|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№1 (10) январь |
|
|
В ЦЕРКВИ ДУША ПОПАДАЕТ В РОДНУЮ СТИХИЮ
Жизнь иногда подбрасывает нам неожиданные сюжеты. Во время беседы с о. Александром Соколовым, назначенным недавно настоятелем будущего храма святой великомученицы Татьяны (он будет построен в начале ул. Александра Невского, неподалеку от комплекса зданий госуниверситета), выяснилось, что уже когда-то писал об этом человеке. В конце 1980-х - начале 1990-х годов батюшка был: неоднократным чемпионом и призером юношеских первенств СССР по легкой атлетике, входил в сборную страны. Установленные им областные рекорды на спринтерских дистанциях 100 и 200 м до сих пор не побиты. Были успехи у калининградского спринтера Александра Соколова и на чемпионатах мира и Европы среди взрослых. Как же случилось, что, прервав успешно развивающуюся карьеру спортсмена-легкоатлета, он выбрал совсем другой путь - духовный? Об этом рассказывает сам о. Александр, проповеди которого часто можно услышать в храме Христа Спасителя, где он сейчас служит.
- Крестился я в 13-летнем возрасте в Волгограде, куда каждое лето приезжал к родственникам во время каникул. В Калининграде тогда православных храмов, да и никаких других, просто не было. После крещения, помню, когда шел с родителями из храма, у меня было очень радостно на душе. Я не мог тогда объяснить это ощущение. А впервые осознанно зашел в открытый уже в Калининграде Никольский храм лет в 19-20, когда учился на факультете физвоспитания КГУ.
- То есть в детстве желания посвятить свою жизнь служению Господу не было?
- Абсолютно нет. После Никольского, я стал часто посещать Крестовоз-движенский собор на "острове", поскольку рядом жил, ходил туда по воскресеньям, ставил свечи. Но тогда я еще совсем не понимал смысла таинства причастия. Хотя всегда после службы уходил из церкви с чувством утешения. Все-таки молитва, хоть она тогда была у меня не совершенна, исходила из сердца, и Господь давал мне что-то. А потом, я даже сам себе не могу объяснить почему, у меня появилось желание более глубоко познать православную веру.
Почитав в книгах, а потом уже приступив к таинствам исповеди и причастия я понял, что, если я не начну исполнять суть христианства, то я не смогу называть себя христианином, не смогу спокойно и удовлетворенно жить, обманывая сам себя. Потому что, когда приходил в церковь, я чувствовал, что моя душа как бы попадает в свою родную стихию.
- А как это соотносилось с учебой в КГУ, на таком специфическом факультете физвоспитания?
- Поначалу я ведь и не каждое воскресенье ходил в церковь. В 1992 году перед Олимпийскими играми в Барселоне я получил травму, потребовалась операция. На Олимпиаду я, к сожалению, так и не попал...
- Батюшка, пожалуйста, подробнее расскажите о Ваших успехах на беговой дорожке.
Как и многие юноши, я занимался спортом. Своим успехом обязан, прежде всего, тренеру Геннадию Антуновичу. Кстати, это человек искренне верующий, православный. Часто именно вместе с ним, бывая в других городах, я ходил в храмы. Он в какой-то степени поспособствовал тому, что я выбрал стезю священника.
Ну а что касается спортивных достижений, то наиболее крупным была победа на юниорском первенстве мира 1990 года. В следующем году уже на чемпионате мира среди взрослых прибежал восьмым. Последнее мое выступление в большом спорте состоялось в 2001 году, тогда на чемпионате России по легкой атлетике сборная области победила в эстафете 4х100 м.
- Активно занималась спортом, вы уже думали о духовном пути. Когда окончательно поняли, что вряд ли посвятите в дальнейшем свою жизнь обычной для спортсмена такого уровня профессии тренера, какую вы, собственно говоря, и получили, закончив КГУ?
- Начать надо, наверное, с того, что уже с 1995 года я стал ходить в церковь каждое воскресенье. В 1997 году я переехал в Московский район и стал посещать храм Покрова Божьей Матери. Его настоятель отец Вадим предложил мне стать алтарником храма, научил меня читать на церковно-славянском языке, петь в хоре. С его помощью, по книгам я выучил богослужебный устав. Старался быть добросовестным христианином, но о поступлении в семинарию не думал. Занимался спортом, как тренер на стадионе "Локомотив" вел группу детей в СДЮСШОР-4.
Надо сказать, на первом этапе моего воцерковления спорт мне не мешал. Даже в чем-то помогал, поскольку, если по-настоящему им занимаешься, вырабатывается самодисциплина, чувство ответственности.
- А посты? Их ведь надо было тоже выдерживать.
- Посты, конечно, были щадящими. Как говорится, не человек для поста, а пост для человека. Отец Вадим это прекрасно понимал и благословил меня. Но, в конце концов, я сам начал ощущать, что глубокая духовная жизнь не совместима с большим спортом. Если ты хочешь идти по пути полного духовного совершенства, ты должен чем-то пожертвовать. Хотя еще в 1998 году я всерьез думал о продолжении тренерской карьеры, набрал группу малышей. Собирался стать тренером-преподавателем СДЮСШОР-4.
Но человек предполагает, а Бог располагает. Однажды на службе меня вместе с другим послушником заметил епископ Балтийский Пантелеимон и предложил поступать в семинарию. Для меня это стало полной не-ожиданностью. Следующий такой разговор случился спустя почти год. Владыка просто подошел и сказал: "Благословляю поступать в семинарию".
- Тут уже невозможно было отказаться...
- Да. Его слова глубоко запали мне в душу. Позже митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл также дал свое благословение, и в том же 2000 году я поступил в Смоленскую Духовную семинарию. Как говорится, обратного пути уже не было:
- Трудно было поступать? Что сдают при поступлении в семинарию?
- Пишут изложение по какому-то отрывку из Нового Завета, потом надо прочитать псалтырь на церковно-славянском языке. Обязательно спеть надо что-то из церковной службы. Кроме того, надо знать наизусть несколько основных молитв: утренние и вечерние. Затем члены комиссии во главе с митрополитом Кириллом задавали вопросы, было что-то вроде собеседования. В конце концов, меня благословили учиться на заочном отделении.
- То есть Вы, батюшка, начали учиться и продолжали тренерскую деятельность, участвовали в соревнованиях. А как коллеги по спорту отнеслись к факту Вашего поступления в семинарию?
- Большинство не знали, что я поступил. Хотя многие знали мое отношение к православной вере, что я помогаю в церкви. Какого-то недоумения, тем более осуждения не было. Наоборот, ко мне часто подходили, задавали вопросы по православной вере. То есть какого-то дискомфорта я здесь не ощущал. А узнав, что я стал священником, отнеслись очень благосклонно.
Незадолго до окончания семинарии, в мае 2003 года, был рукоположен митрополитом Кириллом в священники. Службу начал в малом кафедральном соборе Христа Спасителя и до сих пор здесь служу.
- Сейчас Вас благословили стать настоятелем будущей храма св. мученицы Татьяны. Его еще только предстоит построить. Почему решено построить храм рядом с КГУ?
- Жизненный опыт подсказывает, что всегда рядом с интеллектуальным центром должен быть и духовный. Так было в дореволюционной России, эти традиции возрождаются и сейчас. Невозможно давать студентам просто сумму знаний, нужно, чтобы человек приобрел такие качества души, которые помогали бы ему стать полноценной личностью. Этому в полной мере способствует Русская Православная Церковь.
Вопрос о строительстве храма рядом с КГУ назревал давно. Примерно два года назад была достигнута договоренность, под строительство была выделена земля. Так как издавна покровительницей российского студенчества является святая мученица Татьяна, решено назвать храм в ее честь.
- Откуда возьмутся средства на строительство?
- На Руси, как только начиналось строительство храма, Господь всегда помогал в этом святом деле. Люди от всего сердца жертвовали, всегда находились те, кто давал средства, молился, а также безвозмездно трудился на этом благом поприще. И мы уповаем на Божью помощь и помощь всех добрых людей, которыми, поверьте, не оскудела Русская земля.
Точные сроки завершения строительства тоже знает только сам Господь. Надеюсь, что стены и купол храма св. Татьяны, его внешний облик будут радовать нас уже через два-три года.
Фото автора и из архива о. Александра Соколова
Дмитрий ОСИПОВ
|