|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (175) октябрь |
|
|
О счастье, свободе и христианской вере
23 августа 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с участниками III Международного православного молодежного форума. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
(Окончание. Начало № 9 (174) сентябрь 2018 г.)
Пример из жизни
Приведу вам пример, который вы все хорошо знаете. У каждого гаджет в кармане — уже давно известно, что это небезобидная вещь, что через гаджет можно наблюдать за человеком, собирать информацию, причем информация может хранится неизвестно где, далеко за пределами нашей страны. Многие ученые предупреждают: будьте осторожны, через этот приборчик очень легко отслеживать вашу жизнь. Скажите, пожалуйста, кого-нибудь это остановило от прекраснодушной болтовни, от того, чтобы посылать в пространство Интернета самые разнообразные сообщения, полностью раскрывая самого себя, думая, что это будет касаться только того, кому ты адресуешь свои мысли, свои переживания, свои чувства, всю свою подноготную? Я иногда ради пастырского интереса перелистываю комментарии, которые можно найти в Интернете под той или иной публикацией, — поражаешься, как человек выворачивает все свое нутро наружу. Такое впечатление, будто он в исповедальне находится. Куда все это идет? Кто это использует? Но нас это не ограничивает, мы делаем то, что хотим, потому что это удобно и приятно.
Так вот, через создание ценностей, которые удобны и приятны, очень легко создать систему, способную управлять массами. Чаще всего это происходит, когда больше всего говорят о свободе. В наше время свобода — это один из фетишей, один из самых ярких и сильных политических лозунгов, и при этом современная цивилизация создает средства и способы тотального контроля за человеческой личностью. Ведь они удобны, приятны, обеспечивают комфорт, и мы, абсолютно не задумываясь ни о чем, используем все эти средства.
Я бы хотел, чтобы вы меня правильно поняли. Я не против того, чтобы люди пользовались всеми этими гаджетами, Интернетом для участия в дискуссиях. Я призываю вас к разумности, к разумной сдержанности. Ведь хорошо сказано в Евангелии: «Не мечите бисер свой перед свиньями, потому что они могут обернуться и растерзать вас» (см. Мф 7:6). Нужно оставлять свое личное пространство достаточно закрытым в том смысле, чтобы через вторжение в него никто не мог нанести вам существенного вреда.
Как сохранить свободу?
Ну а теперь вопрос: как же во всех этих условиях сохранить свободу? Тотальный контроль может быть обеспечен через колоссальное влияние моды и других способов формирования общественных вкусов и предпочтений. Об этом написаны целые библиотеки — как формируется мышление масс, как управляются огромные коллективы людей, такие технологии существуют. И возникает вопрос: а как же во всем этом разобраться? Как же не потеряться во всех закоулках современной жизни? Как сохранить свободу? Это очень важный вопрос. Кому-то это может показаться странным — о какой свободе идет речь, я совершенно свободен! Но если вы посмотрите на все факторы, которые влияют на вас и формируют ваше мышление и ваше поведение, то окажется, что эти факторы очень эффективно направляют вашу жизнь в ту или иную сторону.
Что же нужно, для того чтобы быть свободным? Замечательные слова находим в Евангелии от Иоанна: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8: 32). И речь идет не о человеческой истине, не о человеческой мудрости, не об очередном -изме, не о какой-то философии и идеологии, — речь идет о Божественной истине.
Многое было разрушено в европейской культуре с приходом антропоцентризма, но единственное, что невозможно было разрушить ни тогда, ни в последующее время, ни во времена гонений на Церковь в нашей стране — невозможно было разрушить доверие людей к слову Божиему. Евангелие дает нам с вами откровение об Истине. Только очень важно, чтобы это откровение не осталось в нашем сознании на уровне каких-то заученных фраз, чтобы оно стало действительно частью нашего мировоззрения, чтобы оно помогало нам в жизни. И Евангелие сделает нас свободными! Оно делает нас свободными! Оно делало нас свободными во времена страшных гонений на Церковь, я застал еще эти времена, я помню, как деклассированы были верующие люди. Помню, как кто-то из священнослужителей, который дружил с моим отцом, узнал, что я собираюсь идти в семинарию, — а это было в эпоху хрущевских гонений. И этот батюшка совершенно откровенно сказал мне: «Не делай этого, потому что всему, чему ты хочешь служить, может быть, осталось существовать только лет десять, все закончится». Я не послушал того батюшку и никогда об этом не пожалел. Ибо я видел способность нашего поколения, предыдущих поколений, кто на Соловках отбывал страшную каторгу за веру Христову, оставаться свободными в условиях внешней несвободы. И я думаю, их подвиг, их страдания, их жизненный пример должен и нас научить тому, чтобы оставаться свободными в условиях внешней свободы — не отдавать никому свою душу, кроме Бога, сохранять свою способность критически оценивать все то, что приносит нам сегодня информационный поток.
«Все мне позволительно, но не все полезно…»
Замечательные слова мы находим в Писании, которые могут помочь нам понять, как же распорядиться своей свободой. «Все мне позволительно, но не все полезно, —говорит апостол Павел, — все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6:12). Возможность чего-то достигать не означает, что ты непременно должен этого достичь. Многообразие человеческого опыта не предполагает, что каждый человек должен все на своем опыте испытать. Вот это стремление и желание познавать только то, что тебе нужно и полезно, и формирует человеческую мудрость. Господь действительно наделил с вами свободой. Я бы сказал даже, что наделил, ограничив Свою собственную свободу. Он ограничил Свою собственную свободу, основав этот мир на физических законах, и эти физические законы действуют с непреодолимой силой. Взрываются вулканы, происходят землетрясения, многие люди говорят: «А где же тут Бог?» А Бог — в творении, Он пожелал, чтобы мир существовал именно на таких законах, мы не знаем почему. Мои мысли — не ваши мысли, говорит Господь (Ис 55:8). Он так основал мир, что его законы работают с непреодолимой силой и в каком-то смысле ограничивают Божественную свободу — но это по Божественному замыслу.
Так же и человеческая неправда, человеческий грех как бы ограничивают Божественную свободу, потому что Бог не ломает человеческую свободу, Он Свою свободу ограничил нашей свободой. Вот почему никогда не следует говорить: «А где же Бог? Почему Он это допускает?» Он допускает все то, что происходит от действия законов, на которых основан мир, и от действий человека, которому дана свободная воля. Бог ограничивает Себя нашей свободой, и это свидетельствует о великой Божественной любви. Ведь Господь мог создать нас запрограммированными на добро. Я много раз об этом говорил: как мы будильник ставим на утро, программируя время своего пробуждения, так и Он мог запрограммировать весь мир. Однако Он этого не сделал. Он оставил каждого человека свободным, но эта свобода сопряжена с ответственностью человека за свои деяния. И вот здесь, может быть, самое важное: видя зло, которое существует в мире, видя несправедливость в человеческом обществе, мы должны не возлагать ответственность за все это на Бога и не снимать ответственность с себя.
Мы ответственны за этот мир…
Человек — венец творения, и Господь нам вручил этот мир. И от того, как мы себя ведем, как мы строим свои отношения, как мы строим отношения друг с другом, с окружающим нас миром, с природой, от того, какова наша гражданская позиция, какова наша позиция перед проблемами в нашей жизни и в жизни человечества, — от этого будет зависеть не только лицо человеческой цивилизации, но и состояние нашей бессмертной души. Потому что если мы миримся со злом, если мы отступаем, если мы идем на компромиссы, то мы совершаем грех. И Бог дает нам возможность пройти жизненный путь по этой нами определяемой траектории, но в конце этого пути Он спросит с нас.
И потому от того, как мы живем, как мы мыслим, как мы чувствуем, как мы строим отношения с окружающим миром, зависит счастье здесь, благополучие этого мира и, конечно, то, что ждет нас в вечности. Мы должны помнить, что христианская вера, христианская религия — это религия оптимизма. Почему? Да потому, что Господь дал нам, людям земли, великий дар свободы, и чтобы мы его не использовали во зло, Он нас вразумил, Он дал нам Евангелие, Он дал нам руководящие указания к тому, как идти по жизненному пути. И, следуя этим Божественным предначертаниям, мы действительно можем преобразить свою собственную жизнь и преобразить лик окружающего нас мира.
Именно к такому шествию по жизненному пути я и призываю всех вас. Идите по жизни спокойно, с верой в Бога, никогда не отказываясь от этой веры. Постарайтесь строить свою жизнь и свои отношения с окружающим вас миром на основании Божественного закона, которому мы научены через Господа нашего Иисуса Христа, и Его благословение пусть пребывает со всеми вами.
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси
|