Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№11 (176) ноябрь

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВАЖНОМ 

 

Что сделать, чтобы Бог меня не наказал

 

Что такое религиозность? Почему она бывает невротической? И как невроз искажает религию? Об этом размышляет психолог, ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.

 

(Окончание. Начало в №10 (175) октябрь 2018 г.)

 

     Ровно это же происходит, если к священнику с завидной регулярностью ходит женщина, исповедь которой всегда развивается по одной и той же схеме: «Согрешила обидами, злобой, наговорила лишнего, раздражалась…». С этого момента всегда начинается рассказ, как правило заранее написанный, на одну-две страницы, в котором подробно изложено объяснение, на кого и почему она раздражилась.

     Такие рассказы заканчиваются стандартным резюме: «Они виноваты, что сделали из меня жертву, несчастную, вообще пытаются меня унизить и даже уничтожить, а все потому, что я иду к Богу». Иными словами, в своей невротической религиозности она использует религию для своих бессознательных и личностных целей, как способ снять с себя и переложить ответственность на других.

 

Мотив третий: слабость и тревога

 

     Так женщина, не сумевшая найти свою любовь и выйти замуж, ищет в религии оправдание гнушения браком или реализацию своих надежд в отношениях в общине.

     Еще более ярким вариантом невротической религиозности является самобичевание и мазохизм. Почему это происходит? Как правило, эта форма невроза связана с пережитым, может быть, в детстве или юности психологическим насилием, в котором ребенка убедили, что он страшный грешник или грешница и наказание от Бога ему обеспечено.

     Человек с таким мощным эмоциональным сдвигом страха наказания ищет в религии, как это наказание снять, как избавить себя от него.

     Например, одна из моих прихожанок в детстве была напугана мамой. Та говорила девочке, мол, если не будешь делиться всем: яблоками, сладостями, игрушками и так далее, — будешь подвергнута мытарствам, как блаженная Феодора. Мама читала девочке книгу о воздушных мытарствах блаженной.

     Именно потому эта напуганная женщина в религии ищет способа снять угрозу наказания. Таких способов много, но мазохизм — самый простой из них. Он и есть возможность наказывать себя в этой жизни, чтобы полностью исчерпать приговор Божий в отношении себя в жизни загробной.

     Человек бессознательно начинает себе вредить. Он объявляет себе запрет на счастье, отказывает себе в удовольствиях, но загоняет себя на работе, подвергает опасности заболеваний (простуды, циститы, гастриты типичны для таких людей) или занимается мелким и неосознанным членовредительством (расчесывает руки, рвет волосы), то есть наносит себе вред напрямую. И это рискованное поведение имеет одну задачу — подвергнуться какому-то страданию, которое было бы избавлением от грядущего наказания. Страдать здесь, чтобы не страдать на том свете.

 

Мотив четвертый: ожидание чуда

 

     Увы, немало таких женщин, которые приходят в Церковь в надежде, что Бог устроит их счастье, брак, отношения. Эту категорию женщин можно классифицировать на три группы.

     В первом случае женщина уверена, что Бог пошлет того, кто станет ее принцем. Поэтому она видит перед собой одну простую задачу: угождать Богу, просить, молиться, исповедоваться, ожидая, что чудо случится и счастье однажды свалится на нее.

     При этом потенциальных отношений у такой женщины нет, да и быть не может, потому что она бежит от них, боится, уверена, что Бог и так пошлет ей отношения, вызвав в ней любовь.

     Такая женщина хочет, чтобы отношения были от Бога. От Бога она примет все. Но обычно так происходит, что на горизонте появляется человек, выдающий себя за «посланника от Господа Бога», а на самом деле обнаруживающий в такой женщине потенциальную жертву.

     Женщина легко обманывается, верит в миф, страдает, так как такой мужчина не только живет за ее счет, но унижает, бьет, часто требует невозможного. Такого мужчину она терпит, веря, что именно его ей послал Господь, именно им Он наградил ее.

     Для второй группы женщин характерно отсутствие доверия Богу. У такой женщины нет просьб к Нему, зато есть желание встретить в церкви верующего мужчину. Раз верующий, значит, соблюдает правила. Раз соблюдает правила, значит, хороший и станет правильно воспитывать детей, любить и заботиться о жене. Верующий мужчина как гарантия безопасности. Но это вновь ловушка.

     Такие мужчины действительно проявляют благочестивость, много молятся, стоя чинно, регулярно исповедуются, даже плачут, переполненные чувством. Они с усердием помогают по храму, угождая всем и каждому. И когда, наконец, какая-нибудь женщина, умилившись православным достоинствам, выходит за такого человека замуж, то картина повторяется. Начинается эксплуатация, манипуляция, тирания, унижение, иждивенчество.

     Женщина снова терпит, будучи убежденной, что так и должно быть, ведь муж православный. Таким мужчинам нужна поддержка от батюшек, от монахов, от канонов. И значит, у него всегда будет возможность манипулировать женщиной с невротической религиозностью, апеллируя к правилам и канонам.

     Ловушка невротического ожидания — это состояние, когда человек не доверяет своему разуму и чувству. Видя, кто перед ним, человек больше доверия имеет к традиционным формам поведения, чем к собственным ощущениям.

     Третий тип невротической религиозности пусть редкий, но довольно опасный. Для женщин этого типа характерно, приходя в храм, видеть в священниках, церковнослужителях, любых других мужчинах в храме идеал: крепких, волевых, не пьющих, не курящих, не блудящих, мужчин — аскетов и тружеников.

     Идеализация православных сотрудников храмов приводит к тому, что женщины влюбляются, пытаются выстраивать романы, интригуют с другими такими же женщинами. Как правило, они сами в храме бесплатно эксплуатируются, их вынуждают жертвовать деньгами и даже квартирами. Внутри их живет невротическая надежда, причем абсолютно бессознательная, сознательного здесь и быть не может, что служение Церкви и Богу (а на самом деле мужчинам) и есть реализация женского призвания.

     В католической литературе описана и другая невротическая религиозность, точнее,  крайняя ее форма, связанная с влюбленностью в священников, монахов и Господа Бога. Эти тексты, увы, мало переведены на русский язык, хотя тема очень развита в католической пастырской практике в Германии и Австрии.

     Впрочем, я и сам видел такие примеры в Лавре, будучи семинаристом. Там много  женщин, которые крутятся вокруг монахов, шьют, готовят, вяжут, выполняют роль матерей, сестер и нянечек. Это женщины с огромной внутренней жаждой служения, которая не всегда, но очень часто бывает вариантом невротической религиозности. Их потребность в Высшем реализуется в таком служении.

 

Сколько же невротиков в храме?

 

     Таких оценок не существует. Никто не считал, да и невозможно это сделать. У каждого священника свое представление об этом, поэтому данные могут разниться. Люди с неврозом выбирают своеобразных священников. Прежде всего тех, которые готовы слушать, подыгрывать, оказывать дополнительное внимание и уделять время. Иными словами, «по Сеньке шапка», «каков поп, таков и приход».

     С начала моего служения так было и со мной. Я сам невротик, мне знакомы невротические мотивы и в себе я постоянно обнаруживаю их. Люди с невротической религиозностью ко мне тянулись.

     Не менее половины тех, кто приходит в храм, все-таки люди со здоровой  религиозностью. Среди второй половины часть невротики, еще часть — просто психически нездоровые люди. И даже эта четверть делится на две половины. На тех, кто действительно тяжело и серьезно болен, и тех, кто находится в пограничном состоянии, как принято говорить у психиатров. То есть нет очевидной психиатрии, но есть колебание на грани, склонность. Иными словами, в храме примерно четверть прихожан-невротиков, но я надеюсь, что все-таки меньше.

 

Стремиться к смыслу и исцелению души!

 

     Кто-то ищет в религии страданий, подтверждая свой мазохизм, кто-то обретает силу и уверенность, становясь фанатиком, кто-то находит для себя фантастическую мифологию. Во всяком случае, невротизм проявляется в извращении религиозности своей души.

     Невротик делает религию невротической для себя, а не наоборот.

     Религия может принести человеку смысл и исцеление души, если это будет действительная религия, т.е. связь с Богом. Если же человек в религии ищет исцеление своих травм и комплексов, то найдет лишь свой невроз.

     Для современного православия невроз опасен мифологией и психологизацией. Невроз всегда источник лжи. И он нуждается во лжи. Невроз всегда погружение в лабиринт душевных неурядиц и личностных самообманов. Невроз искажает религию и приносит боль. Но рано или поздно невроз выгоняет человека из религии, и он уходит из общины и Церкви. И это по-настоящему печально.

 

Протоиерей Андрей Лоргус

По материалам: Православие и мир

 

Как выучились вы писать?! Трудом писания с желанием писать исправно по образцам. Делайте так и в молитве, - и выучитесь. Сама не придет; учиться надо. 1. Навыкайте ходить в присутствии Божием, пред очами Божиими с соответственными тому чувствами. 2. Как только свобода - кладите поклоны, в чувствах сокрушения и смирения. 3. Читайте книги все о молитве, - и размышляйте о ней. 4. Паче же всеми силами старайтесь церковное богослужение проводить в памяти Божией, а затем и домашнее правило. Тереть надо душу и согреется. Теплота когда придет, тогда и мысли улягутся, - и молитва станет чиста. Все же от благодати Божией. Почему и надо молиться Господу, чтоб дал молитву.

 

Св. Феофан Затворник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 6

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.