|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№8 (173) август |
|
|
Свт. Феофан Затворник ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ
(Продолжение. Начало в № 5 (146) май 2016 г.)
Перемена в духе — наша общая участь. Терпеть надо, предавая участь свою в руки Божии. Об одном да будет забота, чтоб всегда с Господом быть. Во всех случаях прямо к Нему обращайтесь, Ему открывайте тяготы души своей и молитесь, да избавит, аще волит. Отрады и утешение не суть окончательное свидетельство о добром настроении. Главное решимость и ревность Богу угождать, дух сокрушен и сердце сокрушенно и смиренно, и предание себя в волю Божию. Когда сие есть добре (2, п. 340, с. 210).
Конечный плод образование чувства к Богу, которое неразлучно с непрестанною молитвою, или есть одно и то же с нею. Тут бывает живой союз с Богом цель духовной жизни (1, п. 192, с. 235).
Главное ведь ходить пред Богом, или под оком Божиим с сознанием, что Бог смотрит на вас, на душу вашу в ваше сердце, и там все видит… Это сознание самый сильный рычаг в движении внутренней духовной жизни (4, п. 598, с. 75).
Внимание
Когда внимание в Боге, тогда неизбежно и все дела пойдут по-Божьему. С вниманием к Богу в тесной связи страх Божий, который есть источник всего хорошего и отгнатель всего нехорошего. Укрепившись, он образует благоговейный нрав. Берегите сей нрав, и все добре будет идти. Когда это даст Бог, а даст, когда усердно взыщете, тогда не будете жаловаться, что иной стишок недоговорен или поклон не положен, ибо тогда будете иметь то, что ищется трудами молитвенными (1, п. 203, с. 259).
Собрание ума в сердце есть внимание, собрание воли, собрание чувства, трезвение. Внимание, бодренность, трезвение три внутренних делания, коими совершается самособрание и действует внутрь-пребывание. У кого есть они, и при том все, тот внутрь; у кого нет, и при том хоть одного, тот вне (68, c. 206).
Что не так могли внимать себе, что делать? Господь видит, что это не столько от небрежения, сколько от обстоятельств ваших… и прощает вам ради скорби вашей о том. От житейских людей нельзя требовать такой сосредоточенности, какая обязательна для оставивших житейские порядки (8, п. 1310, с. 70).
Благослови вас Господи с терпением стоять в избранном порядке жизни. Внимание к тому, что бывает в сердце и исходит из него есть главное дело в христианской исправной жизни. Этим и внутреннее и внешнее приводится в должный порядок. Но ко вниманию всегда надо прилагать рассуждение, чтобы обследовать как должно происходящее внутри и требуемое внешностью. Без рассуждения и внимание ни к чему. Где взять рассуждение? В совести, просвещенной ведением Божественной воли, сказанной в Евангелии и Посланиях Апостольских. Этим путем очень удачно определяется, что можно и чего нельзя допускать в поступках, словах и начинаниях. Господь да умудрит вас (5, п. 764, с. 17).
…Рассеяние внимания охлаждает теплоту, а умаление теплоты ослабляет внимание. Отсюда закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу, всегда будешь в памяти Божией (2, п. 244, с. 65).
Благонастроение
Имейте в виду главное: именно сердце, благонастроенное ко Господу и ко всему, что требует от нас дело спасения (3, п. 497, с. 169).
Развивай в мыслях обилие милостей Божиих, явленных в творении, промышлении и особенно в искуплении, доведи до сознания, что ты милостями сими всесторонне объят: что ни движение, то милость; что меньше дышишь, нежели получаешь милостей, что миг больше, нежели расстояние милости от милости, или что ты стоишь в них неисходно (56, с. 396).
В горестях благо скрыто под скорбию сердца, оттого не ощущается и не видится, хотя есть не думательно, а действительно (4, п. 753, с. 250).
Вера
Вера не есть что-нибудь мало важное, как бы избыток сверх нуждался, а есть кровная и существенная нужда, как дыхание, пища, сон и прочее подобное. Знание ее есть дело самонужнейшее; потому и ревность о ней должна быть самая первая (56, с. 345).
Я в Отце, вы во Мне и Я в вас. Се цепь, связующая нас с Богом. Вот и вся система веры. И я не вижу у вас сомнений в этом. Полагаю, что их и нет у вас… Вы сами соблазняете, относя себя к числу неверов (1, 140, с. 161).
…Сущность веры нашей сокровенна и по причине непостижимости ее, и по причине сокровенности ее действия в нас. Зародилась она в тайне Триипостасного Бога прежде век, и приведена в исполнение непостижимейшим для всех тварных умов образом, и усвояется или причастными себя делает верующих тоже сокровенно (47, с. 311).
Вера дар, но не безусловный и не непосредственный. Дару веры предшествует своеличная вера с покорением ей ума, возжелание веры и взыскание ее (46, с. 203).
Правило веры слагается из следующих трех частей: из ведения содержания веры, из восприятия сего содержания сердцем и из введения жизни своей в порядок, указываемый верою (18, с. 518).
Вера сия идет от Бога, есть Его царский указ к нам, подданным, открыта нам с желанием, чтобы мы приняли ее и спасались ею (56, с. 341).
…Полное правило веры нашей начинается знанием, проходит чрез чувство и завершается жизнью, овладевая чрез это всеми силами существа нашего и укореняясь в основах его (18, с. 520).
Един есть Бог и Един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус (1 Тим 2:5). Так надо веровать во Христа Спасителя, таинства принимать, заповеди исполнять и все, что содержит и предписывает Святая Церковь. С Господом тот, кто с Церковью. Будьте так не суемудрствуя и будете на спасенном пути (1, п. 89, с. 74 75).
Вера, когда жива и пламенна, не может укрываться в сердце без обнаружения, а сама собой выходит и в слове, и во взоре, и в движении, и в делах (40, с. 108).
…Вера с страданием за нее есть высший дар (52, с. 67).
…Она <вера> входит в сок и кровь и становится неотделимым элементом жизни (54, с. 445).
Святость — цель жизни, вера ее производитель, охрана, опора и совершение (38, с. 36 37).
Вера… знаменует великий переворот в верующем. <Она> изливает в сердце верующего обильную благодать, дающую ему силу плодоприносить правду и святыню… (39, с. 238).
|