|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№1 (10) январь |
|
|
СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ!
Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися!
ПРОЛОГ
Когда западные христиане возвращаются к своим повседневным заботам, весь православный люд с замиранием сердца ожидает этот светлый и радостный праздник Рождества Христова. Все уже сжились с постом, а потому и Рождественский сочельник не в тягость.
Почти все знают, что этот день не принято было есть до первой звезды - в память о звезде вифлеемской. В церквах в вечерние часы шла торжественная служба, а не пошедшие на богослужение готовились к восходу звезды дома. В крестьянских семьях в ожиданий звезды все вместе читали вечернюю молитву, старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дары приносящих. Таким образом воспитывалось в ребенке уважение к обычаям и традициям. Россияне благоговейно относились к Рождеству Христову, праздновали его весело, ярко и красиво. На улицах и площадях славили Христа. Славлением Христа занимались дети и взрослые. Они ходили по домам с вертепом, звездой (зажженной свечой) и песнопениями о рождении Спасителя. Как правило, к ним присоединялся скрипач. Христославов, колядовальщиков одаривали деньгами, пирогами, колядками, медовыми пряниками. Люди всех сословий принимали участие в славлении. Не принять христославов считалось большим грехом для хозяина дома, оскорблением для христославов и неуважением традиций.
История празднования Рождества
Интересно, однако, что при всем значении и исключительности праздника Рождества Христова отмечать его в Христианской Церкви начали не сразу. Само событие Рождества Христова - Боговоплощение - почиталось всеми христианами всегда, но чин праздника, как и его дата, вырабатывались постепенно.
Первоначально Рождество Христово не праздновалось отдельно вообще, а затем празднование стало совершаться в один день с Крещением Господним (ныне отмечаемым в Православной Церкви 19 января по новому стилю).
Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии.
Примеру Римской Церкви последовали и Церкви христианского Востока. Уже святитель Иоанн Златоуст (IV век) определенно говорит о 25 декабря (по старому стилю) как о всем известной дате празднования Рождества Христова.
В нашей стране григорианский календарь был введен в 1918 году, но русская церковь продолжает пользоваться юлианским календарем по сей день.
Различие между старым и новым стилями в 1582 году (в год, когда он был введен в Европе папой Григорием) составляло 10 суток, в 18 веке - 11 суток, в 19 веке - 12 суток, и в 20 соответственно - 13 суток.
Временное несоответствие празднования Рождества различными церквами в настоящее время связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская, сербская и другие православные церкви) пользуются Юлианским календарем, 25-е декабря которого соответствует 7-му января григорианского календаря.
Православные христиане, празднующие Рождество по юлианскому календарю, единомысленно собираются в храмах, чтобы воспеть рождающемуся Богомладенцу Христу праздничную песнь...
"Христос рождается - славите, Христос с небес - срящите (то есть встречайте); Христос на земли - возноситеся (то есть возноситесь мыслью и молитвой ко Христу), пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися".
Так поют в православных храмах в рождественскую ночь.
Различные традиции
Однако красивый и торжественный праздник Рождества Христова отмечается в разных странах не одинаково, и несет на себе отпечаток обычаев и традиций определенного народа. Так, например, в католицизме Рождество Христово встречается пышно и торжественно тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем. Такое построение праздника символизирует собой Рождение Иисуса Христа от Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего человека. Со времен Франциска Ассизского в католических храмах устанавливают ясли с фигуркой Младенца Христа, для того, чтобы верующие могли совершить поклонение образу новорожденного Иисуса Христа. Сооружается вертеп (то есть пещера, где родился Иисус Христос) с фигурами Святого семейства и в православных храмах.
И в католицизме, и в православии во время Рождественской проповеди особенно подчеркивается та мысль, что с рождением Иисуса Христа (что символизирует приход в мир людей Мессии) открывается возможность перед каждым верующим человеком достичь спасения души и через исполнение учения Христова получить жизнь вечную и райское блаженство.
Америка
В Америке Рождество приживалось очень медленно. В Массачусетсе в колониальное время празднование было даже запрещено. Пуритане в Америке одно время пытались вместо Рождества сделать День благодарения более важным праздником.
Религиозное празднование начинается в ночь с двадцать четвертого на двадцать пятое декабря с полуночной мессы. Далее - шумное застолье, день рождения все-таки. Но это только схема. Не забывайте о том, что Америка страна многонациональная, поэтому зачастую от того, кто и как празднует Рождество, можно судить о том, откуда были его бабушки и дедушки.
Например, многие американцы, чьи предки переселились в Америку из Польши, до сих пор хранят свои традиции. Перед Рождеством они раскладывают сено на полу и под скатертью. Это должно напоминать им о постоялом дворе, хлеве и яслях, где был рожден Иисус. И никакого мяса до первой звезды ("Так ведь пост, матушка:"). Вечером, как только восходит первая звезда, начинается традиционный польский пир. Свекольный суп, разнообразная рыба, капуста, грибы и "сладкое мясо" (не настоящее мясо, а сладость из меда и мака) - традиционные блюда для такого праздника.
Церковное пение и первая звезда
Американцы с венгерскими корнями уделяют большое внимание церковной службе и пению в рождественский вечер и день. Пожалуй, больше, чем любые другие американцы, откуда бы ни были их предки. Вечером они собираются в своих дворах вокруг наряженных елок и ждут появления первой звезды. После этого готовят обильно приправленную пищу: рулеты с грецкими орехами и маком, вареники с медом и маком, бисквиты с тмином, кунжутом и анисом.
Совсем другая традиция на холодной Аляске. В рождественскую ночь группы мальчиков и девочек с фонариками в руках носят из дома в дом большую картонную звезду, украшенную кусочками цветной бумаги. Дети поют веселые песни, а жители предлагают им выпить освежающих напитков (и совсем не тех, о которых вы подумали - это же дети как-никак) и закусить.
В 1924 году в Вашингтоне было выращено первое национальное рождественское дерево. Говорят, что впервые украсил елку горящими свечками сам Мартин Лютер. С тех пор президент Соединенных Штатов ежегодно торжественно зажигает огни на этой елке (помните старое доброе "Раз, два, три - елочка гори!").
В настоящее время первоначальное значение Рождества почти утрачено. Праздник этот стал еще одним поводом собраться всей семьей, сделать друг другу приятные подарки, сказать приятные слова. На Рождество в Америке все становятся чуть-чуть добрее и внимательнее друг к другу.
Рождество - семейный праздник. В этот день дети, живущие отдельно от своих родителей, приезжают к ним, если у них нет своей семьи. Во всех школах и колледжах предусмотрены рождественские каникулы.
Вайнахт - Рождество в Германии
Вопреки распространенному представлению о немцах - "трудоголиках", готовых целый год работать, не разгибая спины, в Германии довольно много официальных праздников, отмеченных в рабочих календарях красным цветом отдыха. Большинство, конечно, религиозных, но немало и вполне светских - от Первомая до учрежденного не так давно Дня объединения страны. Однако главный и самый любимый - несомненно, Вайнахт, Святой Вечер, а по-русски - Рождество.
Основательные немцы готовятся к нему долго и тщательно, никак не меньше месяца. За четыре воскресенья до Святого Вечера о грядущем празднике вспоминает каждый: отмечается первый Адвент. Во многих немецких домах в этот день зажигается первая из четырех свечей на заранее приготовленном нарядно украшенном венке, и самые близкие друзья усаживаются за празднично накрытый стол, чтобы отведать гордость хозяйки - "штоллен" - дрожжевой кекс с душистыми пряностями, изюмом, цукатами и другими вкусностями.
Обычно накануне первого Адвента начинают работать рождественские базары. В разных городах страны разворачиваются почти три сотни таких ярмарок, и туристические агентства начинают наперебой приглашать в поездки к соседям - посмотреть, чем торгуют у них. Но самый главный, самый популярный рождественский базар Германии, по традиции, организуется в Нюрнберге, куда устремляются тысячи гостей со всех концов Земли.
Рождественский базар
Нюрнберг - старинный немецкий город. Каждый год 1 декабря в Нюрнберге торжественно открывается Рождественский базар, который длится до 12 часов дня 24 декабря. "Христос-Младенец всех зовет на свой Рождественский базар, спешите все на встречу с ним, добро пожаловать и млад, и стар!" По традиции эти слова торжественно произносит Младенец-Христос, открывая посвященный его рождению праздник. Чтобы услышать эти слова, проникнуться атмосферой праздника, насладиться сказочной феерией, каждый год в Нюрнберг приезжают более 2 миллионов туристов во всего мира. На улицах играют шарманки, тоннами жарятся каштаны и знаменитые баварские сосиски. И, конечно же, на каждом углу можно купить чашечку горячего глинтвейна - традиционного рождественского напитка.
С 1952 года каждый год более 2000 школьников Нюрнберга организовывают праздничное шествие через вечерний город с самодельными фонариками. Это прекрасное зрелище могут увидеть все гости Нюрнберга вечером по второй четверг декабря.
А для самых маленьких рядом с "взрослым" рождественским базаром в Нюрнберге на площади Ханс-Закс-Платц сооружен специальный рождественский рай для детей. В добротных домиках дети могут сами смастерить новогодний подарок родителям, изготовить свечи или что-нибудь испечь. Святой Николаус принимает в своем маленьком домике рождественские пожелания, фотографируется со своими маленькими посетителями, а по "детской" почте малыши могут послать письмо Младенцу Христу, который также "посещает" детишек каждый вторник в 14.30, а на "взрослый" базар он заходит каждый вторник и четверг в 15.00
Семейный праздник
После рождественской службы немецкая семья усаживается за праздничный стол, на котором главенствует, конечно же, традиционный гусь с яблоками и капустой. Закрываются окна и двери, начинается Святой Вечер, когда каждый стремится оказаться в кругу самых близких людей, насладиться радостью общения друг с другом. После месячной кутерьмы и вакханалии предпраздничных приготовлений два рождественских дня поражают тихой торжественностью и камерностью.
Каждый город готовит для рождественского базара свои сувенирные кружки, ежегодно их расцветки и рисунок меняются, так что за несколько лет можно собрать забавную коллекцию. До позднего вечера шумит на площади веселый торг, а наутро возобновляется с новой силой. И так - четыре недели.
Близится кульминация! Но в первое рождественское утро - новое удивление: город чист, тих и пуст. Полны народом только церкви. Даже тот немец, который целый год не ведал сюда дороги, в Рождество отправляется к мессе. Кирха тоже празднично украшена пушистыми елями, над алтарем сияет Вифлеемская звезда, а у входа под витринным стеклом целая композиция: вертеп, ясли младенца Христа, вдали торжественные процессии - приближаются волхвы с дарами. Бросишь монетку в щель - и оживет библейская сцена: загорится путеводная звезда, побежит горный ручеек, двинутся караваны.
Солнечный остров
Незадолго до главного христианского праздника, отмечаемого на Кипре в ночь с 24 на 25 декабря, на улицах кипрской столицы наряжают елки, украшают дома гирляндами, а входные двери жилищ - рождественскими венками. На центральных улицах и площадях Никосии выступают детские хоры, школьные оркестры, дети, а порой и взрослые ходят колядовать: группа из нескольких детей ходит по домам и предлагает спеть песенку. Если хозяин дома соглашается, то должен терпеливо выслушать пение детей, а затем от-благодарить. Традиция эта настолько популярна в городах и деревнях православного Кипра, что в предрождественские дни никто не удивляется большому количеству детей, кочующих от одного дома к другому.
На Кипре подарки на Рождество принято дарить не только в семье, но и родственникам, сослуживцам, знакомым. Поэтому магазины в эти праздничные дни работают без перерывов, до позднего вечера, чтобы каждый мог найти достойные подарки своим близким и друзьям. Очень часто киприоты дарят друг другу прекрасное кипрское вино.
Рождество в Норвегии
На фермах и в деревнях вдали от шумных трасс приготовления к Рождеству начинаются задолго до праздника. Варится специальное рождественское пиво, готовятся традиционные блюда из свинины, выпекается огромное количество печений (минимум 7 видов), а также рождественский кекс с изюмом, кардамоном и цукатами. Детей особенно вдохновляет запах выпекаемых сладостей, и они с еще большим нетерпением торопят Рождество.
Дом убирается с особенной тщательностью, заготавливается достаточное количество дров, чтобы в течение трех первых дней Рождества не затухал огонь в камине.
В конце 19 века из Германии пришел обычай ходить в лес и выбирать новогоднюю елку, украшать ее. Сейчас это чаще всего делают родители, чтобы дети с большим восторгом встретили приход этого праздника.
В канун Рождества семья идет в хлев и оставляет там тарелку с рождествен-ской кашей для Юлениссе [норвежского Деда Мороза]. Он считается покровителем фермы. Эта церемония проводится в большей степени для детей, но, может быть, кто-то из старшего поколения и верит в существование маленького гнома. И это еще не все!
Делается специальное угощение и для птиц. Это шест с прикрепленным к нему снопом из ячменя или пшеницы, а также не забывают и домашних животных.
Колокольный благовест
В полдень в Рождественский день церковь звоном колоколов возвещает о приближении праздника. Даже колокол в Рождество не ленится. Он очень призывно издает свое "динг-динг-динг", наполняя людей праздничным настроением.
Непосредственно само празднование Рождества в семье начинается торжественным чтением Евангелия. Часто достается семейная Библия, которой не один десяток лет, а то и несколько сотен лет, содержащей в себе многочисленные записи о рождениях, свадьбах, крещениях и т.д. членов семейного клана.
После этого следует семейный ужин.
Дети за столом в тайне торопят окончание семейного ужина. Ведь они еще не видели рождественскую елку! Наконец открывается дверь в гостиную. Дети с замиранием сердца входят в главную комнату и : полный восторг от зрелища украшенной новогодней елки и коробок с подарками под ней, сладостей и предвкушения игр, хороводов. Далее вся семья водит хороводы вокруг елки и поет песни. Когда дети, наконец, получили подарки, впрочем, как и взрослые, начинаются игры, и подходит время к сладким печеньям, кексам и конфетам.
Рождественское утро
Утром в Рождество семья идет в церковь, днем - семейный обед с традиционной свининой в качестве главного блюда. В стародавние времена служба была ранней, еще до завтрака. Во многих коммунах и сейчас можно посетить пережившие многие столетия деревянные церкви. Потемневшие от времени стены несут на себе очарование и мистицизм средневековья через сохранившиеся рунические надписи, рисунки и резьбу. Имеющий уши да услышит слабый отзвук сотен и сотен рождественских служб!
Рождественский вечер и рождественский день открывают череду, или своеобразный сезон, многочисленных праздников, которые длятся вплоть до 13 января, дня святого Канута или двадцатый день после празднования Рождества. Все эти двадцать дней - сплошной праздник. Все наслаждаются катанием с гор, играми, весельями. Детям разрешается одеваться в маскарадные костюмы, дурачиться, одним словом. Любимое развлечение - ходить от фермы к ферме и получать сладкие угощения. Эта традиция получила название "Рождественский Козел". Возникновение этого праздника уходит корнями далеко в Средние Века, но до конца не установлено, почему эта традиция получила название именно Рождественского Козла.
Исторический персонаж
А какой Новый год и Рождество без Деда Мороза. Конечно, Дед Мороз - элемент языческого фольклора, но так тяжело устоять перед соблазном увидеть легкое недоумение и радость на лице ребенка. Тем более что...
Наверное, мало кто догадывается, что привычный персонаж рождественских празднеств Санта Клаус не какой-то мифический образ: родной брат гномов и кузен домовых, а реально существовавшая личность. Правда, звали его несколько иначе, да и жил он не в холодной Лапландии, а в теплой Малой Азии.
Звали его Николай, родился он в малоазийском городе Миры Ликийские, на территории нынешней Турции, около 245 года, а окончил свой земной путь примерно в 334 году, 6 декабря. Он не был ни мучеником, ни монахом, ни известным церковным писателем. А был он простым епископом. Поэтому не стоит удивляться, что нам не удается найти упоминания об этом пастыре, сделанные еще при его жизни или же вскоре после его смерти. Не те были времена. Самое древнее упоминание его имени мы находим в "Похвале", написанной константинопольским патриархом Проклом на переломе IV и V столетий.
Как обычно и бывает, недостаток информации породил благочестивые народные легенды, появлявшиеся на протяжении веков. Из них мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки и раскладывая в окна пирожки.
Но как бы там ни было с нашими историческими изысканиями, почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, его просили о молитве, уповая на исцеления и помощь от Господа при его молитвенной поддержке и заступничестве.
Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно величественным епископом и простым, добрым святым и скорым помощником.
Появление Санта - Клауса
Но все же, каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.
Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря своеобразному мюзиклу стал на Западе почитаться как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится.
Таким образом, Санта Клаус - толстый веселый старичок, который разносит подарки, стал неотъемлемой частью празднования Рождества по всему миру. У него обязательно белая борода, красная курточка, штаны и шапка с белой меховой оторочкой. Он разъезжает на запряженных северными оленями санях, наполненных доверху подарками. Он проникает в дома через дымоход и оставляет подарки под елкой или в специальном носочке, но только послушным детям.
В Англии его называют Father Christmas, что переводится, как Батюшка Рождество.
Дедуля Мороз
Русский Дед Мороз не имеет никакого отношения к Святому Николаю. Дед Мороз - это обрядовый фольклорный персонаж, который живет в лесу. Его жена - Зима. И господствуют они на земле с ноября по март месяц. Иногда в очень старых сказках его зовут Дедом Трескуном, иногда Морозкой. Хотя взбалмошный Морозко это, скорее всего, Дед Мороз в юности.
Ближайший родственник Деда Мороза живет в Лапландии и называется он Йолупукки. Долгое время считалось (а многие и сейчас так думают), что Йолупукки и есть настоящий Дед Мороз. Может, это оттого, что финское правительство давно возвело его в культовый ранг, сделали рекламу, выстроили дом на горе Корватунтури, придумали почтовый адрес и объявили этот адрес по всему миру.
Как бы то ни было, но финский Йолупукки получает самое большое количество писем от детей и взрослых со всех континентов. Каждый год в полдень 24 декабря он приезжает на северных оленях в сопровождении своих юных помощников тоннту (мальчики и девочки в красных колпачках и красных комбинезончиках) в Турку - самый старый город Финляндии. Здесь с городской ратуши провозглашается Рождественский мир.
Благодаря рекламе и американской настойчивости красно-белый Санта Клаус постепенно вытесняет английского Отца Рождества, французского Рождественского Деда, финского Йолопукки и даже нашего Деда Мороза. Это современная жизнь...
Ирина Ирхина
|