|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№1 (10) январь |
|
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ТОТАЛИТАРНОЙ СЕКТЫ
Изучение общественного мнения, касающегося тоталитарных сект, показывает, что никакого четкого представления об этом явлении у нас нет. Многие под сектой подразумевают некую социальную крайность, кружок агрессивных зомби, во главе которых непременно стоит фанатичный психопат.
Что такое секты?
Этот образ навеян телевизионными карикатурами и пошленькими статейками, написанными в духе остросюжетного триллера. Все это дешевые сенсации для скучающих обывателей, на которых можно неплохо заработать. Благодаря этому в обществе складывается абстрактный образ секты, собранный из обломков газетных мифологий. В этом секрет их популярности. Реальные секты отличаются от образца, создаваемого масс-культурой, - и общество не готово к встрече с ними.
Конечно, секта - это общность со своей внутренней культурой и религиозной жизнью. Однако мне кажется, что члена секты, прежде всего, характеризует состояние ума. Сектантом, по своему психическому и духовному состоянию, может быть не только член деструктивного культа, но даже человек, посещающий православный храм.
Это состояние отличает ограниченность миросозерцания, отсутствие здравой логики и критического осмысления бытия, опьянение чувственностью. Такой человек - потенциальная жертва псевдорелигиозных организаций. Поэтому борьба с сектами - это раскрытие их истинного облика посред-ством освещения их деятельности и разоблачения их разрушительной духовной сущности.
Как с ними бороться?
Борьба с сектами - это борьба с человеческой ограниченностью и самодостаточностью, восстановление человеческого достоинства людей, попавших в секту, без чего невозможно формирование христианской личности. Все это требует крайней осторожности и чуткости, необходимых для того, чтобы, не травмируя ранимой души человека, помочь ему усвоить простые евангельские истины, которые с трудом входят в сознание сектанта.
Психология секты
Секта в своем отношении к личности считает, что человек по своей природе, прежде всего - потребитель. Его нужды весьма разнообразны. Ему необходимы сон, еда, здоровье, внимание со стороны других людей, развлечения, деньги и т. д., а также чувство собственного достоинства. Нужды обуславливают стремления людей. Есть стремления грубые, примитивные, а есть более тонкие, как, например, стремление к самобытности. В основе всех влечений - жажда удовлетворения, стремление к самодостаточности. Человек желает - сам, для себя, ради себя, концентрируясь на себе. Чем больше удовольствий получает человек, тем более он удовлетворен, но больше всего удовольствий приносит человеку его самоутвер-ждение. Никто и ничто не доставит человеку чувства "полноты жизни", если не будет насыщена эта страсть, что определяется ощущением монументальной самодостаточности. Самоутверждение более всего связано с самодостаточностью, корнем которой является самоценность и себезначимостъ. Стремление к самоутверждению в человеке зиждется на гордости и тщеславии.
Как сделать человека "счастливым"?
Пропагандистские приемы сект разнообразны и хитры |
Средствами к достижению самоутверждения через гордость являются познание мира и накопление опыта. У человека появляется "спортивный интерес". Он стремится активно использовать свои внутренние ресурсы. В процессе самореализации и раскрытия в себе талантов, заложенных в нем Творцом от рождения, человек стремится знать больше всех, обладать самой ценной информацией, уметь делать что-либо лучше всех, оставить всех далеко позади - и все только для того, чтобы наслаждаться своей исключительностью и величием. Нельзя думать, что гордость - отличительная черта одаренного человека, она также бывает присуща абсолютно невежественному, но самодостаточному человеку, "величие" которого существует только в его воображении, то есть планка видения им мира находится у него на таком уровне, чтобы уверенно жить, действовать и учить других.
Самоутверждение требует опоры в качестве различных установок. Установки могут быть социальными: "у меня есть серьезные убеждения", "я понял истину", "я - апостол", и функциональными: "быть неунывающим и деятельным - хорошо, остальное - плохо", "неважно, что используется непроверенная информация, главное - искренность и верность". В зависимости от степени самодостаточности установки могут нуждаться в более или менее систематическом подтверждении или закреплении. Самоутверждение всегда желает кем-то стать, желает достичь если не величия, то хотя бы популярности и успеха. И добрые дела в этом случае только прелюдия к становлению, только отблеск гордости. Человек подает монету нищему не от сочувствия к нему, не от реально ощущаемой боли другого, как своей, а от осознания себя "не таким бессердечным, как все остальные". Человек делает добро не от внутренних побуждений, а от сознания своей значимости. Таким образом, брошенная монета-милость закрепляет в человеке установку: "я - духовен".
Тщеславие ума
Человек может достичь самоутверждения и через тщеславие. Он окружает себя людьми, которые будут подтверждать "правильность" мнения эгоиста. Здесь человек вновь выступает в качестве потребителя. Ему нужны "единомышленники" для того, чтобы они закрепляли его эгоустановки. Такому человеку нужна только та обратная связь, которая подтверждает его правоту, укрепляет его эго. Это становится принципом формирования окружения. Любой человек, разрушающий систему питания его самодостаточности, становится ему неприятен. Негативная информация раздражает. От нее легче всего отгородиться своими мыслями, желаниями или делами, которым приписывается особая значимость. Например, неофит-сектант, встретив православного христианина, узнает "щекотливую" информацию о своей организации. Если неофит решится обратиться со сложными вопросами к своим руководителям, то, конечно, они назовут это клеветой и предложат поговорить о чем-нибудь более важном и вдохновляющем. А затем непременно перейдут к выяснению, как неофит исполняет требования общества. Логика здесь проста - раз у неофита есть сомнения, значит, он в чем-то провинился перед своим братством, особая значимость которого непреложна. Задача "опытного" руководителя - показать адепту его вину и, тем самым, поставить человека на место, пресечь возможность появления у него подобных вопросов в будущем. Необходимо поставить "железный занавес" от негатива, создать комфортный мирок, взрастить мнимую удовлетворенность членов общества.
Как же, все-таки, нас вербуют?
Жизнь секты есть торжество гордости и тщеславия |
На основе всего сказанного можно вывести принципы вербовки в секту.
Принцип 1. Удовлетворение самодостаточности. Секта формирует такую идеологию, которая помогает человеку обрести "полноту жизни", глубоко (на уровне подсознания) насыщая его потребность к самодостаточности. На практике это происходит так: человеку, попавшему к сектантам, помогают поверить в себя, самоутвердиться. Ему внушают, что все, что вокруг него происходит, устроено специально для него. Именно его ждали с нетерпением, он - "гвоздь программы" и источник всеобщей радости. Он любим и уважаем. Ради него здесь любой отдаст жизнь. В такой обстановке человек легко теряет голову: "Здесь меня любят, обо мне заботятся, здесь я ценность, там я никто". Я, мне, меня, себе, - человек наслаждается собственной значимостью.
Ох, уж эти приемчики...
Пропагандистские приемы сект разнообразны и хитры. Вот в качестве примера один психологический трюк, который в сектах называется, как правило, - "радикальное отношение к греху". Члены секты призываются спасти мир, и им следует быть на должной высоте. И потому на собраниях гремят обличения греховному миру и нерадивым адептам. Людей пугают трудностями, гонениями и даже возможной смертью, что возводит авторитет "апостольства" на вожделенную высоту. "Апостольство" - это красиво, значительно и современно, оно недосягаемо только "для ленивых, трусливых, плохих и религиозных". (Здесь надо уточнить, что под "апостольством" секта подразумевает свою модель достижения "полноты жизни", ничего общего не имеющую с истинным даром Духа Святого.) Секты, хотя и не сразу, а на более высоких ступенях "пути", говорят: "Придите к нам, и мы сделаем вас апостолами, гуру, пророками, мессиями - всем, чем хотите. Возьмите то, что в почете у лучших людей, что даст вам уверенность в себе".
Дать волю фантазии!
В дальнейшем пропаганда, становящаяся все более откровенной, развращает аудиторию самой бесстыдной лестью. Человек вдруг осознает себя "не от мира сего", "образцом для не спасенного мира" и т. п. Он попадает в некую виртуальную реальность, которая дает ему возможность ощутить себя в роли Христа, апостола, древнего пророка, ученика Будды, - в общем, дать волю фантазии. Сам факт принадлежности к секте мгновенно создает человеку (в глазах его собратьев и его самого) статус мученика и героя: он совершает трудный подвиг, можно сказать, что он просто умирает здесь за свою веру.
Конечно же, все это "подвижничество и мученичество" - сплошная профанация, игра воображения самовлюбленных людей. Начинается эта игра, как правило, с приглашения посетить собрание "счастливых", а заканчивается перспективой для всех "верных" самим стать хотя бы маленькими "гуру" (есть, правда, перспектива попасть на прием к психиатру), ну а самым горячим, возможно, будет разрешено выступить с кафедры перед собранием. От самого начала и до самого конца жизнь секты есть торжество гордости и тщеславия.
Продолжение следует...
Священник Александр Пермяков
|