|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№8 (173) август |
|
|
КОММЕНТАРИИ К ЕВАНГЕЛИЮ ОТ МАТФЕЯ А.И. Осипов
1: 21. родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
Иисус (греческая транскрипция еврейского имени Иешуа) означает «Спаситель». Этим именем сразу же была явлена цель Его вочеловечения — спасение людей от рабства греху и смерти, во власти которых, возмечтав стать богами (вы будете как боги, знающие добро и зло. Быт 3:5. Последние слова являются идиоматическим выражением Божественного совершенства), оказались прародители и все их потомки. В результате этого грехопадения произошло глубокое повреждение человеческой природы, ставшей, как пишет преподобный Максим Исповедник, «страстной, тленной и смертной» (Вопросоответы к Фаласcию. Вопрос 42). Поэтому и спасение состояло в исцелении и воскрешении человека через исцеление его природы от этих трех роковых язв и восстановление полного единения со всесвятым и благим Богом. Как это совершилось?
Поскольку в Воплощении Сын Божий, как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «уделил нам лучшее [при сотворении], и мы не сохранили, принимает худшее — разумею наше [поврежденное] естество — для того, чтобы через Себя и в Себе восстановить бывшее по образу и по подобию» (Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 4).
Апостол в Послании к Евреям прямо объясняет, в чем заключалась сущность спасительного подвига Христа: «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания» (Евр 2:10). (Кстати, почему Вождя, то есть Христа, в русском тексте написано с маленькой буквы?!) Употребленный здесь глагол «совершил» является, к сожалению, некорректным переводом греческого слова teλειώσε, которое означает «сделал совершенным», «довел до совершенства» (напр., Евр 10:1: «Закон… никогда не может сделать совершенными (греч. teλειώσε) приходящих»). То есть Бог Вождя (Христа) сделал совершенным.
Апостол и далее повторяет эту же мысль о Христе: хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (Евр 5:8—9). Переведенное здесь греческое слово teλειώσε деепричастием «совершившись» означает «став совершенным».
Но разве Христос был несовершенным? Святитель Григорий Палама пишет об уникальности воспринятой Сыном Божиим человеческой природы: «Слово Божие… приняло плоть такую, как у нас, и хотя совершенно чистую, однако смертную и болезненную» (Омилии. Омилия 16). Святитель Григорий Нисский говорит: «Чистый и Всецелый приемлет на Себя скверну естества человеческого, понеся на Себе и всю нищету нашу, доходит даже до испытания смерти» (Творения. Ч. 2. М. 1861. С. 368). Поэтому Своими страданиями и Воскресением Господь и сделал совершенной воспринятую Им в Воплощении человеческую природу, исцелив ее от смертности, тленности и страстности. Святые отцы прямо пишут об этом.
Святитель Кирилл Александрийский писал, что в Воскресении Сыну Человеческому было возвращено бессмертие, «которого [прежде] не доставало Христу по человечеству; его восполнил Ему Отец чрез Воскресение. Когда Он воскрес, смерть уже более не господствует над Ним. И всю природу Он удостоил этого совершенства».
Святитель Афанасий Великий: «Единородный соделался человеком, чтобы в Себе Самом исправить сие» (Толкование на псалмы. Псалом 44).
Преподобный Исаия Отшельник: «В Себе Он возвратил извращенное естество к естеству первобытному: таким образом Он спас человека» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник. Авва Исаия. 173).
Святитель Григорий Нисский: «Восприяв в Себя нашу нечистоту, Сам Он не оскверняется от скверны, но в Себе Самом очищает сию нечистоту» (Опровержение мнений Аполлинария (антирритик). 26).
1: 23. и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
В древности при рождении давали имя в соответствии с наиболее яркой чертой младенца, и, таким образом, оно уже характеризовало его. В данном случае евангелист, цитируя пророка, указывает на уникальную особенность Рожденного: Он не только Человек, но и Бог, Богочеловек.
Поэтому и все Благовестие (Евангелие) Христово, записанное апостолами, является Богодухновенным. Это означает, что оно не только Божественно и тем более не просто человеческое, но Богочеловеческое. В нем чисто человеческая сторона Писания — исторические факты, особенности языка, различный уровень способностей, образованности и знания деталей отдельных событий каждым из авторов священных книг — является лишь той человеческой формой, в которой миру дается Откровение о Божественных истинах.
К таковым истинам, открытым человечеству, относится учение о:
- Боге как Самой Истине и абсолютной Любви (1 Ин 4:8), а не земной справедливости;
- Боге предельного смирения, Который Крестом, а не царственным всемогуществом спасает человечество;
- Боге Триипостасном в Своей единой сущности, а не замкнутой в себе монаде;
- Воплощении как соединении Второй Ипостаси Бога — Логоса с реальной человеческой природой, а не иллюзорным явлением в человеческом образе или превращении в человека;
- Царстве Божьем не как изобилии всех благ земных, но как Царстве совершенной любви, духовной чистоты, святости;
- смирении как основополагающем условии и критерии истинной, богоподобной духовности человека, делающей его причастником Божеского естества (2 Пет 1:4) — Любви;
- всеобщем воскресении и вечном духовном и телесном благе сотворенного человека.
|