или родовой, преемственности от предков к потомкам как добрых качеств, так и греховных страстей (так называемого родового греха), во многом определяющих характер, поведение и весь нравственный и духовный облик жизни человека. По этому закону потомкам «передаются не только черты лица и особенности физической организации, но и психические свойства и наклонности ближайших и отдаленных предков» (Свящ. Алексий Бургов. Православно-догматическое учение о первородном грехе. Киев, 1904. С. 146).
О наследственной, родовой, преемственности и добрых, и отрицательных свойств в человеке как об очевидном факте говорит и религиозная, и медицинская, и историческая, и философская, и художественная литература.
В Ветхом Завете, например, находим такие слова: «Ужасен конец неправедного рода» (Прем 3:19) и, напротив: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится» (Пс 111:1—2). Об этом говорят многие пророки. Это явствует и из вопроса апостолов: «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин 9:2). Святитель Григорий Нисский писал: «Как преемством принадлежащего каждому роду продолжается естество живых существ, так что по закону природы рожденное есть то же с родившим, так и от человека рождается человек, от страстного страстный, от грешника грешный» (О блаженствах. Слово 6).
Некоторые роды получают в Библии ярко выраженные характеристики: например, род Каинов – каиниты (ср.: Прем 12:10) или, напротив, род Давидов, из которого была Матерь Господа Иисуса Христа.
Насколько взаимосвязано духовное состояние родителей и детей, указывает, например, в одном из писем святитель Игнатий Брянчанинов: «Ваша добродетель будет привлекать благословение Божие на Вашего сына; а за согрешение Ваше может разразиться над ним гнев Божий. Помните это и укрепляйтесь» (Избранные письма. Письмо от 24 мая 1848 г.).
Какова же была человеческая природа Того, Жертва и Евангелие Которого явились спасением человечества? Господь Иисус Христос хотя и «был сыном того Адама, над которым, как говорит Апостол, царствовала смерть» (Толкования преп. Ефрема Сирина на Четвероевангелие. Глава 19), и «утомлялся, и алкал, и жаждал, и был в борении, и плакал – по закону телесной природы» (Свт. Григорий Богослов. Слово 38), в то же время, как рожденный от Пречистой Девы и наитием Святого Духа, был, в отличие от всех людей, изъят из потока наследственной греховности. Как пишет святитель Григорий Палама, Он «был единственным не зачатым в беззакониях, ни во грехах чревоносим» (Омилии. Омилия 16).
1:17. Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
Это схематическое представление родословной Христа по родам связано, очевидно, с цифрой 7, являющейся священной в ветхозаветной иудейской традиции.
1:19. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
По иудейскому закону муж мог, не объявляя причины (тайно), расторгнуть брак. Если же муж заявлял, что его жена не сохранила девства до брака, то ее побивали камнями. Поэтому Иосиф, будучи праведным, милосердным, узнав о беременности Марии, пожалел Девушку и решил, не открывая причины, отпустить ее тайно. Но, получив откровение, узнал, участником какого великого события Бог даровал ему быть.
|