Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№10 (175) октябрь

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВАЖНОМ 

 

Что сделать, чтобы Бог меня не наказал

 

Что такое религиозность? Почему она бывает невротической? И как невроз искажает религию? Об этом размышляет психолог, ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.

 

Что такое религиозность?

 

Религиозность является реализацией такой же фундаментальной потребности личности, как безопасность или самореализация, как любовь или свобода. Религиозность — это потребность человека в Высшем, духовном, священном, в таком обосновании, подкреплении и оправдании жизни и ценностей, без которых личность теряет смысл жизни.

Каждый человек ищет То или Того, Кто или Что стоит над ним и над миром, над вещами и событиями, над страданиями и счастьем, над жизнью и смертью. Человек ищет Того или То, что имеет высший смысл, потому что смысл необходим нам для жизни, как воздух. Как зрелая форма духовности, а не как родительская традиция или общественная установка, религиозность отвечает на глубинные запросы человека.

Другое дело, что реализована она может быть по-разному: через магию или мировоззрение, но самой распространенной является реализация через религию. Большинство человечества (а по данным ООН о распространенности религии в мире, это от 85% до 92%) живет, избирая для себя ту или иную форму религиозности.

         Впрочем, религиозность может быть как здоровой, так и невротической.

 

Искать в другом человеке — Бога

 

Здоровой религиозностью считается такое отношение к Высшему, к Богу, в котором сам человек не преследует никаких иных целей, кроме собственно отношений с Богом, кроме своей веры и освящения высшими ценностями своей жизни. Человек ищет в религии Высшего, чтобы сделать жизнь более осмысленной.

Здоровая религиозность реализуется через веру, принадлежащую этой вере традицию и обряды. Она требует учения. И чем учение более развито и обосновано, чем больше связано с элементами всей культуры человека, чем доступнее, устойчивее, тем больше отвечает религиозной потребности. Если учение носит характер случайного, непродуманного, маргинального, мрачного и запутанного, то удовлетворения в религиозной потребности оно приносит гораздо меньше.

Здоровая религиозность всегда отвечает на вопрос: в кого я верю? как я верю? как представляю себе отношения человека с Богом?

В здоровой религиозности все направлено на познание и встречу, потому человек в каждом листочке, слове, улыбке ищет Божественное. В другом человеке он ищет образ Бога, но никогда не идеализирует его, потому что носителем Высшего является только Господь.

Здоровая религиозность претендует на максимальную ясность, осознанность собственного мира. Она склонна внутри себя содержать порядок. Это метафора доброго хозяина, который знает, где и что у него лежит в доме. Он помнит, что хранится в подвале, а что убрали на чердак. У него всегда чисто и убрано, окна вымыты, через них видно Небо.

 

Как религия поможет мне манипулировать другими?

 

Но нередко религиозность используется для иных целей. Их много. Они не имеют отношения к религии, скорее исполняют роль психологических компенсаций для людей с неустойчивой психикой, которые трудно адаптируются к быстро меняющемуся миру.

Такую религиозность называют невротической. В ней человек удовлетворяет потребность в безопасности и компенсирует то, чего ему недостает. Причем этот недостаток может быть как подлинным, так и мнимым. Субъективно человек переживает в себе самом дефицит фундаментальных опор, смыслов, убеждений, правил, норм. Не умея противостоять реальности в себе, человек ищет внешнюю поддержку, которая обеспечила бы стабильность и предсказуемость жизни, заменила бы недостающие личностные механизмы. Такой поддержкой могут стать идеология, мировоззрение, стереотипы, научная (и псевдонаучная) картина мира. Может быть ею и религия.

В этом случае религия «решает» не свойственную себе задачу: психологическую компенсацию или личностное удовлетворение. Религия становится не связью с Богом, не союзом Неба и человека, не возведением себя и мира (анафорой), а инструментом адаптации к неудовлетворительному устроению действительности.

Нездоровая религиозность отвечает на совсем другие вопросы: как Бог может мне помочь? как религия может помочь мне избавиться от страха? как она может помочь манипулировать другими людьми и иметь власть над ними? как она может помочь лучше устроиться в жизни, защитит от агрессии, избавит от депрессии?

И это лишь некоторые мотивы, которые встречаются в нездоровой, невротической религиозности.

Зачем человеку это нужно? Неужели сам человек этого не видит? На основании пастырского опыта и практики психологического консультирования отвечу на этот вопрос отрицательно. Очень часто приходится сталкиваться с тем, что в религию приводит людей именно желание использовать свою веру как средство дополнения реальности или утоления душевной боли.

Очень часто человек обращается в Церковь, чтобы удовлетворить свои эгоистические личностные потребности, связанные со страхами и болью. Предполагается, что религия исправляет искажения личности, приносит избавление от невротических страхов, вторгается в отношения людей, умилостивляет начальников и наводит порядок в мире. Но религия — это связь с Богом, а не волшебник Гудвин. Религия возводит человека в Небеса, а не наводит порядок в спальном районе или тоталитарной стране.

 

Мотивы, или как реализуется невротическая религиозность

 

Мотив первый: страх.

Всякий раз, когда религия используется личностью как психологическое лекарство, возникает опасность, что человек будет в религии разочарован и окажется во власти тревоги и страха. Это и есть религиозный невроз — противоречивое блуждание в неисполняемых надеждах и агрессивных попытках подстроить религию под собственные страхи.

Вообще, мотив страха — один из мощнейших двигателей. Но когда человек ищет в религии избавление от страха и тревог, то он ищет такую систему, учение, а главное — практику, которая принесет ощущение, что он находится в безопасности, не будет наказан, а Бог, духи не будут ему вредить и мстить.

Типичный страх магического — это «если не угожу злому духу, он станет мне мстить».

От этого возникает желание и необходимость совершить обряд угождения этому духу. Самое удивительное, что эту архаичную установку люди приносят в христианство. «Что я могу сделать такого, чтобы Бог меня не наказал и мне не навредил в моей жизни?» Это пример невротической религиозности, когда человеком движет страх наказания, а не желание связи с Богом.

Мотив второй: власть

Мотив власти не менее силен. Религия дает правила и каноны. В системе традиций, обрядов, в вероучении люди ищут такие правила и установки, которые позволят им манипулировать, управлять, возвыситься над другими, то есть ищут способ защитить себя от страха перед тем, что управлять будут ими.

В невротическом стремлении к власти лежит страх быть покоренным властью другого.

Поэтому мужчина, обладающий инфантильной личностью, ищет в религии правила своего преобладания в семье и социуме. Не умея наладить отношения, не пользуясь авторитетом, боясь своей несостоятельности, он приходит в христианство с целью обрести там патриархальные религиозные устои и ими заместить свой комплекс неуверенности.

Или женщина, переживающая с детства отвержение своей собственной женственности и страдающая от сексуального внимания мужа, ищет в религии подтверждения своего отвращения к сексу, оправдывая его монашескими наставлениями и библейскими цитатами.

Жаждущий предсказуемости, стабильности в браке мужчина приводит на исповедь свою избранницу. Он сразу предупреждает священника, что хочет, чтобы будущая супруга исповедовала все свои пороки, тем более что она вступала в интимные отношения с другими мужчинами. Он хочет «вступить в брак в полной искренности, взять ее чистой, что без исповеди невозможно».

Иными словами, такой мужчина пытается манипулировать и священником, и женщиной, и даже правилами, используя их для себя. Но он всего-навсего боится быть обманутым и пытается избавиться от своих страхов.

Ровно это же происходит, если к священнику с завидной регулярностью ходит женщина, исповедь которой всегда развивается по одной и той же схеме — «согрешила обидами, злобой, наговорила лишнего, раздражалась…». С этого момента всегда начинается рассказ, как правило заранее написанный на одну-две страницы, в котором подробно изложено объяснение, на кого и почему она раздражилась.

Такие рассказы заканчиваются стандартным резюме: «они виноваты, что сделали из меня жертву, несчастную, вообще пытаются меня унизить и даже уничтожить, а все потому, что я иду к Богу». Иными словами, в своей невротической религиозности она использует религию для своих бессознательных и личностных целей, как способ снять с себя и переложить ответственность на других.

 

Протоиерей Андрей Лоргус

Окончание следует

По материалам: Православие и мир

 

Видал я невольно падших; и видал произвольно желающих падать, но не могущих; и я счел сих последних окаяннейшими падающих на всякий день; потому что, не имея возможности согрешить, желают злосмрадия греховнаго.

 

Св. Иоанн Лествичник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 3

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.