|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (175) октябрь |
|
|
Школа как соборное единство
Ежегодно 5 октября более чем в ста государствах отмечается Всемирный день учителя, учрежденный в 1994 году. Это профессиональный праздник всех работников сферы образования — день, в который отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад не только в обучение и воспитание подрастающего поколения, но и в целом в развитие общества. Потому логично было в октябрьском номере газеты «Спас» предоставить слово директору средней школы № 38 Василию Владимировичу Борзенкову, воцерковленному, православному человеку, хорошо понимающему, насколько важно для общества духовно-нравственное развитие конкретного человека. Процессу духовно-нравственного образования в 38-й школе уделяется повышенное внимание.
— Василий Владимирович, образование в нашей стране носит светский характер. Насколько все-таки удается вам как православному человеку соблюдать этот самый баланс между светским образованием и вашим стремлением привить подопечным духовно-нравственные основы жизни? Начнем вот сразу с такого философского вопроса.
— Необходимо прежде всего определиться с понятием «светскость образования». Мне представляется, что принцип светскости не отменяет духовный и культурный контекст образования. Образование включает в себя воспитание, оно не может рассматриваться вне культурно-исторической парадигмы, вне ее аксиологического аспекта. А именно ценности определяют культуру. Мы восторгаемся нашей живописью, архитектурой, музыкой, словесностью, но от нас зачастую скрыт смысловой код того, чем восхищаемся. Поэтому миссия директора российской школы сегодня — направить основных участников образовательного процесса на ценностный аспект родной культуры, доминанту воспитания великих людей в российской истории, которые как раз демонстрировали всему миру высокий уровень нашего образования. В этом заключается сердцевина, сущность патриотического воспитания, а не во внешних формах. Именно системная работа в ценностно-смысловом направлении, которая строится на основе отечественных культурно-исторических традиций, превращает школу в субъект образования, а не просто формальное место, куда приходят на уроки.
Сегодня часто приходится слышать, что дети учатся в школе, а не у Школы. Это потому, что школа не рассматривается обществом как важный смысловой центр, где дети не просто сдают экзамены по физике и литературе и получают первичную профориентацию, а научаются быть счастливыми. Так что не вижу здесь противоречия.
— Насколько актуален в этом ключе вопрос духовно-нравственного воспитания детей?
— Для того чтобы Школа смогла помочь сформировать жизненно важную позицию ребенка, его отношение к окружающему миру, проявляющееся в мыслях и поступках, она сама должна обладать таковой позицией. Школа является зеркалом, в котором отражаются все социально-экономические, политические реформы, все процессы в обществе, как положительные, так и отрицательные. Поэтому школа сегодня просто обязана иметь крепкий стержень, крепкую опору для того, чтобы ребенок мог ориентироваться в этом мире. Таким стержнем является система духовно-нравственного воспитания. В то же время существует противоречие между возвращением в педагогику категории «духовно-нравственное воспитание» и определением образования как качественной «услуги». Семьи воспитанников превращаются в «заказчиков образовательной услуги», а школа — в «исполнителя». А может ли быть воспитание услугой? Очевидно, что такая система взаимоотношений с семьей непродуктивна и несовместима с понятиями «содружество», «единомыслие», «сохранение традиций», «взаимопонимание». Поэтому вопросы духовно-нравственного воспитания сегодня приобретают особую актуальность в каждой образовательной организации.
Если же понимать назначение педагогики в христианском контексте как подготовку человека к вечности, то отношения между участниками образовательного процесса должны складываться только на основе любви и взаимоуважения.
— И как удается справляться с этим в вашем учреждении образования?
— Великий педагог Антон Семенович Макаренко как-то заметил: «Человек не воспитывается по частям, а создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается». Поэтому наша школа стремится к формированию воспитывающей среды на основе принципа соборного единства. Соборное единство школы выстраивается на принципах взаимодействия всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов), развития духовного единства школьного сообщества и каждой личности в отдельности. А основной формулой таких отношений можно назвать принцип: «Разнообразие в частностях, единство в главном, и во всем — любовь». Мы считаем, что именно соборность позволяет создавать единое для всех участников образовательного процесса ценностное поле школы.
— Вы стали директором в 2001 году, то есть 17 лет назад. Можно ли считать, что весь этот период в школе велась особая работа с педагогами, детьми и родителями по становлению общего ценностного уклада?
— Только общие ценности и доверие могут объединить людей в эффективные сообщества. Роль директора школы в этом плане велика и стратегически важна. Имеет значение, как сам руководитель образовательной организации понимает свою роль: как услугу, которую надо качественно выполнить, или как миссию, подразумевающую служение. А служение не может быть без крестоношения. От этого осмысления своего директорства руководителем школы зависит все. В том числе процесс духовно-нравственного воспитания им будет рассматриваться либо формально, либо это будет центральная задача школы и его директорской жизни как таковой. С одной стороны, я как православный человек понимаю собственную немощь, с другой — не забываю о некотором Промысле Божием, которым я поставлен на свое служение, и об ответственности. С одной стороны, у меня как у директора есть определенные рычаги управления. С другой — считаю, что не надо слишком громко говорить людям о Боге, надо жить так, чтобы сами спросили.
Если говорить об особой работе с педагогическим коллективом, то она началась с обсуждения миссии школы. Мы сформулировали ее так: «Школа для всех». Под этим мы сначала понимали работу с разным контингентом учащихся, например, с детьми с различными образовательными потребностями и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Спустя какое-то время была добавлена уже упомянутая мной формула отношений: «Разнообразие в частностях, единство в главном, и во всем — любовь». И наше понимание миссии школы весьма расширилось. «Школа для всех» — это то место, где дети, педагоги и родители помогают друг другу становиться лучше.
Наша школьная жизнь наполнена особым содержанием, в том числе преподаванием духовно-нравственных дисциплин, внеклассной работой на основе духовно-нравственных ценностей, объединяющей всех участников образовательного процесса. Одним из первых событий, намеченных мной и теперь ставших традиционными, были внутришкольные детские Рождественские чтения, к участию в которых я приглашал священников. Сначала Чтения проходили один день и в достаточно узком кругу, а сейчас в них участвует вся школа. Все вместе мы обсуждаем не какие-то общие темы, а конкретное направление, выраженное одним словом, близким каждому человеку. Например, что такое «любовь», «счастье», «милосердие», «прощение».
— А как ваши коллеги, школьные учителя, отнеслись к повышенному вниманию к духовной составляющей воспитания? Тоже сразу восприняли как должное?
— Конечно, не все так просто было. Александр Иванович Герцен заметил: «Новое надобно созидать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твердо держится на костылях привычки». К сожалению, ничего в мире не меняется так медленно, как человеческое сознание.
Для нас проблема ценностных противоречий в педагогическом коллективе впервые ярко проявилась весной 2003 года, когда педагогов пригласили на Пасхальные встречи с настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Калининграда протоиереем Марьяном Позунь. Часть коллектива восприняла это приглашение негативно. Тогда, 15 лет назад, началась целенаправленная работа с педагогами по созданию единого ценностного поля. Начинали мы с совместного просмотра кинофильмов с последующим обсуждением (например, «Страсти Христовы», «Остров»). После просмотров возникали вопросы, поэтому стали востребованными встречи с православными священниками. Обмен мнениями позволил педагогам соотнести свои представления о добре и зле, попробовать выстроить свою траекторию решения жизненных и педагогических ситуаций на основе духовно-нравственного развития и воспитания. Это дало возможность создать атмосферу доверия в коллективе, найти единые точки соприкосновения взглядов и представлений.
Постепенно начал формироваться коллектив педагогов — единомышленников, начались изменения в сознании и деятельности всего педагогического коллектива. Традиционные формы внутришкольного повышения квалификации педагогов (педагогические конкурсы, педсоветы, семинары, мастер-классы и т.п.) стали наполняться новым содержанием, основанным на принципах норм и правил сотрудничества на основе духовности и нравственности. Последнее время актуальность приобретает такая педагогическая технология, как мастерская ценностных ориентаций. На педагогических мастерских происходит процесс приобретения нового опыта и обретения новых смыслов путем индивидуального и коллективного открытия. О содержании мастерских сами за себя говорят их названия: «Учитель», «Человек», «Рождество», «Заповеди» и др. Во время педагогической мастерской происходит неформальное общение, коллеги узнают новые стороны друг друга не только в профессиональной сфере, но и в личностной, мировоззренческой. А иногда самым парадоксальным образом педагоги неожиданно меняют казалось бы давно устоявшуюся точку зрения на какой-либо предмет или понятие. Это очень важно, так как такие формы повышения квалификации позволяют преодолеть педагогические штампы и стереотипы.
Американский поэт Уолт Уитмен сказал следующее: «Единственная вещь в мире, которую мы способны изменить — это мы сами, и в этом заключается наш единственный шанс изменить мир».
— А как на практике для учащихся разных классов и по разным школьным предметам выглядит процесс духовно-нравственного воспитания? Например, на уроках литературы?
— При изучении мотивов поведения тех или иных героев произведений возможно привлечение жития святых, если православные святые являются историческими прототипами произведений или современниками героев произведения, или своей жизнью и подвигом могут служить ответом на поставленные духовные вопросы бытия человека. Например, изучая тему нового человека в произведениях Пушкина или Лермонтова, говорим о Серафиме Саровском как примере цельного человека, основы души которого проявляются в его жизни через подвиги духа. Житие Георгия Победоносца как пример служения приводится при изучении произведений о Родине поэтов XIX—XX веков. При изучении личности Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание» в 10-м классе невозможно обойтись без изучения в Священном Писании сути воскрешения святого Лазаря.
На уроках русского языка и литературы важным компонентом урока является работа со словом: разбор происходит по нескольким разделам русского языка (этимология, словообразование, правописание, лексическое значение). Однако слова подбираются не случайные, а несущие особый духовный смысл: милосердие, покаяние, отшельничество, богомолье, соборность.
— С литературой и русским языком понятно. Здесь все проще. А другие предметы?
— Взять, например, урок музыки. Преподаватель старается добиться, чтобы музыкальные произведения выступали не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения.
В качестве примера. В конце XX века русский советский композитор Валерий Александрович Гаврилин сочиняет симфонию-действо для солистов, хора и ударных инструментов под названием «Перезвоны». Одна из частей «Перезвонов» имеет название «Молитва» (№ 17). В центре внимания — разбойник, который в свой последний час подводит итог прожитой жизни. Вся жизнь проходит перед умирающим человеком в последний час, и, оглядываясь на начало жизни, герой взывает к Господу с мольбой о прощении. С учениками обсуждается, что такое молитва, какой образ рисует музыка Гаврилина, написанная в жанре молитвы, для чего нужна человеку молитва.
С 2014—2015 учебного года в 10 классах введен элективный курс «Нравственные основы семьи и брака». Курс позволяет учащимся рассматривать вопросы любви и брака, проигрывать различные жизненные ситуации на уроке, обсуждать свои собственные проблемы и пути решения, увидеть корни традиций семейных отношений в современной российской семье, проанализировать изменения, дать им оценку.
Беседовал Дмитрий Осипов
Продолжение следует
|